МААМ-картинки

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Прогулка Колобка в лесу»

Стрелкова Татьяна
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Прогулка Колобка в лесу»

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие

«Прогулка Колобка в лесу»

Открытое занятие

Авторы:

Педагог-психолог Т. А. Стрелкова

РФ, г. Белый

Пояснительная записка

Публикация «Интегрированное коррекционно-развивающее занятие „Прогулка Колобка в лесу“» размещена в разделах

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность взаимодействия старшего воспитателя и педагога – психолога ГБУ СРЦН в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей дошкольного возраста.

В настоящее время в ГБУ СРЦН больше внимание уделяется интегрированным занятиям. Такая система обучения позволяет лучше закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе образовательной деятельности.

У детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми нарушениями отмечаются также недостаточная сформированность словесно – логического мышления, мелкой моторики, внимания и памяти. Все эти процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. Поэтому в нашей практике интеграция стала одним из видов деятельности в работе с детьми.

Использование интегрированных занятий старшего воспитателя и педагога -психолога, проводимые в системе, эффективны, а также в интересной игровой форме происходит обогащение словаря детей, а главное – развиваются коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль, поделится впечатлениями, развивается познавательная активность.

Цель интегрированного занятия : отработка модели комплексной коррекции речевых и психических нарушений у детей дошкольной группы. Развивать воображение, умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

Коррекционнообразовательные цели:

совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе в именительном падеже, составление простых предложений);

совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Коррекционно – развивающие цели :

развитие целостного восприятия, связной речи, зрительного внимания, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие навыков общения; развитие эмоциональной сферы; снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности.

Коррекционновоспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, сплоченности группы.

Задачи:

развитие артикуляционного аппарата;

развитие элементов логического мышления: закрепление умения классифицировать предметы, отгадывать загадки; совершенствование мелкой и общей моторики;

развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;

развивать речевую активность, обогащать словарь;

развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать свое мнение;

воспитывать в детях внимание к своему здоровью, дружеское отношение к сверстникам.

Оборудование и материалы: магнитофон, диск «Пальчиковые игры» серия «Музыкальные обучалочки» (автор – Е. Железнова, ноутбук с презентацией герои сказки «Колобок», картинки к заданиям «Четвёртый лишний» и «Расположи по размеру», раздаточные материалы – листы для обведения картинок по точкам, цветные карандаши – жёлтый и зелёный на каждого ребёнка, непрозрачный тканевый мешочек.

Организация работы. Занятие проводится одновременно старшим воспитателем и педагогом-психологом с группой детей 4-6 лет (5 человек, нуждающихся в коррекции развития словесно-логического мышления.

Ход интегрированного коррекционно-развивающего занятия :

Приветствие. Продолжительность 5 минут.

Педагог-психолог: Пальчиками правой руки по очереди необходимо поздороваться с пальчиками левой руки.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Старший воспитатель: Ребята, а сейчас давайте попробуем отгадать по словесному описанию свойств и признаков.

Кто в дом не идет, Бьют его рукой и палкой —

Меня за ручку берет. Никому его не жалко.

Ответы детей: Дверь А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (Мяч)

Черный Ивашка, Он большой, как мяч футбольный,

Деревянная рубашка, Если спелый — все довольны.

Где носом пройдет — Так приятен он на вкус!

Там заметку кладет. Что это за шар?

(Карандаш) (Арбуз)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух)

Основная часть. Продолжительность

Все участники садятся на стулья, поставленные по полукругу.

Упражнение на развитие воображения.

Старший воспитатель: Ребята, сейчас закройте глазки и скажите «Раз, два, три – в сказку попади». Открывайте глазки. Мы попадем с вами в сказку.

— Ребята, какие сказки вы знаете?

Ответы детей:___

Старший воспитатель: предлагает детям рассказать сказку «Колобок» на новый лад. Начало сказки («Жили-были дед и баба….» До того момента, как бабка решила испечь колобка).

Дети начинают рассказывать и сочинять сказку.

Педагог-психолог: «Поможем бабке испечь колобка

Ответы детей: Да.

Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём,

Колобка мы испечём.

Остудили (дыхание через нос)

На окно положили.

Колобок лежал-лежал,

Да и в лес убежал.

Старший воспитатель: «Давайте поможем колобку преодолеть все препятствия в сказочном лесу. Но для этого нам надо запомнить пароль: «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал». В трудных ситуациях он нам пригодится.

Дети разучивают пароль, старший воспитатель проверяет, все ли дети его запомнили.

Педагог-психолог проводит артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы у нас всё получилось, давайте улыбнёмся (упражнение «Лягушка»). К прогулке нужно как следует подготовиться – сытно позавтракать. Давайте напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (упражнения «Месим тесто» и «Блинчики»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»). Проверим, готовы ли у нас чашечки для чая (упражнение «Чашка»). Чистим зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправляемся на прогулку в осенний лес.

Педагог-психолог: «Ребята, а вы пароль помните?» (Вспоминаем пароль).

Дети идут с педагогом-психологом под музыку по выложенной дорожке. В руках у старшего воспитателя появляется заяц.

С. воспитатель с изображением зайца в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Заяц (с. воспитатель) : «Тогда скажите пароль».

Дети говорят пароль зайцу.

Заяц: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»

Проводится игра «Доскажи словечко»

Ёлочка, ёлочка, колкая… (иголочка).

А возле этой ёлки бродили злые… (волки).

На ветке не птичка – зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка. Кто же это? … (белка).

Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния)

Всё время стучим, деревья долбим.

Но их не калечим, а только лечим. (Дятлы)

Не вода, не суша - на лодке не переплывешь,

И ногами не пройдешь. (Болото)

Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила, а зовут её… (пчела).

Заяц: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».

Дети идут дальше по дорожкам под музыку.

С. воспитатель с изображением волка в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Волк (с. воспитатель) : «Тогда скажите пароль». Дети говорят пароль.

Волк: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»

Выполняется упражнение «Сравнение предметов»

С. воспитатель: Сейчас мы поиграем в мою любимую игру. Смотрите внимательно на картинки. Объясните, что объединяет картинки, а в чем различие.

Цель: научить ребенка правильно производить сравнение, выделять при этом как черты сходства, так и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам, а по главным.

Для сравнения предлагаются следующие пары слов:

1. Муха и бабочка

2. Дом и избушка

3. Стол и стулья

4. Книга и тетрадь

5. Шалость и драка

6. Щекотать и гладить

Ребенок должен представить то, что он будет сравнивать. Можно задать ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку? Похожа муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

Как правило, дети особенно затрудняются в нахождении сходства, поэтому необходимо в процессе упражнения обратить на это внимание.

Волк: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».

Дети идут дальше по дорожкам под музыку.

С. воспитатель с изображением медведя в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Медведь: «Тогда скажите пароль». Дети говорят пароль.

Медведь: «Я вас отпущу, если выполните моё задание. Мне в берлогу листьев намело. Поможете мне собрать листочки?»

Проводится упражнение «Обведи по точкам»

Задание: кленовые листочки обвести зелёным карандашом, а дубовые жёлтым.

Медведь: «Устали ребята, пора вам подвигаться, а я спать пойду»

Педагог-психолог проводит динамическую пауза под песню «Тук-тук» (трек №9 с диска Е. Железновой) :

Тук, тук, туки, ток, бьет кулак, как молоток – 2 раза.

Тук, тук, тук, туки, застучали две руки – 2 раза.

Тук, тук, туки, ток, застучал мой каблучок – 2 раза.

Тук, тук, тук, туки, застучали каблучки – 2 раза.

Тук, тук, тук, туки, две ноги и две руки – 2 раза.

С. воспитатель с изображением лисы в руках: «Стоп! Колобок – колобок, я тебя съем!»

Педагог-психолог с детьми: Колобку ты не мешай, нам задание давай!

Лиса: «Тогда скажите пароль». Дети говорят пароль.

Лиса: «Я вас отпущу, если выполните моё задание»

Проводится упражнение «Животные в лесу»

Детям показываются картинки с изображениями животных. Педагог -психолог задает вопросы и задания по картинкам: Перечислите животных, которых мы можем встретить у нас в лесу. Перечислите всех диких животных. Кто из животных живёт в жарких странах? Перечислите животных от самого большого к самому маленькому. Перечислите животных от самого маленького к самому большому.

Лиса: «Молодцы, отпускаю колобка, счастливого пути!».

Заключительная часть. Продолжительность

Педагог- психолог и старший воспитатель подводят итоги по выполненным заданиям: отгадывали загадки, находили лишний предмет, учились называть одним словом предметы.

Старший воспитатель предлагает решить следующую задачу: Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? Разное?

Педагог- психолог: «И последняя игра, в которую мы поиграем, называется «Да и нет». Педагог -психолог показывает детям мешочек, в котором что-то лежит. Дети должны задавать вопросы, на которые психолог отвечает только либо «Да», либо «Нет». Дети должны догадаться, что лежит в мешке.

(В мешочке лежат яблоки. Затем угостить детей).

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Добрый день» проводит педагог-психолог.

Добрый день! Разводят руки в стороны и слегка кланяются

Улыбнись скорее! друг другу.

И сегодня весь день «Пружинка»

Будет веселее. Поднимают руки вверх

Мы погладим лобик Выполняют движения по тексту

Мы погладим носик. И щёчки.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому и левому плечу

Как в саду цветочки! поочерёдно.

Разотрём ладошки. Движения по тексту

Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём И здоровье соберём. Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны

Литература:

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, СПб, Речь, 2006

2. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2010

3. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога – Ростов н/ Д: Феникс, 2007

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Прогулка по зимнему лесу» для детей старшей группы Интегрированное занятие для детей старшей группы. музыкального руководителя Бурениной Лилии Ивановны Тема: «Прогулка по зимнему лесу». Тип.

Коррекционно-развивающее занятие «Быть здоровым здорово» Цель: приобщение детей здоровому образу жизни Задачи: Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья, показать преимущества.

Коррекционно-развивающее занятие по ПДД «Наши верные друзья» Тема: «Наши верные друзья». Цель: знакомство со светофорами. Задачи: Коррекционная – способствовать умению рассказывать о назначении светофора.

Коррекционно-развивающее занятие «Овощи» Коррекционно - развивающее занятие «Овощи» Место и роль занятия в изученной теме: преодоление недостатков психофизического развития посредством.

Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к школе Технологическая карта занятия Возрастная группа: Подготовительная ТНР Тема занятия: Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей.

Коррекционно-развивающее занятие «Великое противостояние антонимов» Тема: «Великое противостояние антонимов». Цель: развитие речи. Задачи: Коррекционная – способствовать развитию творчества и обогащению словарного.

Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе «Мы помним, мы гордимся!» Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Коррекционно-развивающее занятие «Пчёлка в темноте» Педагог-психолог Варлакова Ю. В. План-конспект коррекционно - развивающего занятия Тема: «Пчёлка в темноте» Цели: - развивать коммуникативные.

Открытое коррекционно-развивающее занятие «Космос» Лексическая тема «Космос». Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов.

Рецензия на индивидуальное коррекционно-развивающее занятие Рецензия на индивидуальное занятие с учителем-логопедом Тема: «Человек. Части тела. Части лица» Дата: 13.11.2018 г. Направленность: речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Прогулка Колобка в лесу»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 11:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД