МААМ-картинки

Комплексная программа родительского клуба по развитию речи детей

Светлана Малютина
Комплексная программа родительского клуба по развитию речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексная программа родительского клуба

«Букварики».

Цель работы клуба :

Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития речи каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Комплексная программа родительского клуба по развитию речи детей» размещена в разделах

Задачи клуба :

-повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;

-формирование позитивного опыта семейного воспитания;

-повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;

-снятие затруднений в детско-родительских отношениях;

-пропаганда здорового образа жизни;

-организация взаимодействия и сотрудничества с семейными клубами ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы, круглые столы и другие мероприятия;

-развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями.

Приоритетное направление – художественно-эстетическая деятельность, коммуникативное общение в детском саду и в семье, развитие речи

Актуальность темы.

Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации, за последние годы, свидетельствует о том, что количество детей с отклонениями в речевом развитии постоянно растет. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи имеют целый ряд вредных последствий, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии, т. к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении.

4. В будущем – личные проблемы и ограничения в выборе профессии.

Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т. к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Мы не должны упускать благоприятное время. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы. В связи с этим, в своей группе, решено организовать родительский клуб «Букварики». Основная цель его работы – оказание своевременной, комплексной помощи детям в развитии речи.

Как показывает практика, успешная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного развития детей. Для этого необходим комплексный подход. Функционирование семейного клуба позволило создать команду единомышленников. Куда вошли логопед группы, дети и их родители. В процессе работы с дошкольниками особая роль принадлежит родителям. В этом возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в эту работу, у ребенка появляется мотивация по отношению к занятиям. Функционирование родительского клуба поможет привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, чтобы они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для развития речи.

Нормативно-правовая база.

В Законе «Об образовании» №273 –ФЗ от 31.12.12 внесены изменения, касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами. В ст. 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость взглянуть на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с позиции ФГОС с целью создания единого образовательного пространства «СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД» для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Ведущая педагогическая идея – реализация семейно-общественной модели воспитания детей дошкольного возраста во взаимодействии педагогов и семьи в художественно-эстетическом направлении в форме встреч Программы клуба «Букварики» и ведение страницы клуба на сайте детского сада.

Концептуальная основа Программы.

В Конвенции о Правах ребенка от 15.09. 1990 г. красной нитью проходит мысль о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь» государства.

- Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

- Детский сад является вторым социальным институтом, где проходит большая часть его детской жизни, где ребенок приобретает новый социальный опыт.

Из вышесказанного следует, что на современном этапе развития общества гармоничное развитие ребенка возможно только в живом общении и практической деятельности специалистов, детей и родителей (законных представителей, с опорой на их семейный опыт.

- Через средства массовой информации идет активное разрушение национальной культуры и семейных ценностей, реальное общение взрослого с ребенком подменяется виртуальным. Все это настораживает. Детский сад и семья должны помогать друг другу в сохранении традиционной русской культуры, жизненного опыта предыдущих поколений и укреплении семейных отношений. Любовь к Родине начинается с любви к родителям, к родному дому, к краю, в котором мы живем.

- Духовно-нравственное воспитание и развитие детей становится задачей не только педагогического коллектива, но и семьи, так как способствует формированию у ребенка таких качеств, как сострадание, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.

Инновационная направленность.

Принятие нового закона «Об образовании» с введением ФГОС побудило меня и наш педагогический коллектив к поиску новых форм взаимодействия с родителями.

Так возникла идея создания детско - родительского клуба «Букварики». Клуб создавался на добровольной основе. Принято решение совместно с семьями воспитанников создать программу клуба на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, где родители – активные участники воспитательно-образовательного процесса, а не сторонние наблюдатели.

Пояснительная записка.

По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований, тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, отмирание института главы семьи, финансовые затруднения, нестабильность и т. д.) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном неблагополучии детей.

Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами группы и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых форм партнерских отношений (тренинги, семейные конкурсы, фестивали семейного творчества). Родительский клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.

Работа над проектом по созданию семейных клубов формирует в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения, духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства, как базиса для всей последующей жизни человека.

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, радоваться его личностному росту;

- увидеть мир с позиции ребенка;

Работа клуба проводится на запланированную тематику по плану.

Ожидаемые результаты:

Занятия в клубе позволят :

- развить творческие способности ребенка,

-научить родителей совместной деятельности с детьми,

- построить позитивные отношения, наполненные теплотой и вниманием.

Задачи программы.

1. Способствовать гармоничному развитию ребенка через комплексную художественно-эстетическую деятельность, коммуникативное общение в детском саду и в семье, вооружить родителей необходимыми знаниями по музыкально-художественной деятельности.

2. Обучить родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечить развитие досуговой и игровой деятельности в семье.

3. Формировать музыкальные, художественные, творческие способности, музыкальный вкус ребенка и родителей.

4. Создавать условия для полноценного проживания ребенком периода дошкольного детства, изготавливать пособия для практических занятий с ребенком дома.

5. Участвовать вместе с детьми во всех мероприятиях и конкурсах.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

7. Формировать потребность у родителей в психолого-педагогических знаниях.

Принципы программы :

Программа строится в соответствии с современными требованиями ФГОС к качеству образовательных услуг дошкольного образования ДОУ. Имеет:

1. Развивающий и открытый характер, ориентирована на общее художественно-эстетическое развитие ребенка.

2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.

3. Систематичность и последовательность работы.

Способствует:

- Укреплению авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду.

В программе учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента :

забота о психофизическом здоровье, и развитии коммуникативно-творческих способностей детей и их родителей.

При разработке программы мы учитывали возрастные и психологические особенности детей, исследования выдающихся педагогов, психологов и ученых, их труды (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Запорожец, А. Н. Леушина, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, К. В. Тарасова А. В. Асмолов и другие).

Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей. Встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Работа клуба поможет родителям воспитанников :

- установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, радоваться его личностному росту;

- увидеть мир с позиции ребенка;

Работа клуба проводится на запланированную тематику по плану.

Формы работы:

- беседа

- консультация, памятки, буклеты

-круглый стол

-совместные мероприятия родителей и детей

-обсуждение и распространение семейного опыта

Направленность родительского клуба

1. Культурно-досуговое:

-организация семейного досуга;

-организация конкурсов и выставок;

2. Образовательно-просвятительское:

-семинары;

-тренинги;

-практикумы;

-конкурсы;

-выставки;

-консультации специалистов различных направлений;

-иные занятия, направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений;

-снятие затруднений детско-родительских отношений.

Средства оценки результатов реализации проекта:

-анкеты;

-тесты;

-беседы;

-фото;

-участие в выставках, фестивалях, конкурсах, мероприятиях.

-отзывы

-буклеты

В проекте рассмотрены предполагаемые риски:

-низкая мотивация родителей на сотрудничество с ДОУ;

-трудности в раскрытии внутренних резервов с самими родителями.

Сроки проведения

Тема мероприятия

Содержание мероприятия

Участники

Ответствен.

Сентябрь

Тема: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста. Создание родительский клуб «Развитие речи».

1. Консультация: «Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

1. Презентация: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста»

2. Буклет: «Правила выполнения домашних заданий».

4. Опрос родителей. «Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка

Информация в уголок «Родительский клуб «Букварики» «Время появления звуков в речи ребёнка», «Причины нарушения речи»

Специалист учитель-логопед Малютина С. С, родители, дети.

Организатор клуба : учитель-логопед Малютина С. С.

Октябрь

Тема: «Открытие родительского клуба «Букварики». Как организовать занятие с ребенком в домашних условиях».

Консультация: «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха);

Презентация: «Пальчиковая гимнастика дома и в детском саду»

3. Буклет: «Массаж языка с помощью зубной щетки

Семинар-практикум: «Дыхательная гимнастика – весело и полезно»;

Памятка: «Как организовать занятия по развитию речи и звукопроизношению в домашних условиях»

• Информация в уголок «Родительский клуб «Букварики» : «Когда нужна помощь логопеда?» Специалист учитель-логопед Малютина С. С, родители, дети.

• Организаторы клуба

Ноябрь

Тема: «Буквоград».

Логопедический досуг: «Путешествие в город Красивой речи»

Семинар-практикум:

Составление творческого рассказа на тему: «Моя любимая группа»

«Буклет:

Информационный уголок родительского клуба «Букварики» : «С чего начинать обучение грамоте»

Памятка: «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

Индивидуальная беседа. Специалист учитель-логопед Малютина С. С, родители, дети.

6. Организаторы клуба

Декабрь Тема: «Как работать со звуком»;

Консультация: «Веселый карандаш» (развитие тонкой моторики пальцев рук).

Буклет: «Дыхательная гимнастика»,

2. Памятка для родителей : «Занимаясь с ребенком, помните…».

Семинар-практикум: «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики); щетки»,

«Комплекс артикуляционной гимнастики» (в зависимости от нарушенных звуков).

Памятка: «Занимаясь с ребенком, помните….»

6. Информация в уголок «родительского клуба «Букварики». «Что нужно знать, когда начинаешь заниматься исправлением звукопроизношения»

Детско-родительское мероприятие : Конкурс по декламации стихов: «Новогодний калейдоскоп». Специалист учитель-логопед Малютина С. С,

воспитатели родители, дети.

7. Организаторы клуба

Январь Тема: «Как научить ребенка правильно разговаривать».

Консультация: «Как образуются звуки речи»

Буклет: «Развитие слухового внимания у детей»

Памятка: «Календарь речевого развития дошкольника»

4. Информационный уголок родительского клуба «Букварики» : «20 полезных упражнений для развития речи ребенка»

Детско-родительское мероприятие : Конкурс по декламации стихов: «Зимушка-зима!».

8. Индивидуальная беседа. Специалист учитель-логопед Малютина С. С,

воспитатели родители, дети.

9. Организаторы клуба

Февраль

Тема: «Как контролировать звукопроизношение в домашних условиях».

Консультация: «Роль родителей в развитии речи у детей»

Буклет: «Чистоговорки и скороговорки на каждый день»

Памятка: «Весёлые артикуляционные упражнения со сладостями»,

Информационный уголок родительского клуба «Букварики» : «Неоконченные сказки»

Индивидуальная беседа. Специалисты учитель-логопед Малютина С. С, воспитатели

родители, дети.

5. Организаторы клуба

Март Тема: «Домашняя игротека по коррекции и развитию речи ребенка в домашних условиях»

Консультация: «Как организовать и проводить игры по коррекции и развитию речи ребенка в домашних условиях»

1. «Буклет: «Формирование ручной умелости ребёнка в домашних условиях».

• Информационный уголок родительского клуба «Букварики» : «Игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия»

Памятка: «В помощь родителям».

6. Индивидуальная беседа. Специалисты учитель-логопед Малютина С. С, воспитатели

родители, дети.

7. Организаторы клуба

Апрель Тема: «Домашняя игротека. Дидактические игры для развития речи»

Консультация: Массаж ладоней колючими мячиками, шариком Су-Джок, карандашами»

«Буклет: «Домашняя речевая игротека»

Информационный уголок родительского клуба «Букварики» : «Домашняя речевая игротека»

Памятка: «Играем в слова»

Индивидуальная беседа.

Специалисты учитель-логопед Малютина С. С, воспитатели

родители, дети.

8. Организаторы клуба

Май Тема: «Чем и как развивать речь ребенка летом».

Консультация: «Как сохранить звуки на лето».

Памятка: «Чем и как развивать речь ребенка летом».

«Буклет:

3. Детско-родительское мероприятие :

«Праздник правильной и красивой речи - День рождения звуков».

Информационный уголок родительского клуба «Букварики» : «Домашняя речевая игротека»

Памятка: «Играем в слова»

Индивидуальная беседа.

Специалист учитель-логопед Малютина С. С, родители, дети. Организаторы клуба

Публикации по теме:

Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа»Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа» "Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и.

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Комплексная НОД по развитию речи и ИЗО-деятельности в старшей группе «Сказочный Крым»Комплексная НОД по развитию речи и ИЗО-деятельности в старшей группе «Сказочный Крым» Программные задачи: Образовательные: формировать устойчивый интерес к истории Крыма, расширять представление о родном крае, учить находить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Проект родительского клуба «Ладушки» Автор и руководитель проекта: Васильева О. А., воспитатель группы раннего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Когда в семье появляется малыш,.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Программа семейного клуба «Навстречу друг другу». Добрый вечер, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую публикацию. "Программа семейного клуба "Навстречу друг другу"." 1. Название.

Сценарий заседания детско-родительского клуба «Семейные посиделки» в группе раннего возраста Задачи: Воспитывать у детей чувства любви к родному дому, семье, детскому саду, России. Воспитывать желание участвовать в играх, драматизациях,.

«Немного о семейном общении». Заседание родительского клуба «Домашний очаг» - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на заседании родительского клуба. Тема нашего сегодняшнего заседания "Немного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексная программа родительского клуба по развитию речи детей
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 20:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексная программа родительского клуба по развитию речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Малютина (УИ 105161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД