Папки-передвижки

Профессиональная компетентность педагогов

Елена Пастушенко
Профессиональная компетентность педагогов

Профессиональная компетентность педагогов

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие).

Публикация «Профессиональная компетентность педагогов» размещена в разделах

Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.

Педагог- профессионал- это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития образовательного процесса, свое места в нем и обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способный к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок. Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

Становясь профессионалом своего дела каждый педагог проходит 4 стадии :

1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность :

• нет необходимых знаний, умений и навыков

• не знает, об их отсутствии

профессиональная самооценка : «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).

2. Вторая стадия – сознательная некомпетентность :

• осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает

профессиональная самооценка : «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

3. Третья стадия – сознательная компетентность :

• знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять

профессиональная самооценка : «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).

4. Четвёртая стадия – бессознательная компетентность :

профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение

профессионализм является частью личности.

• высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

• воспитательно-образовательной;

• учебно–методической;

• социально–педагогической деятельности

• Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности :

• осуществление целостного педагогического процесса;

• создание развивающей среды;

• обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

• Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога :

• знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

• умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

• Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :

• планирование воспитательно-образовательной работы;

• проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

• Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности :

• знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

• умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

• владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

• Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности :

• консультативная помощь родителям;

• создание условий для социализации детей;

• защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

• знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

• умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного

совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

-работа в методических объединениях, творческих группах;

-исследовательская, экспериментальная деятельность;

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

-различные формы педагогической поддержки;

-активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

-обобщение собственного педагогического опыта.

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия.

Педагог должен иметь возможность:

систематически проходить курсы повышения квалификации;

изучать современную методическую, педагогическую литературу;

посещать обучающие семинары, практикумы и т. д. ;

участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами;

участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности;

изучать информационно-компьютерные технологии;

участвовать в конкурсах профессионального мастерства;

иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок;

осуществлять работу по самообразованию;

Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность.

Поэтому, именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

А закончить хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без

творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Прикреплённые файлы:

konsultacija_2i4n8.pptx | 2583,88 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства» Хочу поделиться с вами темой моего выступления «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства».

Деловая игра для педагогов ДОУ «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС» Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ «Профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС ДО». Цель: активизация мыслительной деятельности.

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.

Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя» Протокол №19 заседания педагогического совета №2 от 31.10.2016 Тема: «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: познакомить с.

Профессиональная компетентность педагога в моделировании развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Протокол заседания районного методического объединения заведующих ДОУ «Профессиональная компетентность педагога» Протокол заседания районного методическое объединение заведующих муниципальными казенными дошкольными образовательными учреждениями. Тема:.

Сценарий семинара-практикума для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС» МБДОУ детский сад №96 комбинированного вида г. Владикавказа Вульф М. Э. ,старший воспитатель,высшая квалификационная категория Семинар – практикум.

Семинар-практикум с педагогами «Речевая компетентность педагогов» Семинар-практикум с педагогами «Речевая компетентность педагогов» Учитель-логопед Гагарина В. И. Цель: повышение культуры речи как компонента.

Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова (г. Муравленко) Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования В статье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность педагогов
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 21:41
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД