Елена Романова
Конспект доминантного занятия по восприятию музыки «В гости к звукам» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать первоначальное представление об изобразительных возможностях музыки.
Задачи:
1. Научить вслушиваться в звуки природы: пение птиц, шум дождя, звуки грозы.
2. Уточнить представления детей о средствах музыкальной выразительности.
3. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанную музыку.
4. Помочь детям осознать взаимосвязь видов искусств: музыки, поэзии, живописи.
5. Соотносить настроение музыки с явлениями природы.
Публикация «Конспект доминантного занятия по восприятию музыки „В гости к звукам“ в средней группе» размещена в разделах
Дети входят в зал под звуки природы: пение птиц, журчание ручья.
М. Р. Сегодня нас встречают новые чудесные звуки. Прислушайтесь, что вы слышите?
Дети. Птицы поют, ручеёк журчит.
М. Р. Как вы думаете, какая погода?
Дети. Солнечная, хорошая.
М. Р. Правильно, потому что птицы поют только в солнечную погоду. Сядем, и послушает пение птиц.
(Фонограмма стихает. Слышатся звуки дождя.)
М. Р. Что-то изменилось в природе?
Дети. Тучи набежали. Начался дождь с грозой.
М. р. Мы с вами слушали звуки природы: шум дождя. Раскаты грома. Композиторы написали много песен о дожде, мы их с вами пели. А вот о грозе никогда не пели. Сегодня я вам спою песню «Гроза» (музыка Е. Тиличеевой).
Дети делятся впечатлениями. Музыкальный руководитель помогает детям дать характеристику песни: музыка звучит в низком регистре, словно рокот грома, появляются резкие аккорды - молния.
М. р. Слова песенки помогают рассказать о грозе?
Дети. Да!
М. р. Но есть музыкальные произведения без слов, их исполняют только музыкальные инструменты. И, если прислушаться, можно услышать шум дождя и грозу. Послушайте фрагмент концерта итальянского композитора А. Вивальди «Лето». Скажите, как звучит музыка?
Дети. Музыка грустная, жалобная, слышится гром.
М. Р. Как музыка изобразила гром?
Дети. Стала звучать громче.
М. Р. Теперь мы с вами знаем, что музыка своим музыкальным языком может рассказать о много, например, о грозе. А сейчас послушайте стихотворение И. Тургенева о грозе.
…Большие капли падают…и вдруг
Помчалась пыль столбами по дорогам;
Поднялся вихрь и по стенам и крышам
Ударил злобно; хлынули потоки
Дождя…запрыгал угловатый град…
Крутятся, бьются, мечутся деревья,
Смешались тучи…молния! Ждёшь удара…
Загрохотал и прокатился гром.
Сильнее дождь…широкими струями,
Волнуясь, льёт и хлыщет он – и ветер
С воды срывает брызги…вновь удар!
М. Р. Вы почувствовали, как словами изображается гроза? Речь была отрывистая или спокойная? Громкая или тихая? (ответы детей). А вы сами во время грозы что делаете, продолжаете гулять или убегаете домой?
Дети. Убегаем домой.
М. Р. Как и дети на картине К. Маковского. Картина так и называется «Дети, бегущие от грозы».
А теперь сами определите по музыке: если погода хорошая - мы будем гулять, в непогоду – спрячемся под зонтик.
Проводится игра «Гуляем- прячемся».
1-я часть Ян Янгер «Маленький гренадер»,
2-я часть Л. В. Бетховен 6-я симфония IV часть «Буря» фрагмент.
Дети прячутся под большой зонтик.
М. Р. (пока дети ещё под зонтом). Ненастье, наверное, надолго, дождь затяжной. Я предлагаю вернуться в зал и вспомнить знакомую песенку.
По вступлению дети узнают песню «Дождик» В. Косенко и исполняют её.
М. Р. А теперь споем эту песенку по- новому. Я принесла вам два инструмента, выберите из них нужный для изображения дождика.
Внести треугольник и гармошку. После выбора спросить, почему выбрали треугольник. Все ли так думают?
Дети. Звук треугольника поход на звук капелек.
Несколько детей играют, остальные поют.
М. Р. Наше занятие подходит к концу. Скажите, что вам понравилось? Может ли музыка изобразить грозу? Как? А хорошую, солнечную погоду? А как? Каким инструментом мы с вами воспользовались для изображения звука дождя?
Под пение птиц дети уходят из зала.