Ирина Зверева
Комплексно-тематическое мероприятие «Такие разные куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель, одетый в русский народный костюм, заходит в группу и предлагает ребятам пойти на выставку-экспозицию. А чему посвящена выставка, предлагает узнать, отгадав загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
Дети заходят в музыкальный зал, а в зале расположена экспозиция «Такие разные куклы».
Экскурсовод:
Публикация «Комплексно-тематическое мероприятие „Такие разные куклы“» размещена в разделах
- Здравствуйте, гости дорогие, добро пожаловать! Скажите, ребята, вы любите играть? Какими игрушками вам нравится играть больше всего? А знаете ли вы, что кукла—первая среди игрушек, её ещё называют королевой игрушек. Она известна с глубокой древности, и всё равно остаётся вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Давайте вместе посмотрим какие куклы разместились в нашей экспозиции. ( перечисляет кукол: это резиновые куклы, пластмассовые, фарфоровые, музыкальные, тряпичные куклы, различные пупсы, куклы советского периода, современные куклы и т. д.)
Дети рассматривают кукол, представленных на выставке.
Экскурсовод:
- Знаете ли вы, ребята, что куклы появились давным-давно, несколько тысячелетий назад и использовались они не для игры, а для ритуальных целей. Самой же древней игровой считается кукла, найденная при раскопках древнеримского захоронения.
Миниатюрная куколка датируется серединой II столетия н. эры. Она искусно вырезана из слоновой кости, рост ее около 20 см, руки и ноги имеют шарнирное соединение, что придает телу подвижность. Вместе с куклой был найден сундучок, в котором лежали наряды, украшения и миниатюрное зеркальце.
Хозяйкой куклы была древнеримская девочка Креперейя Трифена (показ иллюстрации).
Вос-ль:
- Мы пришли в гости, тоже не с пустыми руками. Я хочу познакомить Вас с русскими куклами, которые по-своему неповторимы и удивительны. (показывает на корзинку, в которой находятся куклы-скрутки).
Издавна на Руси куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. А мастерили их своими руками, как взрослые, так и дети, из различных материалов: из соломы, глины, деревянных чурбачков. Я хочу познакомить вас с куклами-скрутками, которые делали из кусочков материи. Посмотрите, какие куколки у меня есть:
Кукла-травница – её изготавливали летом, и служила она оберегом на здоровье.
Зерновушка – делали её осенью, чтобы в доме были сытость и достаток.
Голубок - весной и считался он символом обновления, очищения.
Кукла-бабочка подвешивалась над колыбелью и оберегала сон младенца.
Ещё у меня есть куколка-пеленашка. На первый взгляд покажется, что это простой сверточек из ткани. Но при внешней скромности – глубокий смысл! Эта кукла служила первой игрушкой ребёнку и была своеобразным массажером, защищала ребёнка от сглаза. В старину считалось, очень важно уметь делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу. Но не так-то просто скрутить такую куколку! Ребята, вы хотите попробовать сами сделать куклу-пеленашку?
Вос-ль предлагает ребятам пройти за столы, где заранее подготовлены кусочки ткани для изготовления кукол.
Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки.
Вос-ль:
На изготовление куклы шла, в основном, изношенная ткань. Считалось, что сама по себе ношенная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души людей, носивших её. Эту ткань легко можно было разорвать руками, т. к. ножницы для изготовления таких кукол использовать нельзя.
1. Берем прямоугольный лоскут светлой ткани, складываем пополам
2. Туго сворачиваем трубочкой
3. Связываем в двух местах как сноп. Вот куколка и готова.
Теперь будем её пеленать по всем правилам.
4. Берем цветной лоскут треугольной формы и надеваем на голову куклы : надвигаем на лоб. Это будет косыночка.
5. Закладываем по бокам складками и фиксируем на шее узлом – спереди или сзади. Косыночку одели.
6. Теперь будем пеленать. Расстилаем на столе квадратный лоскут. Сверху укладываем куклу.
7. Сначала берем пеленку с одной стороны и укутываем бочок куклы, затем захватываем пеленку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутывая второй бочок куклы;
8. Затем аккуратно расправляем пеленку и поднимаем ее вверх – укутываем ноги.
9. Закрепляем концы пеленки - перевязываем красивой лентой (тесьмой, прочной ниткой)
Вос-ль:
- Кукла-пеленашка готова. А теперь по поверью её нужно положить в колыбельку. В старину верили, что эта кукла охраняет детский сон, до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой.
Вос-ль укладывает свою куклу в колыбель и предлагает детям спеть колыбельную песенку.
Колыбельная «Баю, баю, зыбаю»
Вос-ль:
- Ну, что ж, ребята, сегодня мы с вами увидели много разных и необычных кукол, узнали столько всего интересного и смастерили самую простую куколку – пеленашку. В дальнейшем мы научимся делать и других кукол, и сможем собрать целую коллекцию кукол-оберегов.