Лучший педагог года

Комплекс упражнений для развития внимания и творческого воображения у дошкольников

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Комплекс упражнений для развития внимания и творческого воображения у дошкольников

Комплекс упражнений на развитие внимания и творческого воображения у дошкольников

Цель данного комплекса упражнений- формирование оптимального уровня произвольного внимания как возрастного психологического условия развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Комплекс упражнений для развития внимания и творческого воображения у дошкольников» размещена в разделах

-сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность, развивая основные свойства внимания;

-развивать основные виды внимания- слуховое и зрительное;

-освоить способы концентрации, распределения и переключения внимания.

«Дракон и его хвост»

Задача: снятие напряжения и скованности.

Дети строятся в цепочку, держат друг друга за пояс. Педагог объясняет, где «голова» дракона, где «хвост». Задача «хвоста» убежать от «головы» и не порвать цепочку Игра проходит под музыкальное сопровождение. Через 2 минуты «голова» и «хвост» меняются местами.

«Марш в угол!»

Задача: знакомство членов группы друг с другом.

Объяснить, что группа будет всегда делиться на 2 части по разным признакам. Можно предложить детям самим давать задания группе.

Задания: у кого есть дома питомец- марш в правый угол, у кого нет- марш в левый! У кого есть братья или сестры? Разделиться на мальчиков и девочек, по цвету волос или глаз, по длине волос и т. д. по аналогии.

«Найди отличия»

Задача: усиление концентрации внимания

Каждая команда получает по 2 рисунка и задания- найти в них отличия.

Время выполнения- 3 минуты.

«Акустики»

Задача: концентрации внимания на одном виде деятельности

Дети садятся в круг и получают задание: закрыть глаза и внимательно слушать звуки вокруг (в кабинете, коридоре, за окном). Через минуту – опрос.

«Зоопарк»

Задача: развитие объема зрительного внимания

Предлагается поле из 12 клеточек, в некоторых клеточках размещена картинка с изображением животного. Задача детей запомнить расположение клеточек с животными, кто в какой клеточке живет. С каждым разом количество картинок увеличивается.

«Квадрат»

Задача: тренировка распределения зрительного внимания

Поле из 12 клеток, на котором в случайном порядке расставлены карточки с числами от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке индивидуально на своем листе.

«Твоя буква»

Задача: тренировка активного внимания

Каждому ребенку присваивается одна буква Педагог называет слово. Если в этом слове есть буква ребенка, ребенок должен выйти на середину кабинета. Пример слов: еж, дом, папа, каша, рука, вода, сон и т. д.

«Четыре стихии»

Задача: развитие слухового внимания и двигательной координации

Задача детей- запомнить, какие движения соответствуют словам педагога: земля- руки вниз, вода-руки вперед, воздух- руки поднимаем вверх, огонь- прижимаем к груди. Дети бегут по кругу, по команде останавливаются в определенной позе. Невнимательный выбывает. Игра продолжается.

«Стойкий оловянный солдатик»

Задача: развитие объема слухового внимания

Дети по музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановиться и замереть, как солдатик. Невнимательный выбывает.

«Зеркало»

Задача: развитие способности концентрации внимания

Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает движения- другой повторяет. Затем меняются. По завершении игры определяется, кто был лучшим «зеркалом».

«Запоминай-ка»

Задача: увеличение объема зрительного внимания

Дети стоят в ряд. Один ребенок- ведущий. Ребенок смотрит на детей. Затем отворачивается. Дети что- то меняют в своей внешности или меняются местами. Ребенок поворачивает и называет изменения.

«Найди слово»

Задача: увеличение объема избирательного внимания

Таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами-мяч, слон, облако, дом, карандаш. Предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

«День-ночь»

Задача: развитие способности переключения зрительного и слухового внимания

Дети в кругу. Педагог объясняет, когда звучит музыка- день, когда нет- ночь. Днем активно передвигаемся, играем, общаемся; ночью- закрыть глаза и «уснуть», но слушать, что происходит вокруг, запоминать звуки. Затем- опрос.

Задания и методы диагностики

творческого воображения дошкольников

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить следующие задания.

Методика «Вербальная фантазия» или «Придумай рассказ» (речевое воображение)

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту. И затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть не рассказ, а, например, история или сказка.

Оценка результатов

Творческое воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим критериям:

-скорость придумывания рассказа, скорость процессов воображения,

-необычность, оригинальность сюжета, образа,

-разнообразие образов, богатство фантазии,

-проработанность и детализация образов,

-эмоциональная окраска образов.

По каждому критерию оценка от 0 до2 баллов.

Диапазон оценки

Скорость придумывания: чем быстрее, тем выше балл.

Необычность, оригинальность сюжета: от механического пересказа того, что когда-то видел или слышал до полностью придуманного сюжета самим ребенком.

Разнообразие образов: одно и то же о единственном персонаже- 4 и более персонажа, характеризующиеся с разных сторон.

Проработанность и детализация образов: в наличии 1-4 признака персонажа.

Эмоциональная окраска образов: образы не производят впечатление- слушатель заряжается эмоциями рассказчика.

Выводы об уровне творческого воображения

10 баллов- очень высокий

8-9- баллов- высокий

4-7 баллов средний

2-3 балла- низкий

0-1 балл- очень низкий

Методика «Рисунок»

Ребенку дается лист бумаги, набор карандашей (не менее 6 цветов) и предлагается придумать и нарисовать что- то необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по критериям.

Диапазон оценки

10 баллов- придумал и нарисовал за отведенное время нечто оригинальное, необычное, свидетельствующие о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Образы и детали тщательно проработаны, оказывает впечатление на зрителя,

8-9- баллов- нарисовал что-то оригинальное, красочное, хотя это не является совершенно новым,

7-6 баллов- не является новым, но несет в себе элементы фантазии,

5 баллов- оказывает на зрителя эмоциональное впечатление,

3-4- балла- нарисовал нечто очень простое, не оригинальное,

0-2 балла-за отведенное время та и не сумел ничего придумать и нарисовал штрихи и линии.

Выводы об уровне творческого воображения

10 баллов- очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов- средний

2-3 балла- низкий

0-1 балл- очень низкий

Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание за 5 минут смастерить какую-либо поделку из пластилина.

10 баллов- придумал и слепил оригинальную вещь, отличающуюся художественным вкусом,

8-9- баллов- слепил что-то оригинальное, но детально не проработанное,

7-6 баллов- не является новым, но несет в себе элементы фантазии,

4-5 баллов- простая поделка с 2- 3 простыми деталями,

3-2- балла- вылепил шарик, кубик, палочку, кольцо и т. д.

0-1 балл -за отведенное время так и не сумел ничего придумать и вылепить своими руками.

Методика «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 минут придумать игру и рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы:

-как называется игра?

-в чем она состоит?

-сколько человек необходимо для игры?

-какие роли получат участники в игре?

-как будет проходит игра?

-каковы правила игры?

-чем должна будет закончится игра?

- как будут оцениваться результаты игры и успехи участников?

Диапазон оценки

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, которые не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки

-оригинальность и новизна

-продуманность условий

-наличие в игре различных ролей

-наличие определенных правил

-точность критериев оценки успешности игры

Оценивается критерий от 0 до 2 баллов -от полного отсутствия критерия до присутствия и отчетливой выраженности признака.

Выводы об уровне творческого воображения

10 баллов- очень высокий. Наличие задатков к определенному виду творческой деятельности

8-9 баллов – высокий. Ребенок вполне готов к обучению в школе.

6-7 баллов- средний. Ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

4-5 балла- низкий. Готовность ребенка к школе является недостаточной.

0-3 балл- очень низкий. Признак неподготовленности ребенка к обучению.

Способы оценивая развитости воображения ребенка через его рисунки, рассказы и поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует 3 основным видам мышления дошкольника : наглядно-действенному, наглядно- образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс упражнений для развития внимания и творческого воображения у дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2024 в 13:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД