МААМ-картинки

Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС

Анна Кашицына
Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность психотерапии и психокоррекции нарушений психического развития связывается с выполнением необходимых условий и принципов.

Раннее выявление и профилактика

Поэтапность в работе в соответствии с задачами на каждом этапе, с учетом индивидуальных особенностей развития и закономерностей онтогенеза.

Систематичность в работе с ребенком и семьей

Комплексность в работе

Раннее выявление и профилактика

Публикация «Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

Ранее выявление и профилактика нарушений психологического развития опирается на известные законы и закономерности психического развития. Особенности активности, общения и познавательных возможностей ребенка в разных возрастах отражают уровень и качество созревания психики.

Особенности изменения психической деятельности ребенка в нормальном онтогенезе подробно рассмотрены в зарубежной и отечественной литературе.

Вторым постулатом и основой для психопрофилактики нарушений психологического развития является представление о том, что основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка является окружающая среда и особенно взаимоотношения в диаде мать-дитя. Недостаточность или искаженность материнского чувства нарушает материнско-детские взаимодействия, тормозит развитие основных интрапсихических систем.

Среди ведущих задач психопрофилактики рассматриваются :

диагностика и коррекция развития психических функций детей дошкольного возраста;

выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми;

психологическая подготовка матери к материнству, а отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка,

стимуляция развития его основных психических функций : эмоциональных, волевых, внимания, познавательных процессов, социального поведенияребенка

Необходимость наиболее ранней коррекции нарушений обусловлена особенностями самого психического развития в детском возрасте. Пропущенные сроки в обучении и воспитании не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.

Отсутствие своевременной психолого-педагогической коррекции трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (низкая самооценка, уровня притязаний).

Ранняя психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности детей.

Поэтапность в работе определяется принципом «Замещающего онтогенеза», (Семенович А. С.)5 с учетом актуального уровня развития и зоны ближайшего развития (Выготский Л. С.)2

Комплексная работа

Комплексное сопровождение развития детей включает в себя две основных составляющих – содержательная и организационная сторона комплексного сопровождения.

I. Содержательная сторона комплексного подхода

1. Структурное содержание психокоррекционной программы :

психологический аспект коррекционной работы – предусматривает вовлечение в коррекционную работу всех сфер психической деятельности ребенка: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой.

• социальный аспект – предусматривает как коррекционные мероприятия по отношению к социальной среде развития ребенка, так и коррекция навыков социального взаимодействия ребенка с окружающими.

2. Содержание деятельности ребенка.

Комплексность предполагает разностороннюю организацию деятельности ребенка. Хорошие коррекционные программы осуществляют различные виды деятельности и используют больше, чем один подход. Коррекционная программа для детей должна включать гибкие поведенческие модификации. Эффективность различного рода существующих программ меняется от случая к случаю. Программа, которая эффективна в одном случае, может быть не эффективной в другом.

Основой психокоррекционной работы является продуктивная разнообразная совместная деятельность: рисование, лепка, конструктивная деятельность, игра, общение, способствующее развитию речи.

3. Содержание психотерапевтического и психологического сопровождения – использование различных форм психотерапии и психокоррекции (групповые, индивидуальные, сочетанные, терапию средой и т. д.)

II Организационная сторона комплексного подхода

1. Интегративное междисциплинарное взаимодействие специалистов различного профиля. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

На сегодняшний день коррекция детей с нарушениями психологического развития реализуется посредством педагогического, психокоррекционного и психотерапевтического, а так же социального подходов. Для работы с детьми задействованы педагоги, психологи системы образования, воспитатели, валеологи, невропатологи, психоневрологи, детские психотерапевты, психотерапевты, социальные работники, нейропсихологи, логопеды, музыкальные работники, арт-педагоги. Каждый из указанных специалистов решает свой профессиональный круг вопросов. По характеру решаемых различными специалистами проблем, можно рассматривать «рабочие связки» различных специалистов.

1 группу составляют специалисты, которые охватывают в своей работе максимальное число детей и осуществляют педагогическую и просветительскую работу, а так же выявляют детей, нуждающихся в дополнительной помощи других специалистов. Эту группу составляют педагоги, воспитатели детских садов, школьные психологи, психологи детских садов.

2 группу составляют врачи, которые проводят диагностическую, профилактическую и лечебную работу. При существующей сегодня системе всеобщей диспансеризации, которая предусматривает необходимые мед. осмотры, эти специалисты так же охватывают максимальное число детей.

3 группу составляют специалисты, которые осуществляют психотерапевтическую и психокоррекционную работу, а именно: психотерапевты и детские психотерапевты, а так же психологи, владеющие навыками психотерапии;

4 группу составляют специалисты, которые проводят коррекцию психического развития ребенка, а именно: нейропсихологи, логопеды, арт-педагоги, музыкальные работники.

Следует отметить, что 3 и 4 группы составляют специалисты коррекционного направления работы, которые связаны с непосредственным решением возникающих у детей и их родителей психологических проблем и проблем функционального развития ребенка. Различие определяется кругом решаемых проблем, методами и направлениями работы.

Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

На каждом этапе специалисты вносят свой специфический профессиональный вклад в реабилитацию и коррекцию психического развития.

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в и детских учреждениях. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Комплексный подход к решению проблем определяется не столько фактической представленностью специалистов медицинского, психологического и социального направлений в учреждении, сколько наличием интеграции в их работе. Интегративный подход к решению проблем является необходимым условиям оказания качественной помощи детям и семьям. При отсутствии реально осуществляемого интегративного подхода со стороны различных специалистов медицинского, психологического и социального направлений к решению проблем связанных с формированием здоровой личности, всегда будет страдать эффективность оказываемой помощи.

2. Выработка междисциплинарных программ коррекционных мероприятий в зависимости от структуры нарушений. Совместное ведение ребенка специалистами различного профиля на всех этапах работы с ребенком и семьей.

Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков, социальной ситуации развития, особенностей нервно-психической деятельности проводится комплексно всеми специалистами и служит основой для разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

3. Учет системности жизнедеятельности ребенка предполагает необходимость рассматривать ребенка в контексте социальной системы и проводить коррекцию не только самого ребенка, но и всей социальной системы, в которой он развивается. Это включает в себя семейную структуру, группу, в которой находится ребенок, т. е. социальную структуру в которой развивается ребенок. По мнению психотерапевтов (Ремшидт)3, современная психотерапия должна учитывать все связи индивида и отношения ребенка с членами его семьи и окружающими.

В повседневной жизни ребенка для возможности эффективной коррекционной работы необходим благоприятный социально-психологический климат в окружении ребенка.

Любая коррекционная работа должна сопровождаться психологической работой с семьей.

4. Распределение ответственности. Среди задач психокоррекционной работы специалистов является формирование активной и ответственной позиции родителей по отношению к ребенку. Основная работа по коррекции и развитию лежит на родителях. Однако, помогать им должна целая команда профессионалов в составе врачей психоневролога, психолога, школьного преподавателя, социального работника. Любая коррекционная работа предполагает активное и осознанное участие родителей в коррекционно - развивающем процессе. Целенаправленное и продуктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Список литературы

1. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. - 164 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996.

3. Детская и подростковая психиатрия : Введ. в практику: Пер. с нем. / Хельмут Ремшмидт; При участии Г. Нибергалля и К. Квашнера. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001

4. Лебединский Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

5. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.

Публикации по теме:

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 03:01
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кашицына (УИ 307896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД