Алиса Рехтина
Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям. Дошкольное детство – это уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Поэтому, одной из важнейших задач дошкольных учреждений является формирование коммуникативных умений детей, главными составляющими которых являются общение и речь.
Публикация «Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение. С точки зрения Л. П. Федоренко, для нормального развития диалогической речи детей, необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала в достойной степени развивающим потенциалом, который определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка.
Такая активность обеспечивается в процессе ведущей деятельности дошкольника – игровой. В рамках игрового общения, благодаря использованию словесных, театрализованных и особенно сюжетно-ролевых игр в дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование диалогической речи детей.
Степень изученности проблемы значения сюжетно-ролевой игры ля развития дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е. А. Аркин, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и много других исследователей. Л. А. Венгер в своих исследованиях раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка. А. П. Усова подчеркивает, что сюжетно-ролевая игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируются коммуникативные умения, общественное поведение дошкольников, выражается их отношение к жизни, друг другу. Однако, на сегодняшний день проблема использования сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников является особо острой. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны, речь детей в такой игре стереотипна и несодержательна. Это, по-видимому, связано с тем, что дети в более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудом и отношениями. Педагоги в постоянно меняющихся условиях модернизации образования испытывают трудности при планировании, организации сюжетно-ролевых игр, зачастую им просто не удается найти время в режиме дня дошкольников для их проведения. Полноценная же диалогическая речь формируется у детей только в условиях грамотного педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой.
Но, несмотря на то, что в теории сюжетно-ролевая игра рассматривается достаточно полно, в практике ДОУ ее недооценивают и недостаточно используют именно в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Поэтому существует противоречие между задачей развития диалогической речи дошкольников и недостаточным использованием сюжетно-ролевой игры для ее решения.
Проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной темы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Сюжетно-ролевая игра будет эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, если:
- будет разработан и внедрен комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевых игр;
- при организации сюжетно-ролевых игр будут учитываться индивидуальные возможности и особенности детей, их предпочтения и интересы при распределении ролей;
- постоянно в системе, с постепенным усложнением задач, будут организовываться сюжетно-ролевые игры под руководством воспитателя.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
2. Определить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить уровень сформированности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевой игры и экспериментально проверить его эффективность в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.