наталья чернышова
Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.
Публикация «Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов являются коммуникативные танцы и игры.
Коммуникативные танцы и игры – удачный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.
«Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т. к. здесь нет зрителей – все актеры, как в жизни». (Е. Рыбак)
Технология коммуникативных игр и танцев проста и сложна одновременно, содержание их всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков самого педагога, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.
Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.
В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к партнеру. Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.
Компоненты коммуникативного танца просты : шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.
Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию.
Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми : на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).
На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.
В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим, превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из которых должны найти сами дети, широко используются приемы фантазирования.
Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых, помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения.
Список используемой литературы.
Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 1997
Буренина А. И. Римтическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб. : Питер, 2000.
Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968
Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Академия, 2005
Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 1982
Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : ВЛАДОС, 2002
Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М. : Музыка, 1979
Рыбак Е. В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Дис. …канд. пед. наук: 13.00. 01: Архангельск,2001-158с.
Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем! СПб. : Детство-пресс, 2002