Анна Кашицына
Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность психотерапии и психокоррекции нарушений психического развития связывается с выполнением необходимых условий и принципов.
Раннее выявление и профилактика
Поэтапность в работе в соответствии с задачами на каждом этапе, с учетом индивидуальных особенностей развития и закономерностей онтогенеза.
Систематичность в работе с ребенком и семьей
Комплексность в работе
Раннее выявление и профилактика
Публикация «Комплексный подход к коррекции нарушений психического развития в дошкольном возрасте в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
Ранее выявление и профилактика нарушений психологического развития опирается на известные законы и закономерности психического развития. Особенности активности, общения и познавательных возможностей ребенка в разных возрастах отражают уровень и качество созревания психики.
Особенности изменения психической деятельности ребенка в нормальном онтогенезе подробно рассмотрены в зарубежной и отечественной литературе.
Вторым постулатом и основой для психопрофилактики нарушений психологического развития является представление о том, что основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья ребенка является окружающая среда и особенно взаимоотношения в диаде мать-дитя. Недостаточность или искаженность материнского чувства нарушает материнско-детские взаимодействия, тормозит развитие основных интрапсихических систем.
Среди ведущих задач психопрофилактики рассматриваются :
диагностика и коррекция развития психических функций детей дошкольного возраста;
выявление, диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между родителями и детьми;
психологическая подготовка матери к материнству, а отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их компетентности в обращении и понимании своего ребенка,
стимуляция развития его основных психических функций : эмоциональных, волевых, внимания, познавательных процессов, социального поведенияребенка
Необходимость наиболее ранней коррекции нарушений обусловлена особенностями самого психического развития в детском возрасте. Пропущенные сроки в обучении и воспитании не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.
Отсутствие своевременной психолого-педагогической коррекции трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (низкая самооценка, уровня притязаний).
Ранняя психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности детей.
Поэтапность в работе определяется принципом «Замещающего онтогенеза», (Семенович А. С.)5 с учетом актуального уровня развития и зоны ближайшего развития (Выготский Л. С.)2
Комплексная работа
Комплексное сопровождение развития детей включает в себя две основных составляющих – содержательная и организационная сторона комплексного сопровождения.
I. Содержательная сторона комплексного подхода
1. Структурное содержание психокоррекционной программы :
• психологический аспект коррекционной работы – предусматривает вовлечение в коррекционную работу всех сфер психической деятельности ребенка: когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой.
• социальный аспект – предусматривает как коррекционные мероприятия по отношению к социальной среде развития ребенка, так и коррекция навыков социального взаимодействия ребенка с окружающими.
2. Содержание деятельности ребенка.
Комплексность предполагает разностороннюю организацию деятельности ребенка. Хорошие коррекционные программы осуществляют различные виды деятельности и используют больше, чем один подход. Коррекционная программа для детей должна включать гибкие поведенческие модификации. Эффективность различного рода существующих программ меняется от случая к случаю. Программа, которая эффективна в одном случае, может быть не эффективной в другом.
Основой психокоррекционной работы является продуктивная разнообразная совместная деятельность: рисование, лепка, конструктивная деятельность, игра, общение, способствующее развитию речи.
3. Содержание психотерапевтического и психологического сопровождения – использование различных форм психотерапии и психокоррекции (групповые, индивидуальные, сочетанные, терапию средой и т. д.)
II Организационная сторона комплексного подхода
1. Интегративное междисциплинарное взаимодействие специалистов различного профиля. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
На сегодняшний день коррекция детей с нарушениями психологического развития реализуется посредством педагогического, психокоррекционного и психотерапевтического, а так же социального подходов. Для работы с детьми задействованы педагоги, психологи системы образования, воспитатели, валеологи, невропатологи, психоневрологи, детские психотерапевты, психотерапевты, социальные работники, нейропсихологи, логопеды, музыкальные работники, арт-педагоги. Каждый из указанных специалистов решает свой профессиональный круг вопросов. По характеру решаемых различными специалистами проблем, можно рассматривать «рабочие связки» различных специалистов.
1 группу составляют специалисты, которые охватывают в своей работе максимальное число детей и осуществляют педагогическую и просветительскую работу, а так же выявляют детей, нуждающихся в дополнительной помощи других специалистов. Эту группу составляют педагоги, воспитатели детских садов, школьные психологи, психологи детских садов.
2 группу составляют врачи, которые проводят диагностическую, профилактическую и лечебную работу. При существующей сегодня системе всеобщей диспансеризации, которая предусматривает необходимые мед. осмотры, эти специалисты так же охватывают максимальное число детей.
3 группу составляют специалисты, которые осуществляют психотерапевтическую и психокоррекционную работу, а именно: психотерапевты и детские психотерапевты, а так же психологи, владеющие навыками психотерапии;
4 группу составляют специалисты, которые проводят коррекцию психического развития ребенка, а именно: нейропсихологи, логопеды, арт-педагоги, музыкальные работники.
Следует отметить, что 3 и 4 группы составляют специалисты коррекционного направления работы, которые связаны с непосредственным решением возникающих у детей и их родителей психологических проблем и проблем функционального развития ребенка. Различие определяется кругом решаемых проблем, методами и направлениями работы.
Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
На каждом этапе специалисты вносят свой специфический профессиональный вклад в реабилитацию и коррекцию психического развития.
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в и детских учреждениях. В организации работы по сопровождению психического и личностного развития детей задействованы специалисты системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Комплексный подход к решению проблем определяется не столько фактической представленностью специалистов медицинского, психологического и социального направлений в учреждении, сколько наличием интеграции в их работе. Интегративный подход к решению проблем является необходимым условиям оказания качественной помощи детям и семьям. При отсутствии реально осуществляемого интегративного подхода со стороны различных специалистов медицинского, психологического и социального направлений к решению проблем связанных с формированием здоровой личности, всегда будет страдать эффективность оказываемой помощи.
2. Выработка междисциплинарных программ коррекционных мероприятий в зависимости от структуры нарушений. Совместное ведение ребенка специалистами различного профиля на всех этапах работы с ребенком и семьей.
Оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков, социальной ситуации развития, особенностей нервно-психической деятельности проводится комплексно всеми специалистами и служит основой для разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
3. Учет системности жизнедеятельности ребенка предполагает необходимость рассматривать ребенка в контексте социальной системы и проводить коррекцию не только самого ребенка, но и всей социальной системы, в которой он развивается. Это включает в себя семейную структуру, группу, в которой находится ребенок, т. е. социальную структуру в которой развивается ребенок. По мнению психотерапевтов (Ремшидт)3, современная психотерапия должна учитывать все связи индивида и отношения ребенка с членами его семьи и окружающими.
В повседневной жизни ребенка для возможности эффективной коррекционной работы необходим благоприятный социально-психологический климат в окружении ребенка.
Любая коррекционная работа должна сопровождаться психологической работой с семьей.
4. Распределение ответственности. Среди задач психокоррекционной работы специалистов является формирование активной и ответственной позиции родителей по отношению к ребенку. Основная работа по коррекции и развитию лежит на родителях. Однако, помогать им должна целая команда профессионалов в составе врачей психоневролога, психолога, школьного преподавателя, социального работника. Любая коррекционная работа предполагает активное и осознанное участие родителей в коррекционно - развивающем процессе. Целенаправленное и продуктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Список литературы
1. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М., 1982. - 164 с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996.
3. Детская и подростковая психиатрия : Введ. в практику: Пер. с нем. / Хельмут Ремшмидт; При участии Г. Нибергалля и К. Квашнера. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001
4. Лебединский Л. Л. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.
5. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза". - М., 2007.