Наталья Страмаус
Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Публикация «Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Кто автор современного термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно, первым употребил это словосочетание академик Николай Михайлович Амосов; он сформировал основные принципы концепции здорового образа жизни — режим ограничений и нагрузок, как образ жизни, обеспечивающий оптимальное здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы и прочие народы.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. На сегодняшний день актуален поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждения. В нашем ДОУ на 2012-2013 учебный год одной из задач также поставлена задача формирования здорового образа жизни у детей.
Здоровье в современном понимании, прежде всего, гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия. В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, я считаю, что необходим комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников. Необходимо решить следующие задачи:
- повышение своего профессионального уровня и педагогов ДОУ через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий;
- создание в группах условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей;
- формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
1 направление, с которого необходимо начинать - это комплексная диагностика состояния здоровья детей и физического развития специалистами (воспитатели, инструктор, врач поликлиники, медсестра ДОУ, родители, психолог). Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов. После диагностирования определяем меры по формированию здорового образа жизни у детей.
2 направление – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Совместная деятельность инструктора и педагогов – обучающие игры, занятия, сюжетно-ролевые игры, развлечения, дидактические игры, дни здоровья, чтенье художественных произведений, иллюстрированный материал (информационные стенды, фото альбомы, памятки).
3 направление – работа с родителями по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Это родительские собрания, обучающие семинары, консультации, совместные мероприятия, наглядный материал, анкетирование, открытые занятия.
4 направление – интеграция работы. В соответствии с ФГТ для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрировать с областями: «Познание» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье человека и о здоровом образе жизни; «Социализация» - формирование первичных ценностей представления о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни; «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, здоровья; «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека; «Чтение художественной литературы» - использование художественной литературы для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье».
5 направление – рациональная организация двигательной активности детей. В двигательный режим включаем - физкультурную и музыкальную деятельность, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, самостоятельную двигательную активность детей, физкультурные досуги, спортивные и музыкальные праздники. Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке необходимо создавать условия: оборудованные физкультурные уголки, в развивающей среде в группе и на игровой площадке отводить места для проведения подвижных игр.
6 направление – система эффективного закаливания. Традиционная система: чёткая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта, воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна с использованием массажных дорожек. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода, положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка. Нетрадиционные методики оздоровления : массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика, специальные комплексы по профилактике плоскостопия, «Гимнастика маленьких волшебников», элементы детской хатха-йоги, различные виды дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз, занятия на мячах-хоппах.
7 направление – система профилактических мер. В нашем детском саду в начале учебного года при взаимодействии с администрацией ДОУ, медицинских работников и педагогов составляется план профилактических мероприятий заболевания детей. В него входит: приём витаминов, использование масел в аромолампах, фиточай, использование фитонцидов. Данное направление необходимо расширять и использовать в дальнейшей деятельности.
8 направление – обеспечение психологического благополучия. Использование минут релаксации, музыкотерапии, психологических этюдов, игр, рисунков настроения. Хорошо себя зарекомендовали такие приё мы как: уголок «Я пришёл!», для того чтобы ребёнок чувствовал свою значимость уже с первых минут пребывания в группе; «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребёнок пришёл в детский сад, с каким настроением уходит домой, для учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
9 направление – рациональное питание дошкольников в ДОУ. Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание: контроль старшей медсестры, учёт калорийности, нормы питания дошкольников.
10 направление - оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей : - снижение частоты случаев острой заболеваемости, улучшение физического развития, повышение устойчивости к утомляемости, позитивные сдвиги в эмоциональной сфере, улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определённых знаний по валеологии и изучения разных приёмов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей. Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Валеология как наука возникла не так давно, «отцом» современной валеологии называют русского учёного И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др. В нашем детском саду также используются элементы валеологии. И это необходимо подчеркнуть, т. к. валеологические занятия важны для детей и их необходимо расширить.
Формирование культуры здорового образа жизни должно проходить на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Любое действие, игра, занятие, направленное на развитие навыка здорового образа жизни должны быть объяснены ребёнку и положительно-эмоционально окрашены. Все перечисленные направления в работе по формированию здорового образа жизни детей будут комплексно воздействовать, дети приобретут устойчивую привычку - быть здоровым!
Предлагаю, с целью улучшения деятельности по формированию здорового образа жизни у детей в ДОУ :
• Организовать систему информации для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (информационный стенд, памятки, газета);
• Пополнить картотеку пальчиковых игр;
• Приобрести и изготовить массажные коврики для групп;
• Пополнить физинвентарём физкультурные уголки;
• Вводить в утреннюю гимнастику кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия мозга;
• Создать картотеку игр для здоровья;
• Занятия по валеологии проводить во всех возрастных группах, начиная с 1-ой младшей группы, чтобы знания по формированию здорового образа жизни были системными и взаимосвязанными.