МААМ-картинки

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу»

Анна Шапкова
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: сформировать у детей представления о словесном ударении и его роли в русском языке.

Задачи:

образовательные:

формирование грамматической компетентности на основе владения:

а) понятия «ударения»;

б) роли ударения в устной речи и в различении значений слов;

в) вычленении в устной речи и на письме ударных гласных, определении и обозначении их в слове;

г) отстукивания и отхлопывания слого-ритмического рисунка слова;

д) практических упражнений;

Публикация «Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия „Ударение в слове, Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах

коррекционно-развивающие :

коррекция неречевых психических процессов: аналитико-синтетической деятельности мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы (эмотивной лексики – отображения эмоций на основе внутрилексических средств);

• формирование фонематического восприятия и слуха;

• развитие языкового анализа и синтеза (коррекция звуко-слогового анализа и синтеза);

• развитие аналитико-синтетической системы языка на основе совершенствования навыков словоизменения и словообразования;

• развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации;

• формирование интонационно-выразительной стороны речи на основе ведения диалога, ответов на вопросы, схемы-опоры, лексического и логического ударения;

• организация и расширение семантических полей на основе структуры слова;

воспитательные:

• воспитание мотивационно-коммуникативной компетентности учащихся;

• формирование учебных компетенций;

• расширение социального и жизненного опыта ребенка;

• воспитывать любовь к природе, окружающему миру.

Оборудование: “листья” со схемами слов; индивидуальные картонные схемы двух– и трёхсложных слов, знаки ударения; игрушка би-ба-бо Ёжик, запись музыки Чайковского.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Развитие пространственных представлений.

3. Основная часть.

а) работа со схемами слов. Игра “Пение с ударением”;

б) работа у доски;

в) развитие фонематического слуха. Игра “Перемещай знак ударения” :

г) физминутка;

д) игра “Поставь правильно ударение”;

е) смыслоразличительная роль ударения;

ж) работа в тетрадях;

4. Подведение итогов.

5. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте, дети.

Сядет тот, кто ответит на мои вопросы.

– Какое время года было? (Лето.)

– Какое время года сейчас? (Осень.)

– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– А сейчас какой осенний месяц идёт? (Октябрь.)

– Назовите приметы осени.

2. Вступительное слово логопеда

– Дети, вы правильно ответили на мои вопросы. Молодцы!

Сегодня на занятии мы отправимся путешествовать по осеннему лесу.

На пути нам будут встречаться лесные жители, птицы, персонажи из сказок.

Октябрь-середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

3. Развитие пространственных представлений

– Ой, посмотрите, листики из леса залетели к нам в класс. Они решили проверить, как мы умеем ориентироваться в пространстве.

Все помнят, где находится правая и левая рука? Возьмите в правую руку листик, а теперь в левую. Листиком в правой руке дотроньтесь до левого плеча, до правого уха. Листиком в левой руке дотроньтесь до левого плеча, до правого уха.

Посмотрим на доску. Где находится листик? (В нижнем левом углу.)

– Молодцы!

4. Работа со схемами слов

– Посмотрите, на обратной стороне листьев какие-то схемы.

Детям предлагаются две схемы двусложных слов для сравнения, направленного на выявление и “оживление” знака ударения.

– Перед вами две схемы слов. Сколько слогов в каждом слове? (Два слога.)

Как вы узнали, что в каждом слове по два слога? (Прямая вертикальная черта делит слово на две части.)

Посмотрите внимательно на обе схемы и скажите, чем левая схема отличается от правой? (Над левой схемой сверху стоит косая черточка.)

Над каким слогом: первым или вторым стоит черточка? (Над первым слогом).

Черточка сверху – это знак ударения, он ставится над слогом. Знак ударения над первым слогом означает, что этот слог – ударный.

Сообщение темы занятия.

– Сегодня тема нашего занятия “ Ударение в слове”. Мы будем учиться находить и выделять в слове ударный слог.

Знак ударения похож на волшебную палочку: стоит только ударить ею по схеме слова, и схема… оживет. Схему слова со знаком ударения можно даже пропеть. Пропеть так, как поют “песенки без слов” (та-та-та).

Давайте оживим нашу схему. В слове два слога : та-та. Первый слог – ударный : та-та. Послушайте, как я пропою схему слова : тааата (нараспев). А теперь попробуем все вместе: тааата. Молодцы, вы настоящие волшебники! Посмотрите на оставшуюся схему на доске. Какого же знака в ней не хватает? (Знака ударения.)

Где надо поставить знак ударения, чтобы показать, что ударный слог – второй? (Над вторым слогом.) Знак ударения поставим и сразу же “оживает” вторая схема слова, дети поют: татааа.

Вывод.

– Дети, знак ударения – наш волшебный помощник. Знак ударения пишется в виде наклонной черточки сверху вниз. Он похож на ручку молотка. Мы словно ударяем об ударный слог молоточком, который требует: “Произнеси ударный слог сильнее, звонче!”. Знак ударения оживил схемы слов и поможет нам правильно читать и писать слова.

5. Озвучивание схемы слова

– Давайте поиграем. Игра называется “Пение с ударением”.

На обратной стороне ваших листиков тоже есть схемы. Оживите мне их, пропойте каждый свою схему слова.

– Молодцы!

6. Закрепление изученного

– Дети, в октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают припасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние.

К нам на занятие из осеннего леса пришел какой-то зверь. Угадайте его.

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится на встречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это!

Ёжик на своих иголках принёс нам слова и с перемещением в них знака ударения.

Послушайте каждое слово, как это требует знак ударения. Исправьте меня, тогда мы узнаем, что ёжик нам принес.

Какие слова странные, смешные, необычные? Назовите знакомое, привычное слово.

Дети, ударение нам нужно для того, чтобы слово не потеряло своего значения, смысла.

Работа у доски.

На доске картинки и схемы слов. Дети выходят к доске, ставят в словах знак ударения.

Слова : боровик, малина, шишка, яблоко, клен, капуста, ива, кора и т. д.

– Обратите внимание на слово клен.

Сколько гласных в этом слове? (Одна.) Сколько в слове слогов? (Один.)

В словах, состоящих из одного слога, знак ударения не ставится.

Развитие фонематического слуха. Игра “Перемещай знак ударения”.

– А теперь ушки на макушке, слушаем внимательно слова, находим ударный слог.

Сейчас я буду называть слова, а вы перемещайте знак ударения в своих схемах и показывайте мне их. Я буду проверять.

В лесу живут звери : заяц, лиса, белка, медведь. Их еда: малина, шишка, капуста, грибы, кора.

– Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием.

7. Физминутка/ танец, импровизация движений под музыку Чайковского

Танец с листьями.)

Мы листья осенние на ветках сидели

Дунул ветер, полетели (дуют на листья.)

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели

Ветер снова побежал и листочки все поднял (дуют на листья)

Завертел их, закружил и на землю опустил. (кладут в корзину.)

8. Смыслоразличительная роль ударения

– Дети, вы знаете, чем занимаются в октябре люди?

Люди собирают урожай, ходят в лес за грибами. Леший тоже любит собирать грибы. А вот в школе он не учился. Говорит, что слова могут обойтись и без ударения.

Давайте ему докажем, что правильно ставить ударение – это очень важно. На доске картинки - пары слов : пили-пили, замок-замок, плачу-плачу, кружки-кружки, белки-белки, мою-мою. Дети выделяют ударный гласный в слове. Устно составляют предложения.

– Для чего нам надо правильно ставить ударение? От перестановки ударения может измениться смысл слова.

9. Подведение итогов

– Чему мы научились на занятии?

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Что больше всего понравилось?

10. Рефлексия

На доске выкладываем лучики к солнышку.

Желтые лучи – “У меня нет вопросов, я все понял, мне было интересно”.

Красные лучи – У меня остались вопросы по занятию”.

Результативность – все лучи желтого цвета.

За хорошую работу на занятии дети получают “грибы” – закладки.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Прогулка по осеннему лесу»Фотоотчет «Прогулка по осеннему лесу» Наступает самая яркая пора осени - золотая осень. Пока стоит сухая и теплая погода самое время погулять с детьми по лесу. Деревья в лесу.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Прогулка Колобка в лесу» ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Тверской области Интегрированное коррекционно-развивающее.

Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе «Прогулка по осеннему лесу» Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе «Прогулка по осеннему лесу» Задачи: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание.

Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе «Путешествие по осеннему лесу» Стрельникова Анастасия. Конспект фронтального логопедического занятия в младшей группе на тему "Путешествие по осеннему лесу". Задачи:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развивайся и играй» Конспект коррекционно-развивающего занятия. «Развивайся и играй» Автор: Шлокина Ольга Сергеевна, Педагог-психолог МБОУ «Бейская школа-интернат».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Прогулка по осеннему лесу» Лексическая тема: «Осень» Коррекционно-образовательные цели: -Активизация словаря по теме «Осень», активизация предикативного словаря,.

Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе «Прогулка по осеннему лесу» Комплекс утренней гимнастики во второй младшей группе «Прогулка по осеннему лесу» Задачи: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание.

План-конспект НОД по аппликации «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшего возрастаПлан-конспект НОД по аппликации «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшего возраста План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по аппликации «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшего возраста 5-6 лет.

Развлечение для младшего дошкольного возраста «Прогулка по осеннему лесу» «Прогулка по осеннему лесу» развлечение для младшего дошкольного возраста Цель: - закрепить и обобщить приметы времени года «осень». Задачи:.

Сценарий праздника «Прогулка по осеннему лесу» (вторая младшая группа) МКДОУ детский сад «Сказка» Город Семилуки Воронежской области «Прогулка по осеннему лесу» Подготовила воспитатель А. В. Сидоренкова lKK Праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 03:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шапкова (УИ 600712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД