марина лунева
Конспект фронтального занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной группы
Тема: звуки [р], [рь] – [л], [ль], буквы Р – Л.
Цель: закрепить звуки [р],[рь], [л], [ль]; учить дифференцировать звуки[р], [рь],-[л],[ль] на слух и в произношении и буквы Р-Л при чтении и на письме; развивать дикцию, учить передавать интонацию.
Ход занятия
1. Организационный момент.
а)Игра «Один-много».
Ремень-ремней
Ружьё-…
Рот-…
Публикация «Конспект фронтального занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Дерево-…
Помидор-…
Фонарь-…
Доктор-…
Перо-…
Сторож-…
Ведро-…
Рог-…
Воробей-…
б) – Я буду произносить по два слова. Вы повторите только слово со звуком [л] или [ль] из каждой пары.
Река – луга
Космонавт – летчик
Месяц – луна
Кабина – руль
Салон – кузов
Ракета - самолет
Небо – земля
Лестница – трап
Шлем – окно
Шасси – колеса
Стюардесса - пилот
Полет – посадка
2. Сравнение звуков [р], [рь] – [л], [ль]
- Ракета летит: Р-р-р! Рь-рь-рь! (слайд 1) Расскажите, какие это звуки?
- Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Как гудит маленький самолет? (слайд 2) Расскажите, какие это звуки?
- Давайте сравним звуки [р], [рь]-[л],[ль] (слайд 3).
Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа артикуляции звуков.
3. Дифференциация звуков [р], [рь]-[л], [ль] на слух и в произношении.
а) Выделение звуков из состава слова.
- Чтобы отправиться путешествовать, проверим, какие вы внимательные. Услышите в слове звуки [р] ([рь]) изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью) и произнесите [р] ([рь], а услышите звуки [л] ([ль]) – разведите руки в стороны, изображая крылья самолета, и произнесите [л] ([ль]).
- Мы составили маршрут путешествия. Плотно упаковали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон самолета, заняли свои места и полетели.
Дети имитируют движения по ходу рассказа.
б) Дифференциация звуков [р], [рь] [л], [ль] в слогах.
Путешествуем с друзьями
Над таежными лесами…
- Какие деревья мы видим в таежном лесу? ( Хвойные: сосна, ель, кедр, пихта.)
Пролетая над лесами,
Мы сыграем в «ЭХО».
Слоги дружно повторим,
Чисто, без помехи.
Ла-ра-ра-ла
Ро-ло-ро-ло
Ру-ло-ру-ло
в) Дифференциация звуков [р], [рь]-[л], [ль] в словах.
Полетаем мы с друзьями
Над большими городами…
- В городе на площади Р – Л идет народное гулянье с играми и плясками, это – веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Назовите их (слайд 4).
- После карнавала на площади Р – Л начнется праздничное шествие по улицам города: Р и Л.
- Прислушайтесь к именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л? А кто останется веселиться на площади Р-Л?
4. Физминутка
Карнавальные танцы под веселую музыку.
5. Дифференциация Р-Л при чтении и на письме.
а) Пролетаем с друзьями
Над высокими горами…
- На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое слово получится? (слайд 5)
- На второй горе в словах есть буква Р и Л. Произнесите каждое слово
- На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?
б) Пролетаем мы с друзьями
Над широкою рекой…
- Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул ветерок и на реке появились мелкие волны – рябь. Прочитайте предложение о реке. Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением (рис 6).
в) Письмо предложений: Река текла. Рябина росла.
6. Итог занятия.
Славно мы летали с вами
Над лесами, городами,
Над горами, над рекой…
И вернулись мы домой.
- А над входом вас ожидает ребус. Отгадайте его (рис. 7).
- Когда говорят браво?
- Вы хорошо потрудились, научились различать звуки [р], [рь] – [л], [ль]. Молодцы! Браво!