Папки-передвижки

Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ

Наталья Страмаус
Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ

Консультация для педагогов

Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Публикация «Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ» размещена в разделах

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Кто автор современного термина «здоровый образ жизни» трудно сказать. Вероятно, первым употребил это словосочетание академик Николай Михайлович Амосов; он сформировал основные принципы концепции здорового образа жизни — режим ограничений и нагрузок, как образ жизни, обеспечивающий оптимальное здоровье. В 80—х годах этот термин подхватили европейцы, американцы и прочие народы.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребёнка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. На сегодняшний день актуален поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждения. В нашем ДОУ на 2012-2013 учебный год одной из задач также поставлена задача формирования здорового образа жизни у детей.

Здоровье в современном понимании, прежде всего, гармоничное сочетание физического, психического и социального благополучия. В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, я считаю, что необходим комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников. Необходимо решить следующие задачи:

- повышение своего профессионального уровня и педагогов ДОУ через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий;

- создание в группах условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей;

- формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.

1 направление, с которого необходимо начинать - это комплексная диагностика состояния здоровья детей и физического развития специалистами (воспитатели, инструктор, врач поликлиники, медсестра ДОУ, родители, психолог). Обеспечить воспитание здорового ребёнка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов. После диагностирования определяем меры по формированию здорового образа жизни у детей.

2 направление – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Совместная деятельность инструктора и педагогов – обучающие игры, занятия, сюжетно-ролевые игры, развлечения, дидактические игры, дни здоровья, чтенье художественных произведений, иллюстрированный материал (информационные стенды, фото альбомы, памятки).

3 направление – работа с родителями по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Это родительские собрания, обучающие семинары, консультации, совместные мероприятия, наглядный материал, анкетирование, открытые занятия.

4 направление – интеграция работы. В соответствии с ФГТ для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрировать с областями: «Познание» - расширение у детей кругозора в части представления о здоровье человека и о здоровом образе жизни; «Социализация» - формирование первичных ценностей представления о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части здорового образа жизни; «Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, здоровья; «Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека; «Чтение художественной литературы» - использование художественной литературы для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье».

5 направление – рациональная организация двигательной активности детей. В двигательный режим включаем - физкультурную и музыкальную деятельность, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, самостоятельную двигательную активность детей, физкультурные досуги, спортивные и музыкальные праздники. Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке необходимо создавать условия: оборудованные физкультурные уголки, в развивающей среде в группе и на игровой площадке отводить места для проведения подвижных игр.

6 направление – система эффективного закаливания. Традиционная система: чёткая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта, воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна с использованием массажных дорожек. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода, положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка. Нетрадиционные методики оздоровления : массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика, специальные комплексы по профилактике плоскостопия, «Гимнастика маленьких волшебников», элементы детской хатха-йоги, различные виды дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз, занятия на мячах-хоппах.

7 направление – система профилактических мер. В нашем детском саду в начале учебного года при взаимодействии с администрацией ДОУ, медицинских работников и педагогов составляется план профилактических мероприятий заболевания детей. В него входит: приём витаминов, использование масел в аромолампах, фиточай, использование фитонцидов. Данное направление необходимо расширять и использовать в дальнейшей деятельности.

8 направление – обеспечение психологического благополучия. Использование минут релаксации, музыкотерапии, психологических этюдов, игр, рисунков настроения. Хорошо себя зарекомендовали такие приё мы как: уголок «Я пришёл!», для того чтобы ребёнок чувствовал свою значимость уже с первых минут пребывания в группе; «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребёнок пришёл в детский сад, с каким настроением уходит домой, для учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

9 направление – рациональное питание дошкольников в ДОУ. Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание: контроль старшей медсестры, учёт калорийности, нормы питания дошкольников.

10 направление - оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей : - снижение частоты случаев острой заболеваемости, улучшение физического развития, повышение устойчивости к утомляемости, позитивные сдвиги в эмоциональной сфере, улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения суммой определённых знаний по валеологии и изучения разных приёмов работы с детьми, а также пропаганды валеологических знаний среди родителей. Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Валеология как наука возникла не так давно, «отцом» современной валеологии называют русского учёного И. И. Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др. В нашем детском саду также используются элементы валеологии. И это необходимо подчеркнуть, т. к. валеологические занятия важны для детей и их необходимо расширить.

Формирование культуры здорового образа жизни должно проходить на протяжении всего времени пребывания ребёнка в ДОУ. Любое действие, игра, занятие, направленное на развитие навыка здорового образа жизни должны быть объяснены ребёнку и положительно-эмоционально окрашены. Все перечисленные направления в работе по формированию здорового образа жизни детей будут комплексно воздействовать, дети приобретут устойчивую привычку - быть здоровым!

Предлагаю, с целью улучшения деятельности по формированию здорового образа жизни у детей в ДОУ :

• Организовать систему информации для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (информационный стенд, памятки, газета);

• Пополнить картотеку пальчиковых игр;

• Приобрести и изготовить массажные коврики для групп;

• Пополнить физинвентарём физкультурные уголки;

• Вводить в утреннюю гимнастику кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия мозга;

• Создать картотеку игр для здоровья;

• Занятия по валеологии проводить во всех возрастных группах, начиная с 1-ой младшей группы, чтобы знания по формированию здорового образа жизни были системными и взаимосвязанными.

Публикации по теме:

День здоровья в нашем ДОУДень здоровья в нашем ДОУ День здоровья в нашем ДОУ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед родителями и педагогами, является сохранение здоровья.

Физкультурно-оздоровительное направление в ДОУ Здоровье человека – первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексный подход к формированию культуры здорового образа жизни дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 16:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД