Папки-передвижки

Комплексно-целевая программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Оксана Терёшина
Комплексно-целевая программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др., антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Публикация «Комплексно-целевая программа „Основы безопасности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Так же современному обществу нужны инициативные молодые люди, способные найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойкие, социально адаптированные, способные к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В то же время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Особо остро проблема ознакомления с правилами безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности и их соблюдения встает по отношению к дошкольникам с нарушениями развития, в том числе интеллектуального, потому как знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг, у детей достаточно поверхностно, фрагментарно, иногда полностью искажено. Именно поэтому, процесс обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями в ДОУ имеет специфические особенности: социальную направленность обучения, многократное повторение учебного материала и усвоение учебного материала через действия, осуществляемые в наглядно-практическом плане.

Таким образом, вопрос безопасности у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

Специфика психолого-педагогического сопровождения развития безопасности в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для его благоприятного развития.

Но, как показывает практика и имеющийся опыт по решению данных задач, существуют определенные недостатки, как в основном процессе и в результатах, так и в самих условиях профессиональной деятельности.

По результатам мониторинга мы получили следующие результаты:(свои результаты по 6 разделам программы)

Результаты диагностического обследования показывают, что практически у всех дошкольников,участвующих в обследовании, присутствует интерес к данной проблеме.

Хочется отметить, что наиболее полные знания у детей по разделу «Ребёнок на улице» (87%). Это связано в первую очередь с тем, что в перспективный план на учебный год включены 9 тематических недель,так или иначе связанных с безопасностью на дороге. Разработан план работы с педагогами по предупреждению ДДТТ. Проведена «Неделя безопасности» дорожного движения. Детский сад принимал творческие коллективы со спектаклями,направленными на систематизацию знаний детей по ПДД. Группы пополнены методической, детской литературой и наглядными пособиями, оформлены уголки безопасности, макеты дорог в соответствии с возрастом. Воспитатели разработали конспекты вечеров-развлечений по ПДД, оформили картотеки подвижных и дидактических игр по ПДД.

Так же, на допустимом уровне находятся знания детей по разделу «Здоровье ребёнка» (78%). Это связано с тем, что 2015-2016 учебном году педагогический коллектив уделял большое внимание вопросам взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольника.

Во всех группах центры физической культуры насыщены большим количеством нетрадиционных пособий по профилактики плоскостопия (ребристые дорожки, массажные стельки с разным наполнением, плетёными косичками, массажными ковриками, весёлыми мешочками для метания, султанчиками из атласных лент и колечек, эспандерами. Так же все группы оснащены богатым иллюстративным материалом для ознакомления детей с различными видами спорта и подготовлено огромное количество картотек по организации подвижных игр, дыхательных упражнений, пальчиковых игр, гимнастик после сна и т. д.

Однако, при планировании педагоги недостаточно внимания уделяют вопросам формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе. В перспективном планировании не уделяется должное внимание развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников. Недостаточно высокая компетенция педагогов в овладении технологиями и формами развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Проблема:

Анализ недостатков в основном процессе:

- в перспективном планировании не уделяется разностороннее внимание развитию навыков безопасного поведения дошкольников в быту, природе, при общении с чужими людьми;

- недостаточно высокая компетенция педагогов в овладении технологиями и формами развития социального и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;

- недостаточно эффективные формы взаимодействия со специалистами ДОУ в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, социуме, природе и на дорогах города.

Анализ недостатков в результатах:

- у детей дошкольного возраста в недостаточной степени сформировано умение правильно управлять своими эмоциями;

- в недостаточной степени сформированы навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др. ,

- в недостаточной степени сформированы основные правила личной безопасности

- в недостаточной степени сформированы первичные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

-в недостаточной степени сформировано представление об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме.

- в недостаточной степени сформировано представление детей обо всех участниках дорожного движения и умение применять полученные знания в жизни;

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:

- отсутствие выбора доступного теоретического материала и наглядности по развитию социального и эмоционального благополучия дошкольников;

- недостаток дидактических пособий для определения эмоций;

- недостаток наглядности для использования с детьми в режимных моментах.

Пути решения проблемы:

1. Разработка комплексно - целевой программы, направленной на формирование основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе, улицах города и эмоционального благополучия дошкольника в различных видах детской деятельности.

2. Дополнение содержания примерной основной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под ред. Н. Г. Вераксы методичесими рекомендациями Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной.

3. Организация работы проблемной творческой группы (ПТГ) по формированию основ безопасного поведения дошкольников.

4. Разработка перспективных планов по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на улицах города.

Все это побудило педагогический коллектив пересмотреть имеющиеся подходы и выстроить новые с учётом изменившихся современных условий и разработать КЦП «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Цель программы: сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

• Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.

• Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

• Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.

• Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

• Формировать основные правила личной безопасности.

2. Воспитывающие задачи:

• Воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме, природе и в быту.

• Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми.

• Воспитывать у детей природоохранное поведение;

• Воспитывать внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.

3. Развивающие задачи:

• Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

• Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.

• Развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки.

• Развить речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предполагаемые результаты.

В учреждении, как в образовательной системе:

• Создание системы работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе, на улицах города.

• Развитие предметно-развивающей среды

• Привлечение внимания семьи к проблеме формирования основ безопасного поведения.

• Вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности, общественных организаций, социальных партнеров.

Педагоги:

• Повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов в области формирования безопасного поведения дошкольников.

• Повышение эффективности воспитательной работы по формированию безопасного поведения дошкольников.

Воспитанники имеют представления:

• О навыках безопасного поведение в быту, социуме, природе, на улицах города.

• Выработан алгоритм действия в чрезвычайных ситуациях.

• Сформированы представление о мероприятиях направленных на сохранение здоровья.

• У детей сформировано представление о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

• Сформировано умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях

Этапы освоения комплексно-целевой программы:

2016-2017 уч. год-«Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста с другими взрослыми в различных видах детской деятельности»

2017-2018 уч.год-«Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения дома посредством использования игровых технологий».

2018-2019 уч. год-«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах города в различных видах детской деятельности»

2019-2020 уч. год-«Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях для человека и окружающего мира природы посредством проектного метода»

2020-2021 уч. год- «Развитие социального и эмоционального благополучия дошкольников через овладение педагогами современных методик и подходов».

Разработка данной программы базируется на личностно-развивающем и гуманистическом характере взаимодействия в триаде «Педагог - Родители - Дети» при выполнении следующих задач:

В работе педагогическим коллективом

1 .Активизировать педагогов на осознание актуальности проблемы;

2. Повышать профессиональную компетентность педагогов через создание системы работы по внедрению парциальных программ, новых технологий;

3. Обучение эффективным способам работы с детьми;

4. Создание предметно-развивающей среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

5. Обучение эффективным способам взаимодействия с родителями.

В работе с дошкольниками

1. Приобретение детьми опыта поведения при общении с чужими людьми, уверенность в себе.

2. Приобретение детьми навыков безопасного поведения в социуме, природе и в быту.

3. Создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми

4. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

5. Формирование у детей привычки соблюдать элементарные правила дорожного движения

В работе с родителями

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей, их развития, а так же сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

2. Формирование ЗОЖ и высокоэффективных поведенческих стратегий участников образовательного процесса по отношению к детям.

КЦП разработана в соответствии с ФГОС ДО и имеет в своей основе следующие принципы:

наглядность - демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

доступность — обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

систематичность - регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого ребенка;

увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать в работе;

сознательность - понимание выполняемых действий, активность.

Нормативно-законодательная база программы.

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования; -

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999г. №636 -Устав МБДОУ д/с №9 «Красная Шапочка» г. Брянска.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по трем направлениям:

• групповые занятия, семинары и тренинги с работниками ДОУ и родителями по развитию представлений об безопасном поведении на улицах города, в социуме и природе;

• консультирование всех участников образовательного процесса - педагогов, воспитателей, родителей;

• разработка и реализация программы по развитию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

1. Методическое обеспечение

Стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов

2. Работа с педагогическими кадрами

Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме развития творческих способностей каждого ребенка и воспитания у него художественно - эстетических чувств.

3. Взаимодействие с детьми Способствовать развитию у дошкольников творческих способностей в процессе формирования элементов детского дизайна в продуктивной деятельности

4. Взаимодействие с родителями с родителями

Ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ, ознакомление родителей с технологиями продуктивной деятельности дошкольников

5. Контроль, анализ,

регулирование программы

Отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование дальнейшей работы

6. Финансовое, материально-техническое обеспечение программы

Создание, развитие, и эффективное использование учебно-материальных ресурсов для реализации программы

Публикации по теме:

Основы безопасности жизнедеятельности Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных. Одним запретом «нельзя» невозможно избежать несчастных.

Информационный проект «Основы безопасности» для детей старшей группы детского садаИнформационный проект «Основы безопасности» для детей старшей группы детского сада Автор проекта: воспитатель высшей категории Мамонова Галина Петровна Участники проекта:Дети, родители, воспитатель старшей группы. Тип проекта:По.

Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей категории: Прилипко С. В. г. Джанкой, 2015 г. Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей?.

План по ознакомлению детей с правилами дорожного движения по апробируемому пособию «Дети и дорога: основы безопасности» на 2015 -2016 учебный год. № п/п Период Мероприятие Ответственный 1. Октябрь -ноябрь Подготовка информационной справки для родителей в уголке.

План реализации основы православной культуры для детей дошкольного возраста • Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы, культурой.

Проект «Основы безопасности» (краткосрочный) 15.06 Понедельник Приём детей. Зарядка Беседа “На каком транспорте ездили дети”. Изучаем принадлежность машин. Чтение стихотворения В. Алексеева.

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Любознайка» I. Содержательный раздел. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексно-целевая программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 августа 2016 в 21:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексно-целевая программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Терёшина (УИ 320490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД