Юлия Зарубина
Конспект целевой прогулки «Мы подружились с дождевыми червячками»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание прогулки:
- Дать элементарные представления о жизни дождевого червяка, какую пользу он приносит.
- Дать детям понять, что все живое – прекрасно, оно с нашей точки зрения некрасиво, но имеет право жить.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Материалы и оборудование:Картинки с изображением червя, дождевой червь, письмо с конвертом, лист бумаги, палочки деревьев, песочница.
Публикация «Конспект целевой прогулки „Мы подружились с дождевыми червячками“» размещена в разделах
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Структура целевой прогулки и методические приёмы по структуре:
Методы:
- наглядные: рассматривание картинок, показ;
- словесные: рассказ, вопросы, художественное слово;
- практические: прокапывание норок в песке с помощью палок деревьев.
1 часть прогулки. Наблюдение:
Задачи:
1. Познакомить детей с дождевым червяком, рассмотреть его; закрепить и уточнить знания о живом и неживом.
2. Развивать тактические ощущения;
3. Развивать воображение, логическое мышление.
4. Воспитывать у детей эстетические чувства, формировать навыки бережного отношения к окружающему миру.
Словарная работа: дождевой, поверхность, щетинки, шероховатое, норка, рыхлая, пушистая.
Ход: Выхожу с детьми на участок детского сада после дождя.
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о ком идёт речь:
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки.
Правильно, дождевой червь. (показ иллюстрации). К нам в гости хотел прийти дождевой червяк, но он боится людей – на него могут наступить, когда он выползает на поверхность после дождя. Поэтому дождевой червяк прислал письмо:
«Здравствуйте! Пишет вам дождевой червяк. Не пугайтесь, не жмурьте глазки. Мне очень хочется найти друзей. Может быть, я не такой красивый как бабочка, и не пушистый, как котёнок, но я настоящий трудяга. Я и мои знакомые червяки помогаем вам, людям, вырастить урожай – рыхлим почву, съедаем старые листья, но вы почему-то этого не замечаете, сторонитесь нас, а то и давите нас ногами, говорите, что мы длинные и скользкие. Да, мы скользкие и длинные, потому что это помогает нам ползать под землей. Не можем же мы летать или ходить! Дорогие дети! Если вы хотите со мной дружить, то я приду к вам в гости.
С уважением, подземный житель дождевой червяк».
- Хотите ли вы дружить с дождевым червяком? Хорошо, а теперь посмотрите на дорожку, и вы непременно увидите там его, а может быть ещё и его многочисленных друзей. Посмотрите под ноги, выберите себе червяка и остановитесь около него. Теперь присядьте на корточки и посмотрите на червяков. Но для того чтобы с червяком подружиться, необходимо как можно больше узнать о нем.
Ребята, подумайте и скажите, а почему их так называют, именно дождевыми? (Дети предлагают различные варианты ответов).
- Послушайте стихотворение:
Почему его зовут дождевой червяк?
Может, любит дождик он?
Нет, совсем не так.
Он живет в земле и роет
Длинные ходы. (показ иллюстрации)
Этот дом ему подземный
Нужен без воды.
Но польется дождь на землю —
Заливает дом,
Червяку спасенья нету
Сразу в доме том.
Выползает на поверхность
Житель земляной,
Появляется лишь в дождик,
Значит — дождевой.
Червяков называют дождевыми, потому что их много бывает на земле и дорожках после дождя. Почему их много сегодня? (Дети отвечают, рассуждают вслух).
Вот и сегодня прошел дождь, залил их домик-норку. Им нечем стало там дышать и они выползли на поверхность.
Ребята, скажите, а как дождевой червяк передвигается? Чтобы представить это, мы немножко поиграем:
2 часть прогулки. Подвижная игра:"Весёлый червячок"
Задачи:
1. Развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость;
2. Воспитывать активность, положительное взаимодействие со сверстниками;
3. Вовлечь малоактивных детей, побуждать их активно двигаться.
Методы и приёмы:
1. Объяснение
2. Показ
3. Совместные действия с детьми.
«Весёлый червяк»
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из детей выбирают ведущим. Он должен стать в начало цепи. По знаку воспитателя ведущий бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь червячком, закручивая его вокруг крайнего игрока, затем его развивает. Червяк останавливается, закручивается вокруг ведущего.
Правила:
1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы червячок не разорвалась.
2. Необходимо точно повторять движения ведущего.
3. Ведущему не разрешается бегать быстро.
Воспитатель: Молодцы, а теперь нам сам червяк продемонстрирует, как он двигается. Для этого, мы положим его на листочек бумаги. Понаблюдаем, как червяк движется: медленно вытягивает вперед головной конец, к нему подтягивается середина, затем задний конец расслабляется и подтягивается. Скажите, какое у них тело? Да, длинное и вытянутое, когда ползут, и толстенькое, когда не двигаются. На что оно похоже? Да, на толстый жгутик, на вареную макаронину. А какого они цвета? (Дети предлагают варианты ответов). Дождевые черви бывают и светло-розовые, и темно-красные, и с фиолетовым отливом, — это сейчас хорошо видно. А что можно увидеть на теле у дождевого червяка? Колечки. А ноги у него есть? Нет, только колечки. А для чего нужны колечки? Они помогают червяку передвигаться.
А вам интересно узнать, какой он на ощупь? Хорошо, Настя подойти поближе, и осторожно погладь. Какое тельце? (гладкое). А если погладить в другом направлении? Ты почувствовала, что тельце червяка слегка шероховатое? Ребята, а как вы думаете, почему оно такое? Правильно, оно покрыто щетинками. Как вы думаете, зачем они ему? Это щетинки, с помощью которых червяк передвигается.
Ребята, скажите, а где живут дождевые черви? Правильно, их домик называется норкой. (показ иллюстрации). Вроде не лисы, а живут в норках. А сейчас я возьму дождевого червя и покажу, каким концом тела он копают норку. Видите острый кончик? Им он и сверлит отверстие в земле, давит на нее, напирает, и получается норка, а в ней много длинных ходов. Земля же выбрасывается наружу. Долго работает червяк, чтобы сделать себе домик, несколько дней. Тяжело бывает ему, но он упорно трудится, чтобы сделать подземный ход. Черви прячутся туда, когда наступает день, они не хотят, чтобы их часто видели люди, им больше нравится ночь и свой подземный дом. Но, как мы уже говорили, когда на землю прольётся дождик, их норки затапливаются водой, и им приходится выбираться на поверхность.
3 часть прогулки. Трудовая деятельность.
Задачи:
1. Учить проводить на песке волнообразные линии со средним нажимом.
2. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Методы и приёмы:
1. Объяснение
2. Показ
3. Поощрение
Воспитатель: А сейчас мы с вами попытаемся на песочке с помощью палочек сделать норки, подобные тем, которые есть у червячков. Наглядно волнообразно провожу палочкой по песку.
А теперь попробуйте вы сделать много-много норок, а потом мы посмотрим, у кого получились самые длинные.
4 часть прогулки. Индивидуальная работа.
задачи:
1. Развитие мелкой моторики руки
2. Вызывать чувства радости при удавшейся деятельности
Помогаю Помогаю Насте, Тамерлану проводить линии на песке.
- Молодцы. Скажите, а надо ли бояться дождевого червяка? Правильно, дети, они не опасные, их не надо бояться. Надо стараться не наступить на них, это полезные черви: они делают землю рыхлой, пушистой. Там, где есть дождевые черви, земля живая, растениям хорошо в такой земле.
Ребята, наша прогулка подходит к концу. Но прежде чем попрощаться, я хочу сказать, что сегодня вы были очень активными, очень старались. Молодцы! Вам всем удалось подружиться с дождевыми червячками.