Любовь Переверзева
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психологическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей.
В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:
Публикация «Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2014
- организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- полноценное питание;
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план развития ДОУ по совершенствованию системы физического воспитания и оздоровления детей. В нем отражена предстоящая деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями, с другими заинтересованными организациями и учреждениями. В этом плане представлены информационное, финансовое, материально-техническое и методическое обеспечение, наблюдение и регулирование программы.
Для выполнения поставленных задач были пересмотрены штатное расписание и материально-техническая база ДОУ, осуществлена подготовка к работе всех категорий работников : помощника воспитателя, воспитателя, медсестры, врача, инструктора по физическому воспитанию.
Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа врача и медсестры и инструктора по физической культуре. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка. Медика – педагогический персонал совместно с психологом выделяет дошкольников с патологическими отклонениями в здоровье в диспансерную группу.
Состояние здоровья детей оцениваются по следующим факторам: уровень здоровья и физическое развитие; развитие движений в течение дня; состояние физической подготовленности; адаптационные возможности.
Полученные результаты фиксируются в истории болезни, в листах здоровья, индивидуальных картах. Они помогают составить прогноз физического развития детей.
В своей деятельности мы ориентируемся на требования государственных стандартов по обучению и воспитанию детей. Уходя от традиционной системы воспитания, мы ищем новые формы образовательного процесса. Опираясь на социально-оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского и программу Л. Н. Волошиной инструктор по физическому воспитанию и вообще коллектив подходит творчески к реализации поставленных задач и модифицирует существующие программы в соответствии с конкретными условиями. В ДОУ создали оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем (изготовлено своими руками из подручных средств). В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы «Уголки здоровья» и оснащены физ. инвентарем, атрибутами к подвижным и спортивным играм и т. д. На территории детского сада имеются: спортивная, футбольная площадка, «тропа здоровья».
Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На групповых площадках нарисованы разнообразные «зигзаги», «указатели направлений».
С учетом научной методики оздоровления и внедрения совместных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий динамичный для детей. Он предусматривает их разнообразную деятельность в течении дня с учетом состояния здоровья и возраста при неизменности времени основных компонентов режима. Это создает условие для своевременного и полноценного психического развития ребенка и дает возможность раскрыть их индивидуальные особенности и творческий потенциал.
Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течении всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. Наиболее понравившиеся мероприятия, такие как: «Быстрые и ловкие» - физкультурный досуг в старшей группе; «Мы здоровье укрепляем» - спортивное развлечение в средней группе; «День защитника Отечества» - спортивный праздник по всем возрастным группам.
В совместной деятельности по физическому воспитанию принимают участие родители. Взрослые являются помощниками инструктора по физической культуре, и каждый – тренером своего ребенка.
Открытые сюжетно – ролевые, музыкально ритмические и неопределенно образовательная деятельность, как правило, проводится в конце года, на котором родители – зрители и авторы костюмов для детей и непосредственных участников; дети – герои сказочного театра. В конце 2013 года, совместно с родителями, был проведен спортивный праздник : «Мама, спорт и я – лучшие друзья!». Дети и родители были награждены почетными грамотами и сладкими призами.
Родители принимают самое активное участие в физическом развитии своего ребенка. Дети посещают: ледовый дворец, бассейн, лыжную базу, различные физкультурные секции и другое.
Для наиболее эффективного развития детей в нашем детском учреждении проводятся занятия по хореографии под руководством Жердевой Натальи Александровны и спортивная гимнастика школы имени В. С. Растороцкого под руководством Быстровой Ирины Васильевны.
В целях просветительной деятельности родителей и детей были изготовлен стенд: «Россия, спорт, здоровье»; информационный стенд: «Развитие двигательной активности детей»; книга рекордов спортивных достижений детей.
Также родителей и детей знакомим с комплексами утренней гимнастики, физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики, которые они смогут применить самостоятельно дома.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребенка:
- он должен быть здоров в данный момент;
- находится в комфортном состоянии (теплые руки и ступни, но не вспотевшие).
Особое значение в воспитании ребенка придается развитию движений на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) используются разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; непосредственно определенная деятельность – тренировки основных движений; непосредственно образовательная деятельность – соревнования; ритмическая гимнастика – непосредственно образовательной деятельности и другое.
В методике такой деятельности с различными возрастными группами учитывается подбор величины необходимой физической нагрузки. Высокая моторная плотность непосредственно образовательной деятельности достигалась за счет использования разных способов организации на одной деятельности (до 80% и более). Комбинация фронтального и группового способов позволяла повысить физическую нагрузку. Объединение детей в подгруппы во время непосредственно образовательной деятельности по степени подвижности (средней и малой, средней и большой) помогало создать наиболее благоприятную психологическую атмосферу. Ориентация в работе на степень подвижности детей позволяла наиболее полно удовлетворять их двигательные потребности, способствовать лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности
В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психического развития здоровья детей. В ДОУ создаются условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Инструктор по физическому воспитанию, психолог, педагоги и весь коллектив в целом так организуем деятельность детей и создаем такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении, цветовое сопровождение движений, музыкальное сопровождение неопределенно организационно деятельности и другое, которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.
В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,1%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до 32,8%, пропуска по болезни детей с 7,3% до 6,3%, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.
Таким образом, применение комплексной системы воспитательной оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка дает возможность при благоприятной работе инструктора по физическому воспитанию и всего персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.