Евгения Нутикова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении».
[/b]
Цель:
познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам. Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании. Упражнять в передаче повествовательной интонации предложения. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте „Понятие о речи, Функции речи, Понятие о предложении“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Оборудование:
презентация, цветные карандаши, альбом 1*.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
Знакомство с понятием «речь».(Слайд 1. Паровоз, на вагонах карточки из чего состоит речь).
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки. Логопед показывает картинки (человек, кошка, птица, рыба). (Слайд 2). Как вы думаете, кто здесь лишний и почему? (Ответы детей).
Логопед: Здесь лишний человек. Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь.
Знакомство с функциями речи.
Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему Петя не захотел быть невидимкой? (Ответы детей).
Логопед: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
А чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Физминутка: «Вырастаем большими»
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши.
На два счёта поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
(Выполняем 2 раза).
Знакомство с альбомом 1(С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц).(Слайд 3).
Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:
— На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог
ответить, потому что не умел говорить, как мы.
Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга.
Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.
Закрепление понятия «речь», функции речи.
Раз! Два! Три!
Летающая тарелка,
На страницу 4 лети.
Логопед: Дети, посмотрите на картинки и скажите, для чего нужна речь.
— дети общаются друг с другом;
— дети работают на участке;
— семья смотрит телевизор;
— дети на занятии в детском саду;
— папа читает сыну книгу.
(Ответы детей).
Логопед: С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое.
Знакомство с понятием, «предложение».
Логопед: Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.
Раз! Два! Три!
Летающая тарелка,
На страницу 5 лети.
Логопед: Ребята, скажите, что изображено на картинках?»
Дети: Дети завтракают. Мальчики строят башню из кубиков.
Логопед: Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:
— Катя поливает цветы из. Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Все слова в предложении связаны между собой по смыслу, то есть они дружат друг с другом. Как мы с вами.
(Слайд 4)Помогите Юпику составить предложение. (Ответы детей). Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.
Раз! Два! Три!
Летающая тарелка,
На страницу 6 лети.
Логопед: Посмотрите картинки о купании куклы.
Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.
Дети: - Девочка одевает куклу. (Синий круг).
- Девочка вытирает куклу. (Зеленый круг).
- Девочка моет куклу. (Желтый круг).
- Девочка раздевает куклу. (Красный круг).
Логопед: Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке.
Пальчиковая гимнастика:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу. (Движения выполнять в соответствии с текстом).
Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.
Итог занятия.
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:
— люди разговаривают друг с другом;
— узнают новое;
— работают;
— играют;
— делятся радостью, утешают друг друга.
Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»
(Слайд 5). Смайлик "Молодцы".
Список литературы:
Винокурова Н. К., Зайцева Л. Г. Речь. Тетрадь будущего первоклассника.
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать.