МААМ-картинки

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Алиса Рехтина
Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Введение

На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям. Дошкольное детство – это уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Поэтому, одной из важнейших задач дошкольных учреждений является формирование коммуникативных умений детей, главными составляющими которых являются общение и речь.

Публикация «Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение. С точки зрения Л. П. Федоренко, для нормального развития диалогической речи детей, необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала в достойной степени развивающим потенциалом, который определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка.

Такая активность обеспечивается в процессе ведущей деятельности дошкольника – игровой. В рамках игрового общения, благодаря использованию словесных, театрализованных и особенно сюжетно-ролевых игр в дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование диалогической речи детей.

Степень изученности проблемы значения сюжетно-ролевой игры ля развития дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е. А. Аркин, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и много других исследователей. Л. А. Венгер в своих исследованиях раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка. А. П. Усова подчеркивает, что сюжетно-ролевая игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируются коммуникативные умения, общественное поведение дошкольников, выражается их отношение к жизни, друг другу. Однако, на сегодняшний день проблема использования сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников является особо острой. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны, речь детей в такой игре стереотипна и несодержательна. Это, по-видимому, связано с тем, что дети в более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудом и отношениями. Педагоги в постоянно меняющихся условиях модернизации образования испытывают трудности при планировании, организации сюжетно-ролевых игр, зачастую им просто не удается найти время в режиме дня дошкольников для их проведения. Полноценная же диалогическая речь формируется у детей только в условиях грамотного педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой.

Но, несмотря на то, что в теории сюжетно-ролевая игра рассматривается достаточно полно, в практике ДОУ ее недооценивают и недостаточно используют именно в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Поэтому существует противоречие между задачей развития диалогической речи дошкольников и недостаточным использованием сюжетно-ролевой игры для ее решения.

Проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной темы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Сюжетно-ролевая игра будет эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, если:

- будет разработан и внедрен комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевых игр;

- при организации сюжетно-ролевых игр будут учитываться индивидуальные возможности и особенности детей, их предпочтения и интересы при распределении ролей;

- постоянно в системе, с постепенным усложнением задач, будут организовываться сюжетно-ролевые игры под руководством воспитателя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

2. Определить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить уровень сформированности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевой игры и экспериментально проверить его эффективность в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.

Публикации по теме:

Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Работая в детском саду с детьми с речевыми проблемами (диагноз общее недоразвитие речи III уровня) и сохранным интеллектом, можно смело.

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей категории: Прилипко С. В. г. Джанкой, 2015 г. Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей?.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Игры с предметами (телефоном) Заказ такси по телефону Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Значение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях 1 Слайд: Значение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Учитель-логопед Ерофеева Марина Ивановна 21.03.2016г 2 Слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июля 2016 в 01:41
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД