Наталия Стадницкая
Комплексные упражнения творческого характера как средство нейродинамической ритмопластики в коррекционной и развивающей работ
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексные упражнения творческого характера – это простые и доступные игровые упражнения, каждое из которых – маленький спектакль, длящийся порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в четверостишие. Они построены на использовании художественного слова, фольклора, детских стихов, песенок, потешек в исполнении самого ребенка. Вербализация двигательног действия «оживотворяет» и «одушевляет» сухой набор движений, наполняет его эмоциями и творчеством, превращая в увлекательную игру, используемую в коррекционных и терапевтических целях, ведь девиз в работе с дошкольниками : «Учить – играя!». Положительный эмоциональный фон деятельности повышает мобилизационную готовность структур мозга, обеспечивающих восприятие информации. Это происходит не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни: в процессе игровых, бытовых, трудовых, лечебных действий, на прогулках, праздниках и т. д. Элементы театрализации создают положительную мотивацию, переводя ребенка из объекта медико – психо – педагогического воздействия в субъект. Эффективность игровой гимнастики высока еще и потому, что дети выполняют эти забавные упражнения не только на занятиях, но и вне занятий, а также дома.
Публикация «Комплексные упражнения творческого характера как средство нейродинамической ритмопластики в коррекционной и развивающей работ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Процесс двигательной реабилитации и развития ребенка должен сочетаться с психолого-педагогической коррекцией, а психолого-педагогическая абилитация, реабилитация. Коррекция и развитие должны основываться на двигательной активности. Поскольку движения – это важнейший компонент всех аспектов развития ребенка. Ассоциация зрительного, речеслухового, двигательного, тактильного, эмоционального и творческого образов способствует повышению компенсаторных возможностей органически пораженного мозга.
В процессе выполнения упражнений осуществляется профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, оздоровления двигательной сферы детей. Комплексно - игровые упражнения способствуют развитию двигательных качеств, таких, как координация, ловкость, точность движений, гибкость, пластичность, выразительность. В игровой форме совершенствуются двигательные автоматизмы, умения и навыки, укрепляется крупная и мелкая моторика, дыхательная, челюстно- лицевая мускулатура, суставы.
Нейродинамическая ритмопластика-это одно из направлений кинезиотерапии, как уникального метода лечения движением. Совершенствование двигательной сферы детей является ключевым направлением их развития, и что особенно важно – этот процесс должен происходить в рамках ведущего вида деятельности, т. е. в игре, положительных эмоциях, творчестве.
Стихотворное сопровождение двигательных действий является непроизвольной дыхательной гимнастикой, которая способствует оздоровлению организма, укреплению дыхательных мышц, увеличению объема грудной клетки, повышению легочной вентиляции, увеличению жизненной емкости легких. Сочетание физических упражнений с речевыми, производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание. Регулярное выполнение игровых комлексных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми - дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры.
Использование художественного слова, детски стихов профессиональных поэтов, песенок, потешек, произведений устного народного творчества, созданных по законам красоты, обогащает речевую сферу дошкольников, содействует их познавательно-речевому развитию. Дополнительная речевая активность на занятиях способствует совершенствованию звукопроизношения, грамматического строя речи, развитию речевой пластики, ритмизации движений и речи. Речевое опосредование двигательных действий художественным словом позволяет в ненавязчивой форме познакомить детей с огромным количеством поэтических произведений и заучиванию их наизусть. В зависимости от смыслового содержания стихотворения совершенствуются разные звенья речевой сферы ребенка: активизируется и обогащается словарь, развивается диалогическая и монологическая речь, формируется культура речевого общения и культура словесных обращений, формируется знаково-символическая функция и др.
Комплексные игровые упражнения – это своеобразный двигательно-ритмический психотренинг, корректирующий и совершенствующий у ребенка психические процессы: восприятие, внимание. Разные виды памяти (эмоционально-образную, зрительную, слуховую, моторную, тактильную, рефлекторную., зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез. Чувства ритма является важной психологической способностью, помогающей усвоению ребенком речевых эталонов. Игровые приемы, многообразие доступных и образных движений развивают способность к двигательной импровизации, сюжетной имитации. Пластическое отображение поэтического произведения, необходимость соблюдения его ритмического рисунка, содействует обогащению чувственного опыта детей, формированию навыков творческого осмысления стихотворных строк, развивает творческое воображение, фантазию.
Важным фактором коррекционно-развивающей работы является теплый эмоционально-положительный фон занятий, повышающий мобилизационную готовность структур мозга к восприятию информации. Он обеспечивается использованием стихотворных произведений, небольших игровых композиций, вызывая у детей ощущение радости, удовольствия, снижая тревожность, агрессию, страх, содействуя релаксации и абреакции проблемных детей. Учитывая, что у многих детей с ОВЗ отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость, игровые, веселые, интересные упражнения нейродинамической ритмопластики помогают увеличению подвижности и гибкости мыслительных процессов, тренируют волю, целеустремленность, гармонизируют психику, способствуют становлению личности ребенка, формированию социального сознания.
«Оживотворение, одушевление, одвижествление и оречевление» детской жизни насыщает ее положительными эмоциями, развивает творческие способности и воображение, позволяет реализовывать коррекционную и образовательную деятельность в рамках игры, обеспечивает непрерывность развивающе-оздоровительной работы посредством вовлечения в нее семьи – как «основной социальной ситуации развития ребенка в детстве». (Л. С. Выготский)