Получи документы

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении»

Евгения Нутикова
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении».

[/b]

Цель:

познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам. Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании. Упражнять в передаче повествовательной интонации предложения. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте „Понятие о речи, Функции речи, Понятие о предложении“» размещена в разделах

Оборудование:

презентация, цветные карандаши, альбом 1*.

Ход занятия:

Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

Знакомство с понятием «речь».(Слайд 1. Паровоз, на вагонах карточки из чего состоит речь).

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки. Логопед показывает картинки (человек, кошка, птица, рыба). (Слайд 2). Как вы думаете, кто здесь лишний и почему? (Ответы детей).

Логопед: Здесь лишний человек. Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь.

Знакомство с функциями речи.

Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).

— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему Петя не захотел быть невидимкой? (Ответы детей).

Логопед: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

А чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Психотерапия (психологический настрой детей).

Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Физминутка: «Вырастаем большими»

Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

(Выполняем 2 раза).

Знакомство с альбомом 1(С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц).(Слайд 3).

Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:

— На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог

ответить, потому что не умел говорить, как мы.

Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга.

Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.

Закрепление понятия «речь», функции речи.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 4 лети.

Логопед: Дети, посмотрите на картинки и скажите, для чего нужна речь.

— дети общаются друг с другом;

— дети работают на участке;

— семья смотрит телевизор;

— дети на занятии в детском саду;

— папа читает сыну книгу.

(Ответы детей).

Логопед: С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое.

Знакомство с понятием, «предложение».

Логопед: Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

Логопед: Ребята, скажите, что изображено на картинках?»

Дети: Дети завтракают. Мальчики строят башню из кубиков.

Логопед: Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

— Катя поливает цветы из. Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Все слова в предложении связаны между собой по смыслу, то есть они дружат друг с другом. Как мы с вами.

(Слайд 4)Помогите Юпику составить предложение. (Ответы детей). Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 6 лети.

Логопед: Посмотрите картинки о купании куклы.

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

Дети: - Девочка одевает куклу. (Синий круг).

- Девочка вытирает куклу. (Зеленый круг).

- Девочка моет куклу. (Желтый круг).

- Девочка раздевает куклу. (Красный круг).

Логопед: Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке.

Пальчиковая гимнастика:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. (Движения выполнять в соответствии с текстом).

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

— люди разговаривают друг с другом;

— узнают новое;

— работают;

— играют;

— делятся радостью, утешают друг друга.

Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»

(Слайд 5). Смайлик "Молодцы".

Список литературы:

Винокурова Н. К., Зайцева Л. Г. Речь. Тетрадь будущего первоклассника.

Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес» Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес" Цель: подвести итоги работы.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима. Декабрь» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима. Декабрь» для детей подготовительной группы Воспитатель Зайцева Е. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении»
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 10:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Понятие о речи. Функции речи. Понятие о предложении»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Нутикова (УИ 97694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД