Анна Шапкова
Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
Задачи:
образовательные:
• формирование грамматической компетентности на основе владения:
а) понятия «ударения»;
б) роли ударения в устной речи и в различении значений слов;
в) вычленении в устной речи и на письме ударных гласных, определении и обозначении их в слове;
г) отстукивания и отхлопывания слого-ритмического рисунка слова;
д) практических упражнений;
Публикация «Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия „Ударение в слове, Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Ударение, ударные звуки
- Темочки
коррекционно-развивающие :
• коррекция неречевых психических процессов: аналитико-синтетической деятельности мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы (эмотивной лексики – отображения эмоций на основе внутрилексических средств);
• формирование фонематического восприятия и слуха;
• развитие языкового анализа и синтеза (коррекция звуко-слогового анализа и синтеза);
• развитие аналитико-синтетической системы языка на основе совершенствования навыков словоизменения и словообразования;
• развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации;
• формирование интонационно-выразительной стороны речи на основе ведения диалога, ответов на вопросы, схемы-опоры, лексического и логического ударения;
• организация и расширение семантических полей на основе структуры слова;
воспитательные:
• воспитание мотивационно-коммуникативной компетентности учащихся;
• формирование учебных компетенций;
• расширение социального и жизненного опыта ребенка;
• воспитывать любовь к природе, окружающему миру.
Оборудование: “листья” со схемами слов; индивидуальные картонные схемы двух– и трёхсложных слов, знаки ударения; игрушка би-ба-бо Ёжик, запись музыки Чайковского.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Развитие пространственных представлений.
3. Основная часть.
а) работа со схемами слов. Игра “Пение с ударением”;
б) работа у доски;
в) развитие фонематического слуха. Игра “Перемещай знак ударения” :
г) физминутка;
д) игра “Поставь правильно ударение”;
е) смыслоразличительная роль ударения;
ж) работа в тетрадях;
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте, дети.
Сядет тот, кто ответит на мои вопросы.
– Какое время года было? (Лето.)
– Какое время года сейчас? (Осень.)
– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
– А сейчас какой осенний месяц идёт? (Октябрь.)
– Назовите приметы осени.
2. Вступительное слово логопеда
– Дети, вы правильно ответили на мои вопросы. Молодцы!
Сегодня на занятии мы отправимся путешествовать по осеннему лесу.
На пути нам будут встречаться лесные жители, птицы, персонажи из сказок.
Октябрь-середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
3. Развитие пространственных представлений
– Ой, посмотрите, листики из леса залетели к нам в класс. Они решили проверить, как мы умеем ориентироваться в пространстве.
Все помнят, где находится правая и левая рука? Возьмите в правую руку листик, а теперь в левую. Листиком в правой руке дотроньтесь до левого плеча, до правого уха. Листиком в левой руке дотроньтесь до левого плеча, до правого уха.
Посмотрим на доску. Где находится листик? (В нижнем левом углу.)
– Молодцы!
4. Работа со схемами слов
– Посмотрите, на обратной стороне листьев какие-то схемы.
Детям предлагаются две схемы двусложных слов для сравнения, направленного на выявление и “оживление” знака ударения.
– Перед вами две схемы слов. Сколько слогов в каждом слове? (Два слога.)
Как вы узнали, что в каждом слове по два слога? (Прямая вертикальная черта делит слово на две части.)
Посмотрите внимательно на обе схемы и скажите, чем левая схема отличается от правой? (Над левой схемой сверху стоит косая черточка.)
Над каким слогом: первым или вторым стоит черточка? (Над первым слогом).
Черточка сверху – это знак ударения, он ставится над слогом. Знак ударения над первым слогом означает, что этот слог – ударный.
Сообщение темы занятия.
– Сегодня тема нашего занятия “ Ударение в слове”. Мы будем учиться находить и выделять в слове ударный слог.
Знак ударения похож на волшебную палочку: стоит только ударить ею по схеме слова, и схема… оживет. Схему слова со знаком ударения можно даже пропеть. Пропеть так, как поют “песенки без слов” (та-та-та).
Давайте оживим нашу схему. В слове два слога : та-та. Первый слог – ударный : та-та. Послушайте, как я пропою схему слова : тааата (нараспев). А теперь попробуем все вместе: тааата. Молодцы, вы настоящие волшебники! Посмотрите на оставшуюся схему на доске. Какого же знака в ней не хватает? (Знака ударения.)
Где надо поставить знак ударения, чтобы показать, что ударный слог – второй? (Над вторым слогом.) Знак ударения поставим и сразу же “оживает” вторая схема слова, дети поют: татааа.
Вывод.
– Дети, знак ударения – наш волшебный помощник. Знак ударения пишется в виде наклонной черточки сверху вниз. Он похож на ручку молотка. Мы словно ударяем об ударный слог молоточком, который требует: “Произнеси ударный слог сильнее, звонче!”. Знак ударения оживил схемы слов и поможет нам правильно читать и писать слова.
5. Озвучивание схемы слова
– Давайте поиграем. Игра называется “Пение с ударением”.
На обратной стороне ваших листиков тоже есть схемы. Оживите мне их, пропойте каждый свою схему слова.
– Молодцы!
6. Закрепление изученного
– Дети, в октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают припасы, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние.
К нам на занятие из осеннего леса пришел какой-то зверь. Угадайте его.
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это!
Ёжик на своих иголках принёс нам слова и с перемещением в них знака ударения.
Послушайте каждое слово, как это требует знак ударения. Исправьте меня, тогда мы узнаем, что ёжик нам принес.
Какие слова странные, смешные, необычные? Назовите знакомое, привычное слово.
Дети, ударение нам нужно для того, чтобы слово не потеряло своего значения, смысла.
Работа у доски.
На доске картинки и схемы слов. Дети выходят к доске, ставят в словах знак ударения.
Слова : боровик, малина, шишка, яблоко, клен, капуста, ива, кора и т. д.
– Обратите внимание на слово клен.
Сколько гласных в этом слове? (Одна.) Сколько в слове слогов? (Один.)
В словах, состоящих из одного слога, знак ударения не ставится.
Развитие фонематического слуха. Игра “Перемещай знак ударения”.
– А теперь ушки на макушке, слушаем внимательно слова, находим ударный слог.
Сейчас я буду называть слова, а вы перемещайте знак ударения в своих схемах и показывайте мне их. Я буду проверять.
В лесу живут звери : заяц, лиса, белка, медведь. Их еда: малина, шишка, капуста, грибы, кора.
– Молодцы, дети! Хорошо справились с заданием.
7. Физминутка/ танец, импровизация движений под музыку Чайковского
Танец с листьями.)
Мы листья осенние на ветках сидели
Дунул ветер, полетели (дуют на листья.)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели
Ветер снова побежал и листочки все поднял (дуют на листья)
Завертел их, закружил и на землю опустил. (кладут в корзину.)
8. Смыслоразличительная роль ударения
– Дети, вы знаете, чем занимаются в октябре люди?
Люди собирают урожай, ходят в лес за грибами. Леший тоже любит собирать грибы. А вот в школе он не учился. Говорит, что слова могут обойтись и без ударения.
Давайте ему докажем, что правильно ставить ударение – это очень важно. На доске картинки - пары слов : пили-пили, замок-замок, плачу-плачу, кружки-кружки, белки-белки, мою-мою. Дети выделяют ударный гласный в слове. Устно составляют предложения.
– Для чего нам надо правильно ставить ударение? От перестановки ударения может измениться смысл слова.
9. Подведение итогов
– Чему мы научились на занятии?
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Что больше всего понравилось?
10. Рефлексия
На доске выкладываем лучики к солнышку.
Желтые лучи – “У меня нет вопросов, я все понял, мне было интересно”.
Красные лучи – У меня остались вопросы по занятию”.
Результативность – все лучи желтого цвета.
За хорошую работу на занятии дети получают “грибы” – закладки.