Получи документы

Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования

Таcлима Садыкова
Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования

Т. Н. Садыкова

г. Муравленко, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями управления качеством дошкольного образования. Дана характеристика понятия качества дошкольного образования, средства его достижения – профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: дошкольное образование, качество образования, управление качеством образования, профессиональная компетентность.

Публикация «Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» размещена в разделах

В новых социально-экономических условиях актуальной проблемой является повышение качества образования на всех уровнях, в том числе на этапе дошкольного образования. В п. 1.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается, что государство должно обеспечить возможности для получения качественного дошкольного образования [3].

Качество образования, согласно п. 29 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», понимается как «комплексная характеристика образовательной деятельности»[4]. Ответственность за качество образования несет образовательная организация.

Под качеством дошкольного образования понимается степень соответствия образовательного процесса в дошкольной образовательной организации целевым установкам, закрепленным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и образовательной программе дошкольной образовательной организации (ДОО).

Качество образования является важным вопросом для всех заинтересованных сторон – государства, общества, образовательной организации (управленческого персонала и педагогического коллектива, родителей. При этом каждый субъект образовательного процессе формулирует свои требования к качеству образования. При этом одним из условий управления качеством дошкольного образования выступает профессиональная компетентность педагогов как субъекта образовательного процесса.

Педагог должен осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нормативных документов, при этом постоянно повышая уровень своей профессиональной подготовки (ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», при этом дошкольная образовательная организация должна создать для этого условия (п. 3.2.6 ФГОС ДО).

В связи с тем, что проблема формирования компетентных педагогов ДОО определена на законодательном уровнем, возникает необходимость в создании условий для повышения квалификации, формирования высокого уровня компетентности педагогов, их саморазвития и самосовершенствования в целях обеспечения качества дошкольного образования.

В научной литературе рассматриваются различные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО (Л. Н. Атмахова, С. Г. Молчанов, М. М. Поташник, Н. Б. Пикатова, Е. П. Тонконогая, П. И. Третьяков, Л. Ю. Шемятихина и другие).

Л. Н. Атмахова считает, что профессиональная компетентность педагога ДОО – это потенциальные возможности, знания и умения, опыт, ценности личности, которые позволяют эффективно решать профессиональные задачи с учетом всех требований и характеристик [1].

С. Г. Молчанов считает, что профессиональная компетентность педагога есть комплекс образовательных, профессиональных и личностных компетенций, социально-профессионального статуса и уровня профессиональной квалификации педагога, профессионально-важных качеств и педагогических способностей, которые в совокупности позволяют эффективно решать задачи профессиональной деятельности [2].

Педагогические условия, при которых возможно успешное управление профессиональной компетентностью педагогов ДОО, включают в себя: формирование активности и внутренней мотивации педагогов и организацияразных форм методической работы как средства формирования профессиональной компетентности педагогов.

Мотивация является важным условием формирования профессиональной компетентности педагогов ДОО. Формирование мотивации педагогов – это одна из важнейших функций в структуре организаторской деятельности руководителя ДОО. Функция мотивации руководителя – это создание таких стимулов для работников образовательной организации, чтобы они были заинтересованы в повышении качества образовательного процесса.

Существуют различные способы мотивации. К материальным способам мотивации относятся премии, ценные подарки, организация досуга работников, предоставление возможности вести платные дополнительные образовательные услуги, назначение на руководящую должность (например, председателем методического объединения) и т. п. Руководству также важно использовать и нематериальные способы мотивации. Интеллектуально-творческие способы мотивации ориентированы на создание условий для профессионального роста педагогов, в том числе карьерного.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОО должна быть создана эффективная система методической работы. К наиболее эффективным формам методической работы, по мнению К. Ю. Белой, Л. М. Волобуевой, Л. М. Денякиной, Е. В. Коротаевой, Т. П. Колодяжной, Е. П. Милашевич, Л. В. Поздняк относятся локальные, интраактивные и интерактивные.

К локальным формам методической работы относятся формы, которые организуются в ДОО. К ним относятся традиционные, устоявшиеся формы методической работы, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов. Это различные семинары, консультации, творческие отчеты, методические совещания, проектная деятельность и другие.

Интраактивные формы методической работы могут быть организованы между дошкольными образовательными организациями. К данным формам методической работы можно отнести проблемные семинары, организацию методического кабинета, службы или центра, проведение деловых игр, конкурсов профессионального мастерства, методических объединений педагогов, занимающихся разработкой определенных проблем дошкольного образования.

Наиболее эффективными в современных условиях являются интерактивные формы методической работы. Это различные дискуссии, практикумы, разнообразные формы взаимообучения и взаимоконтроля педагогов, обмен педагогическим опытом, проектная деятельность, организация конференций и фестивалей, конкурсов, дистанционное обучение и другие.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога на современной этапе выступает как средство управления качеством дошкольного образования. К условиям успешного управления профессиональной компетентностью педагогов ДОО относятся формирование активности и внутренней мотивации педагогов и организация разных форм методической работы как средства формирования профессиональной компетентности педагогов.

Список литературы

1. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Екатеринбург, 2006. 24 с.

2. Молчанов С. Г. Профессионально-педагогическая компетентность – объект описания, формирования и оценивания // Инновационное развитие профессионального образования. 2014. № 2. С. 14–17.

3. Молчанов С. Г. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113-126.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 4–18.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. М., 2018. 787 с.

Публикации по теме:

Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога» Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога» Цель: Выработка единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога.

Консультация для педагога «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» Тема: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями» Аннотация. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль.

Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя» Протокол №19 заседания педагогического совета №2 от 31.10.2016 Тема: «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: познакомить с.

Проблема управления качеством дошкольного образования Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Предъявляются новые требования к дошкольным образовательным учреждениям,.

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным.

Профессиональная компетентность педагога в ДОУ «Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ» Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная.

Профессиональная компетентность педагога ДОО в условиях реализации ФГОС  2 СЛАЙД - Нормативно-правовые документы. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ); Федеральный государственный.

Профессиональная компетентность педагогов В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное.

Семинар-практикум «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» Понятие педагогической компетенции Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования
Опубликовано: 7 марта 2019 в 18:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД