оксана Бабенко
Конспект занятия «Такие разные березки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Такие разные березки»
Цель: Познакомить с характерными особенностями березы, по которым её можно выделить среди других деревьев.
Задачи:
Обучающие:
• научить детей различать два вида берез, растущих на территории детского сада, по внешним признакам.
• Углубить знания детей о значении деревьев в жизни человека.
Развивающие:
• Развивать эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника как одного из компонентов экологической культуры.
Публикация «Конспект занятия „Такие разные березки“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• Развивать познавательный интерес у дошкольников к окружающему их миру живой природы, любознательность, наблюдательность, фантазию, коммуникативные навыки
• Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности за свое поведение, принципов экологической грамотности.
Воспитательные:
• Формирование активной нравственно-эстетической позиции личности по отношению к окружающему миру (природной и социальной среде, людям, самим себе).
• Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром.
• Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, умения видеть прекрасное вокруг себя.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, эстетическая.
Предварительная работа: Наблюдения за берёзой на прогулке, беседы о пользе берёзы, о её свойствах и способах использования, экспериментальная деятельность, рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; экскурсия в парк; рассматривание фотоальбома «Край родной», чтение стихов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок о березе, рассматривание иллюстраций деревьев нашего края; разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики «Деревья», русской народной песни «Во поле березка стояла», читали стихи С. Есенина «Береза», проведение в русском народном празднике «Троица».
Материал: цветные мелки, березовые веточки, персонаж «Петрушка», письмо, запись с музыкой (голоса птиц, шум ветра, музыка Чайковского, песня «Во поле берёзка стояла»,
Ожидаемый результат: После проведения мероприятия дети научатся: отличать березу от других деревьев, приобретут: способность чувствовать, понимать и любить природу родного края.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Организационный момент
Воспитатель:(в группе) : Дети, к нам пришло письмо от Петрушки. Давайте посмотрим, что пишет … Веточка! Вы знаете, она с какого дерева?
Ответ детей…
Воспитатель: А как узнать?
Ответ детей…
Воспитатель: Тогда быстро собираемся на улицу и будем искать дерево.
(на улице детей встречает Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку: «Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки и всю зиму оно стоит голос.
Дети: Дерево.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на деревья. С какого дерева эта веточка?
Ответ детей…
Воспитатель: Давайте проверим. (Подходят к елке).
Петрушка: Правильно! Это веточка с елки.
Дети: Нет, у елки толстые ветки, а эта тонкая. У елки – хвоинки, а на веточке маленькие сережки.
Воспитатель: Ребята, елка, сосна, кедр – это хвойные деревья. На территории нашего детского сада, кроме, елки растет еще сосна.
Петрушка: Давайте подойдем к этому дереву. (Дети подходят к тополю).
Воспитатель: Так, это веточка с этого дерева?
Дети: Нет. Ветка толстая, на них почки, сережек нет. (Дети трогают почки тополя, нюхают их).
Воспитатель: Это дерево называется…
Дети: Тополь!
Воспитатель: Молодцы! Отгадайте загадку: «Ее узнают по примете: нет дерева белей на свете».
Дети: Березка.
Воспитатель: Почему? (Дети сравнивают веточку с веточками на дереве).
Ответы детей: Ствол белый, с черными полосками. Веточки тоненькие гладкие с мелкими сережками.
Воспитатель: Правильно. На территории нашего детского сада растет два вида берез : белоствольная и с темной корой. Береза какое дерево?
- хвойное или лиственное?
Ответ детей: лиственное, потому что на нем есть листья.
Воспитатель: Чем похожи эти березы?
Ответ детей: Есть ствол, ветки, корни, кора, листья, сережки.
Воспитатель: Чем отличаются?
Дети: Кора белого цвета, есть черные полоски; эта гладкая кора, а другая - ширшавая; у них разные сережки (твердые, светлые и темные мягкие).
Воспитатель: Возьмите в руки сережки, помните, понюхайте их. Что в ваших ладошках?
Петрушка: Мусор!
Дети: Семена.
Воспитатель: Правильно! Скоро береза зацветет : сережки будут длинные, в них созревают семена. Итак, Петрушка, дети нашли с какого дерева эта веточка.
Петрушка: Какие вы сообразительные. Знаете, почему дерево не падает?
Дети: Да, потому что у дерева есть корни.
Воспитатель: Правильно, дерево держат корни. Давайте, проверим, устойчивый ли корень?
Проводится опыт «Корень устойчивый»
Петрушка: Нет у вас силы богатырской. (Дети и Петрушка, обхватив ствол дерева, пробуют его вытянуть).
Воспитатель: Ребята, устойчив ли корень березы?
Дети: Да!
Петрушка: А не размяться ли нам?
Проводится подвижная игра «Раз, 2, 3… беги» – дети должны правильно сориентироваться и найти названное дерево.
Воспитатель: Дети, белоствольная береза – символ нашей страны. Красавица береза украшает парки, растет в полях, в лесах нашего края и на нашем участке.
Дидактическая игра «Какая» - надо подобраться к слову береза определения. Передавая веточку друг другу, дети называют одно определение. Например, красивая, стройная, высокая, белоствольная, тонкая…
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь березкой. В феврале – марте месяце на фоне синего неба как красиво смотрятся березки. Отчетливо видны все её веточки. Какое дерево заметнее всего в это время года?
Дети: Береза, потому что у нее ствол белый.
Петрушка: Конечно, березки!
Воспитатель: Вокруг нас много берез?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, место, где растут только одни березы, называется березовая роща. В старину называли березовый колок. Ты запомнил, Петрушка?
Петрушка: Дети, подскажите скорее.
Дети: Березовая роща.
Подвижная игра «Молодые» и «Старые» березки» - детям надо быстро найти данную березку и рассказать, почему так считают.
Петрушка: Береза – любимое дерево русского народа. О ней написано много песен, стихов. А вы знаете стихи?
1 ребенок: У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя!
2 ребенок. Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Воспитатель: Я вам прочту отрывок из стихотворения С. Есенин «Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой, распустились кисти
Белою каймой.
Береза красива в любое время года.
Петрушка: Я люблю березку. А вы, какое дерево любите?
Ответ детей.
Воспитатель: Давайте представим, что мы деревья…
Физ. минутка «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями, сильными, большими (шагают на месте)
Ноги – это корни, их расставим шире,
Чтоб держали дерево, падать не давали,
(ставят один кулак на другой)
Из глубин подземных воду доставали.
(наклоняется, складывают ладошки чашечкой)
Наше тело – прочный ствол.
(разгибаются, медленно поднимают руки вверх).
Он чуть – чуть качается
(покачиваются из стороны в сторону)
И своей верхушкой в небо упираются.
(сложенные ладошки шалашиком подымают вверх)
Наши руки – ветви (руки в стороны, пальцы веером)
Крону образуют (соединяют пальцы над головой)
Вместе им не странно (качают головой)
Если ветер дует (выдыхают).
Воспитатель: Березы украшают улицы нашего села. Поднимите руки, у кого возле дома растет береза. А теперь все вместе нарисуем мы свою березку. (Дети берут мелки, Петрушка рисует на асфальте - ствол, а дети веточки, черточки на березе).
Петрушка: Какая получилась красивая березка! Ап – чхи! Ап – чхи!
Воспитатель: Петрушка, что с тобой случилось?
Петрушка: Наверно, я заболел.
Воспитатель: Ребята, Петрушку, мы вылечим. Ведь береза – это природный лекарь. Весной с березы собирают сок, но только со старых деревьев, так же собирают почки и делают из них отвар. Летом заготавливают березовые веники. Петрушка, ты сходи в баню и попарься березовым веником, все и пройдет. Дети, а можно прислониться к березе лбом, обнять её ствол и сказать: «Помоги, березонька!» Так в старину лечились. Хотите проверить?
Петрушка: Как хорошо! Я уже не чихаю. Спасибо, тебе березка!
Воспитатель: Ребята, а что нельзя делать с деревьями?
Ответы детей: Нельзя ломать ветки деревьев и кустов, обдирать кору с березы, срывать листья с деревьев, поджигать деревья и листву.
Воспитатель: Значит, деревья надо беречь, потому что они имеют большое значение для человека.
Петрушка: А какие добрые дела вы сделали?
Дети (с помощью воспитателя) : зимой подгребаем снег к стволам деревьев, прикармливаем птиц, посадим вместе с родителями молоденькие деревца березок.
Воспитатель: Ребята, скажем дружно, нашим березкам спасибо за все, что она делает для нас – радует своей красотой, лечит, летом дает тень и т. д. и подарим ей подарки. (Дети привязывают ленточки на веточки березки)
Хоровод вокруг березки «Во поле березка…»
Петрушка: Ребята, каких деревьев на вашем участке больше?
Ответ детей: Берез.
Петрушка: Молодцы всё знаете, а я вас хочу угостить. Вот вам лукошко с угощением. А мне пора до свидания детвора.
Вот и подошло наше занятие к концу и нам всем пора возвращаться в детский сад.