Лариса Каменчук
Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам.
Осень
«Язычок в лесу» - язычок «шагает» по зубкам.
«Листики качаются на ветру» - «Часики».
«Опадают листики с деревьев» - «Качели».
«Дятел стучит по стволу» д-д-д-д-д-д.
Огород
«Спрячем горох за щечку» - упр. «Футбол».
«Вкусное варенье»
«Язычок пролазит в огород» - упр. «Расческа».
«В огороде стоит качеля» - упр. «Качеля».
23 Февраля
Публикация «Комплекс артикуляционной гимнастики по лексическим темам» размещена в разделах
«Пограничники ползут» - упр. «Расческа»
«Танк едет на бой» - упр. «Оближем наши зубки по кругу».
«Танкисты стреляют» - упр. «Месим тесто».
«Лётчики летают» - упр. «Часики».
а) «стрельба» : к-г, к-г. к-г.
б) «пулемет» : т-т-т-т-т
в) «самолет» - ллллл
г) «вертолет» :ррр-рррр
д) «барабан» : д-д-ддд, д-д-ддд
Дикие животные
«Зайчик» - поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубки.
«Сердитый волк» - нижнюю губу прикусить верхней губой.
«Ежик фыркает» - вибрация губ.
«Лосенок сосёт молоко и чмокает» - «почмокать»
«Волк кусает губы» - покусать сначала нижнюю губу, затем –верхнюю.
Домашние животные
Дети выполняют артикуляционные упражнения под медленную музыку в медленном темпе, под быструю – в быстром.
• «Кошечка лакает молоко»
• «Облизывается»
• «Коза жуёт траву»
• «Лошадки»
• Аудиопопевка «Коза»
• За-за-за – прибежала к нам коза.
• Зы-зы-зы – ой, беда у той козы.
• Зо-зо-зо - не поют козлята «ЗО».
• Зу-зу-зу – надо выручить козу.
Животные жарких стран
«Слон» - буду подражать слону, губы трубочкой тяну.
«Бегемотики» - рот пошире открываем, в бегемотиков играем.
«Обезьяны на качелях» - на качелях из лианы вверх взлетают обезьяны.
«Полосатая лошадка» - упр. «Лошадка».
«Жираф жует листочки.» - покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.
Животные Севера
«Морж широко открывает рот и ловит рыбёшек»-окошечко.
«Полярная сова и пингвины снесли яйца»-губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой.
«Тюлень цедит воду сквозь зубы»-улыбочка, сблизить зубы:с-с-с-с-с-с
Для языка
«Морж на лежбище»-положить широкий язык на нижнюю губу.
«Дельфин на охоте»- острым языком двигать влево-вправо.
«Тюлень ловит рыбу»-язык чашечкой.
Хлеб. Злаки
1. «Жнем колоски» - облизываем верхнюю губу широким языком, придерживаем подбородок.
2. «Молотьба» - Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д].
3. «Веем зерно» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
4.«Спрятать зёрнышки попеременно то за левую, то за правую щёчки». (Надувать попеременно то левую, то правую щёки.)
Насекомые
«Пили гости чай из чашек» - упражнение «Чашечка».
«Чаю в чашки наливаем, сахар ложкой мы болтаем» - упр. «Болтушка».
«Подуем на горячий чай» - ФФФФФФФФ….
«Муха угощала блинчиками» - упр. «Блинчик».
«Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.
«Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».
«Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.
«Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.
«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.
«Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.
Новый год
У меня в моем лесу есть подружки сосульки. Они такие худенькие
(Втягивают щеки в себя.)
Как-то раз гуляли мы Снеговичком – Толстячки по лесу (Надувают щеки)
и повстречались с Сосульками. (Втягивают щеки в себя, надувают щеки).
Как мы обрадовались этой встрече!
Мы стали улыбаться друг другу, (Улыбка)
Целоваться друг с другом, (Губы вытягивают трубочкой)
Радоваться друг другу. (Чередование улыбки и «трубочки»)
Но вдруг Сосульки стали удивляться: «Ах, вы такие толстые!»
(Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)
Рассердились мы Снеговички: «Не такие уж мы и толстые!»
(Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито).
Сосульки говорят: «Посмотрите, какой у нас остренький носик!»
(Язычком делают упражнение «иголочка»)
А мы им в ответ: «Зато у нас есть широкая лопата!»
(Язычком делают упражнение «лопатка»)
Сморщили нос Сосульки: «Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
(Морщат нос)
Скривили губы Снеговички: «Пф! Ну и не надо!»
(Изображают на лице возмущения, кривя уголки рта).
Перелётные птицы
“Голодные птенчики” - максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” - сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” - медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” - сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” - присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.
“Аист” Вытянуть “острый” - язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.
Почта
«Пишем письмо» - упр. «Покусывание кончика языка».
«Складываем письмо в конверт» - упр. «Расческа».
«Приклеиваем на конверт марку» - упр. «Оближем губки».
«Читаем газету» - упр. «Качеля».
Транспорт
Пыхтит паровоз. Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.
Лодочка качается на волнах. Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с |помощью пальцев, затем без их помощи.
Лодочка. Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно.
Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.
Швея
Застегивание и расстегивание молнии.
Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки.
Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка
Иголочка.
Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
Воротник с широкими и острыми краями.
Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
Белье на ветру.
Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках.
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка.
Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Школа
«Листаем букварь» - упр. «КАЧЕЛЯ».
«Пишем в тетрадях предложения» - упр. «ЧАСИКИ».
«Открываем и закрываем портфель» - упр. «ГАРМОШКА».
«Вытаскиваем из портфеля школьные принадлежности» - упр. «РАСЧЕСКА».