Комплексная программа профессионального самоопределения учащихся 1–11 классов «Зеркало будущего»

Наталья Иванова
Комплексная программа профессионального самоопределения учащихся 1–11 классов «Зеркало будущего»

Профессиональное самоопределение в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и развивающих и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.

Цель содействовать профессиональному самоопределению учащихся через обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

Задачи:

1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством расширения границ самовосприятия, стимулирования потребности в самосовершенствовании, обогащения знаниями, практическими умениями.

2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства собственной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях относительно самореализации в будущей профессии.

3. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях конкуренции.

4. Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

II. Содержание и организация деятельности.

Работа по профессиональному самоопределению в школе осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями, заместителем директора по научно- методической работе, социальным педагогом, библиотекарем, медработником под руководством заместителя директора по воспитательной работе, приглашенным психологом в рамках сотрудничества.

Этапы программы

1-й этап: работа с обучающимися 1-4 классов. В данных классах педагогическая деятельность направлена на:

развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии, искусства;

формирование ответственного отношения к учебной деятельности;

формирование и развитие коммуникативных и других социально- значимых качеств личности;

воспитание умения коллективной деятельности.

Направления профориентационной работы:

1. Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программ по предметам федеральной части базисного учебного плана.

Проведение тематических классных часов, интерактивных бесед, игр, викторин и т. д.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования.

Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.

Проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

Организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.

2. Психолого-педагогическая: проведение коллективных коммуникативных тренингов с элементами игры и творчества.

2-й этап охватывает период обучения школьников в 5-7-х классах. При этом педагогическая деятельность направлена на:

формирование добросовестного отношения к собственной деятельности, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;

актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей учеников;

создание среды самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности с учетом специфики ОУ;

формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

Направления профориентационной работы:

1. Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программ по предметам федеральной части базисного учебного плана.

Проведение тематических классных часов, интерактивных бесед, игр, викторин и т. д.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, факультативов в школе и в учреждении дополнительного образования.

Вовлечение школьников в целенаправленную социально значимую коллективную творческую деятельность.

Проведение встреч с представителями различных профессий из числа родителей, социальных партнеров ОУ.

Изучение технологических основ производственной деятельности на занятиях в художественных мастерских.

Организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

3-й этап профориентации проходит в 8-9-х классах.

На этом этапе осуществляется:

информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, предоставляется информация о профессиональной карьере;

ознакомление с правилами выбора профессии;

помощь подросткам в определении конкретных личностных задач в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными

потребностями;

психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;

анализ социального запроса учащихся в условиях предпрофильной подготовки;

формирование навыков эффективного взаимодействия и способности к

рефлексии у учащихся ОУ.

Направления профориентационной работы:

1. Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение требований программ предметов федеральной части базисного учебного плана.

Предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов.

Проведение классных часов, бесед, встреч со специалистами различных профессиональных сфер.

Актуализация системы ОДОД, кружков, факультативов для обучающихся.

Привлечение к участию в органах самоуправления в школе.

Вовлечение учащихся в целенаправленную социально значимую коллективную творческую деятельность.

Планирование целостной системы мероприятий по профессиональному самоопределению.

Актуализация трудовой деятельности в каникулярное время (возможно совместно с Центром занятости населения, МО МО Звездное).

Ознакомление с картой муниципальной и городской образовательной среды, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование (проведение индивидуальной и групповой диагностики и тренинговых занятий, включение творческого и специализационного компонента психолого – педагогическую работу).

4-й этап - профессионального самоопределения в 10-11-х классах.

Ключевые задачи:

способствовать готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда,

способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Направления профориентационной работы:

1. Учебная, информационная и организационная работа.

Профильная подготовка школьников, построенная на сочетании общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

Вовлечение школьников в деятельность факультативов, молодежных объединений в школе и в учреждениях дополнительного образования.

Система целевых мероприятий по профориентации с участием учителей,

родителей, представителей службы занятости, учебных заведений.

Знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

Тренинги личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, креативности.

Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.

III. Ожидаемые результаты:

1. развитых интересов, склонностей и способностей у обучающихся;

2. сформированность мотивационно-потребностной сферы личности;

3. профессиональное самоопределение выпускников школы;

4. самостоятельность и адаптация выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Автор публикации:
Комплексная программа профессионального самоопределения учащихся 1–11 классов «Зеркало будущего»
Опубликовано: 20 января 2020 в 13:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

23 февраля. День защитника Отечества

23 февраля вся Россия, а также Беларусь, Киргизия и Таджикистан отмечают День защитника Отечества. Это праздник всех, кто с оружием в руках защищал Родину и всех, кому предстоит в будущем надеть военную...

Картотека загадок про весну для 2 класса
Совсем скоро наступит долгожданная весна! Это подборка загадок для второго класса. Буду рада, если кому-то пригодится. Рыхлый снег на солнце тает,...
Проект «Игрушки» в младшей группе
Паспорт проекта «Игрушки» Вид проекта: творчески – игровой, краткосрочный. Дата реализации проекта: 1-30 сентября Участники проекта: дети, родители,...
Спортивное развлечение «А, ну-ка, мальчики!» в младших группах
Цель: Формировать первые впечатления о «Папином празднике» - явлении общественной жизни, а также военных мужественных профессиях. Задачи: Образовательные:...