Лучший педагог года

Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника

наталья чернышова
Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Публикация «Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника» размещена в разделах

Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов являются коммуникативные танцы и игры.

Коммуникативные танцы и игры – удачный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.

«Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т. к. здесь нет зрителей – все актеры, как в жизни». (Е. Рыбак)

Технология коммуникативных игр и танцев проста и сложна одновременно, содержание их всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков самого педагога, владения им способами художественно – творческой деятельности, готовности к сотрудничеству.

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к партнеру. Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий, возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и правильно оценивать личность в целом.

Компоненты коммуникативного танца просты : шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

Освоение танцев зависит от особенностей группы: если дети достаточно легко находят взаимопонимание с одним партнером, следует увеличить количество танцующих и усложнить танцевальную композицию.

Коммуникативные танцы и игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми : на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлечениях и т. д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).

На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.

В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим, превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из которых должны найти сами дети, широко используются приемы фантазирования.

Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых, помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого общения.

Список используемой литературы.

Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 1997

Буренина А. И. Римтическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Спб. : Питер, 2000.

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968

Леонтьев А. А. Психология общения. М. : Академия, 2005

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М. : Музыка, 1972

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. : Политиздат, 1982

Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. : ВЛАДОС, 2002

Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. М. : Музыка, 1979

Рыбак Е. В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Дис. …канд. пед. наук: 13.00. 01: Архангельск,2001-158с.

Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем! СПб. : Детство-пресс, 2002

Публикации по теме:

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие)Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие) Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные танцы и игры как средство формирования социально-личностных качеств дошкольника
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 13:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД