Анжелика Юженко
Комплексно-тематический план для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Данный методический материал,представлен за вторую половину учебного года (с января месяца).
[№ Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность
Январь1 неделя: Тема «Удивительный мир сказки»
1 Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим : Тема «Познавательное занятие «Встреча со сказкой».
Публикация «Комплексно-тематический план для второй младшей группы» размещена в разделах
Программные задачи: обогащать речь детей путём восприятия речи детей путём восприятия речи взрослых; учить детей делиться впечатлениями о прочитанном. Учить с помощью взрослого понимать содержание. устанавливать порядок событий в тексте, иметь наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку. Рассматривание выставки книг «Наши любимые сказки» - воспитывать интерес к сказке, её героям, видеть положительные и отрицательные черты характера. Воспитывать сопереживание героям сказок, вызвать радостные эмоции со встречей со сказкой.
ФЭМП Занятие №17
Программные задачи:
1. Учить сравнивать два предмета контрастные по высоте пользуясь приёмом приложения.
Игра «Ворота»
2. Формировать представления выше-ниже, высокий - низкий.
Игра «Построим заборчик»
Метлина 2(1, Игралочка41, Панова 13.
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Наши помощники-органы чувств»
П/ задачи:
Познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств
(См. стр 120 методичка)
2 Речевое развитие Развитие речи
Тема «Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»
Пр. з. :
1. Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя;
2. Воспроизводить содержание сказки по вопросам;
3. Закреплять произношение к-кь ; учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы с этими звуками.
(См. стр. 57 №17 О. С. Ушакова).
Развитие речи
*Игра-драматизация я «Козлятки волк» Ц: формировать умение формировать сказку совместно с воспитателем, развивать эмоциональную выразительность речи. О. С. Ушакова К М. Струнина «Развитие речи детей 3 -4 лет» стр. 127
«Прыг-скок, прыг-скок, длиноушка - белый бок.» Ц: в процессе игры-драматизации передавать содержание сказки, побуждать детей к диалогу со взрослыми и сверстниками, к игровому и речевому взаимодействию с ними: развивать речевое внимание А. Г. Арушанова «Истоки диалога (3-5 лет» стр. 129.
«Как коза избушку строила» Ц: побуждать детей к речевому и игровому взаимодействию: развивать фонематический слух, речевое внимание. А. Г. Арушанова «Истоки диалога (3-5 лет)» стр. 66
*Игра-инсценировка «Ёж» (по сказке А. Н. Толстого). Ц: учить рассказывать и разыгрывать сказку, передавая образ персонажа через выразительные движения; учить точно обозначать словом характер персонажей. Л. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения» Речь и речевое общение детей» стр. 58.
*Игра-ситуация «Знакомые герои» Ц: вспомнить с детьми знакомые сказки, побуждать к драматизации; учить входить в роль, выразительно обыгрывать роль: поощрять самостоятельность в игре Н. Ф. Губанова «Развитие игривой деятельности (младшая группа)» стр. 60.
3 Художественно-эстетическое развитие Рисование Тема «Колобок катится по дорожке. Пр. задачи: продолжать учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится по лесной дорожке и поёт песенку. Учить сочетать разные техники: рисование колобка гуашевыми красками (цветовое пятно в форме круга или овала, изображение длинной волнистой или петляющей дорожки цветными карандашами. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изобразительной деятельности.
И А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» стр. 86 Чтение сказки «Колобок», беседа по содержании.
Рассматривание иллюстраций. Рисование мячика, дидактические игры с художественным содержанием «Кисточка танцует», «Линия на прогулке».
* «Встреча с колобком» ( не традиционная техника: обрывание бумаги).
Пр. задачи: развивать, эстетические чувства, передачей художественного сказочною образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жёсткости. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» стр. 72
Лепка Тема ««Мышка-норушка»
Пр. задачи: учить детей лепить мышку на основе конусообразной или яйцевидной формы (по выбору педагога). Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек семечек, для глаз бусинок или бисера). Развивать чувство формы и мелкую моторику. Воспитывать интерес к отображению представлений о сказочных героях пластическими средствами. И. Д Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» «; стр. 36
* Предварительная работа по лепке: чтение русской народной сказки «Репка», беседа по её содержанию. Рассматривание овощей. Д/игра «Чудесный мешочек». Моделирование репок из пластилина.
*Д/игра «Колобок» Цель: закрепить умение детей скатывать из комка пластилина шар и полоску’ : развивать умение видеть красоту на фоне разных объектов. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности (младшая группа)» стр. 129.
Конструирование Тема ««Теремок»
Пр. задачи:
1. Продолжать учить детей сооружать в определённой последовательности прочную постройку с перекрытием, используя усвоенные раннее навыки. 2. Устанавливать кирпичики по краю предложенной картонной модели, оставляя промежутки,для дверей и окон, делать надстройки, крышу, украшать крышу разнообразными и деталями.
3. Подводить к умению планировать свою деятельность. Учить самостоятельно отбирать детали, строить сопутствующие постройки.
4. Развивать умение планировать работу воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Л. В Куцакова «Занятие с дошкольниками по конструированию и ручному труду» стр. 99 З. В. Лиштван стр. 42
Чтение художественной литературы
«Сказка К. Чуковского «Цыплёнок»
Пр. задачи:
1. Учить детей эмоционально воспринимать содержимое сказки,
2. Упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнять словарь эмоционально- оценочной лексикой, 3. Учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации.
4. Развивать образность и выразительность речи.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» стр. 164.»
"Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Ц: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое про и «веление, осознавать тему. содержание; вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишья. О. С. Ушакова. Е. М. Струнина (Развитие речи детей 3-4 лет» стр. 171)
• Чтение сказок: «Хитрая лиса» (корякская). «Упрямые козлы» (узбекская, «Петух и лиса» (шотландская, «Ленивая Бручолина» (итальянская).
Ц: продолжить знакомство со сказками народов миро. Учить детей находить сходства и отличия в сюжетах, поступках героев. Воспитывать уважение и интерес к произведением других.
4 Физическое развитие Физическая культура
Занятие № 17 стр 48
П/ задачи:
Ходить и бегать по кругу, не держась за руки. Подлезать под шнур, не касаясь руками пола, сохранять равновесие при ходьбе по доске * Подвижная игра «Раз, два, три, к елочке беги» - развивать бег и быстроту. В ходе беседы объяснить детям, как себя вести на многолюдном празднике (чтобы не заразиться гриппом, смазать нос оксалиновой мазью если болеешь сам, прикрывать нос платочком при чихании кашле
5 Социально – коммуникативное развитие *С/ ролевая игра «Лиса». Ц: развивать у детей способности принять на себя роль сказочною животного; учить при помощи мимики И пантомимики передавать характерные черты характера; повторить с детьми сказки, где встречается данный герой; учить в совместной игре с воспитателем принимать свою роль, правильно называть себя в игровой роли; учить устанавливать эмоционально-положительные контактами со сверстниками.
Н. В. Краснощёкова «С/р игры для детей дошкольною возраста» стр. 69.
* После прочтения сказок, учить детей выделять поступки героев, в которых проявляется их забота о других.
“Беседа на тему «Пели «чужой» приходит в дом - на примере сказки «Волк и семеро козлят» разобрать правила поведения в данной ситуации.
•Закрепить с детьми правила повеления на улице.
* Беседа на тему «Всё начинается со слова «Здравствуй!» Ц: развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать детям значение вежливых слов, учить их правильно употреблять в речи.
Учить выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Л. А Баландина «Риторика для малышей» стр. 312.
*П/игра «Курочка -Рябушка» Ц: развивать ловкость, выносливость. Учить соотносить действие с обстоятельством. О. С Ушакова.
Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» стр. 92.
*Физкультминутка «Колобок». Ц: учить детей coгласовывать движения и текст. Н. В Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток пальчиковой гимнастики» стр. 16
* Беседа на тему: «Расскажи Незнайке,для чего мы моем руки» . Ц: закрепить с детьми правила гигиены, познакомить с последствиями нарушения этих правил, формировать коммуникативные навыки
* «Кукла заболела» Ц: учить детей основным приемам ухаживания зa больным правильно пользоваться врачебными принадлежностями в соответствии с и\ назначением; формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.
•Продолжить знакомство с факторами, влияющими на здоровье, расширять представления о самом себе.
Январь2 неделя: Тема «Выдумщики и изобретатели» (неделя науки, почемучек)
1 Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим : Тема «Расскажи Незнайке о любимых предметах»
П/ задачи:
Закрепить умение находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; научить при описании предмета выделять название, детали, функции. материал
(См стр 23 О. В. Дыбина «Рукотворный мир».)
Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».
Д/ упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».
Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т. д.»
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».
Д/и «Догони свою тень»
Беседы:
«Волшебный воздух», «Что ты знаешь о себе» ,«Зачем нужна вода?»
«Что бывает из бумаги», «О значении света»
Исследование:
«Что в коробке?», «Что в пакете?», «Прокати шарик», Эксперимент «Послушный ветерок»
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два.».
Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.
Физкультминутка «Радуга-дуга».
Игра м/ п: «Холодно-жарко».
ФЭМП
Занятие №18
П/ З: Учить сравнивать предметы по высоте и находить одинаковые.
Употреблять слова высокий - низкий, одинаковые по высоте.
Игра «Строимся на зарядку»
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Дышат ли рыбы?»
П/задачи
Помочь устанавливать возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде
(См стр 116 методичка)
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей»,«Морской бой», «Запираем воздух в шарик», «Движение воздуха», «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры», «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы»,
«Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная»
«Бумага и вода»,
«Сравнение бумаги»,
«Может ли бумага быть опасной»
«Лёгкий – тяжёлый»
Игры с воздушным шариком и соломинкой
Игры-экспериментирования:
«Умный нос»,
«Язычок помощник»
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Игра – опыт со снежинками
2 Речевое развитие Развитие речи Рассказ по картине «Троллейбус и игрушки»
П/задачи
Учить детей составлять короткий рассказ по картине ориентируясь на образец предложенный воспитателем. Учить правильно называть изображенные на картине предметы, их цвет.
Закреплять правильное произношение звуков «Г». Развивать навыки выразительной речи.
(См. стр. 59 №18 О. С. Ушакова).
««Чудесный мешочек Буратино»
Пр. задачи: учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет). Упражнять в образовании форм родительного падежа мн. числа существительных и прилагательных в роде числе. Закреплять правильное произношение звуков «н», «нь».Воспитывать умение правильно выполнять указание педагога, внимательно его слушать. Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».
3 Художественно-эстетическое развитие Рисование Тема Ёлка, украшенная огоньками и шариками.
Пр. задачи:
1. Учить детей передавать в рисунке образ нарядной ёлочки, используя приём примакивания.
2. Развивать эстетическое восприятие.
3. Вызывать чувство радости от красивых рисунков.
(Комарова «Занятия по изодеятельности в д/саду» стр. 26)
Лепка Тема ««Пирамидка»
Пр. задачи: продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, расплющивать шар между ладонями; составлять предмет из нескольких частей. Способствовать развитию цветового восприятия. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Комарова стр. 23
«Лепка по замыслу»- развивать мелкую моторику, воображение, наблюдательность.
Аппликация /Ручной труд Тема «Красивая салфеточка.
Пр. задачи: учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а посередине сторон маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. Воспитывать культуру основы гигиены (для чего необходимы салфетки).
Т. С. Комарова «Занятия по изодеятельности в д/саду» стр. 25-26.
Чтение художественной литературы
стихотворение «Воздух»
Пермяк Е. «Про нос и язык».
Бойко Т. «Солнышко»
Сказка «В гостях у солнышка»
Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
К. Ушинский «Солнце и радуга»
Физическая культура
Занятие № 18 стр 50 Пензулаева
П/ задачи:
Ознакомить детей с конструированием и ходьбой парами. Сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по доске, упражнять в прыжках, продвигаясь вперёд
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре» со всеми детыми. Цели: расширять кругозор и знания об окружающем мире.
Учить одеваться по погоде, чтобы не перегреваться и не замерзать». Объяснять, почему необходим головной убор людям.
№ Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность
Январь 3 неделя: Тема «Все работы хороши»
1 Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим : Тема «Познавательное занятие. Взрослые в детском саду
Пр. задачи: Продолжать знакомить детей с ближайшим окружением (взрослые в детском саду – повар, медсестра, няня, с их действиями, направленными на заботу о детях (готовит вкусную еду, заботится о здоровье, убирать группу и т. д.).Развивать интерес к миру взрослых воспитывать уважение к старшим.
Кн. «Мой мир» с. 44, конспект открытого занятия. -Наблюдение за работой младшего воспитателя. Что необходимо для выполнения ее работы. Развитие любознательности и наблюдательности.
-Учить различать и называть взрослых людей в жизни и на картинках.
-Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают)
рассматривание картинки «В нашем доме» (пособие «Я и мое поведение»). Учить выделять членов своей семьи.
-рассматривание семейных альбомов. Учить показывать маму, иглу, других родственников
-Учить по картинкам и в жизни различать эмоциональное состояние взрослых (смеются, плачут, ссорятся)
привлекать детей к участию в разрешении проблемно-игровых ситуаций «Поможем подружкам помириться», «Поможем няне накрыть на стол» и
т. д.
ФЭМП Занятие №19 П/ З:
1. Развивать умение сравнивать по высоте и длине.
Игра «Спрячь игрушку»
2. Формировать умение выявлять закономерность и продолжать ее
Игра «Бусы». Панова12 Игралочка30
2 Речевое развитие Развитие речи
Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках-пароходе,лисе,петухе».
Пр. з. :
Учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках; активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных; закреплять правильное произношение- х-,обращать внимание на наличие этого звука в словах.
(См. стр. 61 №19 О. С. Ушакова). - Расширить, знания о труде взрослых через рассматривание картинок, беседы по данной профессии
предложенным картинкам:
Учить называть взрослых в жизни и на картинке, видеть различия по полу и возрасту
Рассматривать картинки и рассказывать о действиях взрослых (заботятся о детях, строят дома, лечат люде, отдыхают)
УЧИТЬ рассматривать картинки и рассказывать, как взрослые ЗАБОТЯТСЯ О детях.
В игровых ситуациях учли, детей на основе наглядности составлять простейшие описательные работы о хорошо известных трудовых процессах
3 Художественно-эстетическое развитие Рисование Тема ««Глянь баранки, калачи»
Пр. . задачи: учить рисовать кольца (бублики, баранки, контрастные по размеру диаметру. Продолжать учить детей правильно держать кисть, передавать в рисунке округлую форму,отрабатывать кругообразное движение руки ;упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука». Вызвать интерес и уважение к людям профессии пекаря и их изделиям.
Лит-ра : Лыкова «Занятия по изодеятельности в д/саду в младшей группе» стр. 82 Рисование «Трава для котят» - продолжать учить рисовать травку красками
*«Веселый котенок». Закрепить технику рисований тычком по контуру, а затем заполнять пространство в середине контура.
Лепка Тема «Я пеку, пеку, пеку.
Пр. задачи: учить детей лепить угощение для кукол из солёного теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг, пряник (полусфера, колобок (шар, пирожок (овал, вареник (диск сложенный пополам, бублик (кольцо). Закрепить приёмы и способы лепки, раскатывание, сплющивание, прищипывание, защипывание, нанесение отпечатков. Воспитывать интерес к профессии пекаря. Лыкова с 76 Лепка по замыслу «Продуктовый магазин»- закреплять умения лепить колбаски, бублики разной величины и другие овощи, фрукты.
Конструирование Тема :«Я себе построю дом»
Пр. задачи: Учить располагать кубики один на другой, сверху ставить крышу, учить выполнять постройку последовательно по образцу воспитателя. Закрепить знания о необходимости той или иной постройки (крыша, кубики - стена домика). Развивать конструктивные навыки. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца
(См Лиштван)
Аппликация /Ручной труд Тема «Красивая салфеточка»
П/задачи
Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета. А в середине каждой стороны- маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения. Цветовое восприятие, эстетические чувства.
Чтение художественной литературы
«Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой.
«Усатый- полосатый» С. Маршак
Пр. задачи: Довести до сознания детей; котенок не игрушка, у него свои потребности и привычки. Помочь детям понять юмор стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворения. Доставить удовольствие от звонких игровых, веселых стихов. Воспитывать заботливое отношение к животным.
Кн. «Ребёнок и книга» Л. М. Гурович (жёлтая) стр. 32
Чтение сказок «Курочка Ряба»,
«Три поросёнка», «Коза-дереза»
Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя
4 Физическое развитие Физическое развитие Физическая культура
Занятие № 19 стр 53 Пензулаева
П/задачи
Упражнять в ходьбе парами и беге врассыпную. Прокатывать мяч друг другу, подлезать под дугу. Не касаясь руками пола.
Подвижные игры:
«Совушка,«Пузырь», «Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»
5 Социально – коммуникативное развитие * Продолжать формировать умение бережно относиться к игрушкам. предметам личного пользования.
Учить выполнять трудовые поручения взрослых, направленные на самообслуживание.
* П/игра «Солнышко и дождик» удовлетворить потребность в движении, в общении со взрослыми; внимание, чувство ритма. «Тематические дни и недели
* П/игра «Туча и солнечные лучики» воспитывать смелость, способность мобилизоваться, чтобы избежать опасности, развивать волю. («Тематические дни и недели в д/с» с 38)
Физминутка по стихотворению «Заботливое солнышко»
Цель: развивать намять, речь, чувство ритма, координацию движений. Тематические дни недели»с, 39
Пальчиковая игра «Здравствуй, солнце золотое»
* Рассказать детям о пользе зимних прогулок, о пользе подвижных игр и солнечную ванну на свежем воздухе зимой. Объяснить, почему нельзя много находиться на солнце летом.
Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность
Январь 4 неделя: Тема «Как дикие животные и птицы зимуют»
Познавательное развитие