Галина Кохан
Конспект игрового сеанса с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему : «Путешествие в сказку»
Цель: способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими); способствовать снятию тревожных состояний, страхов.
Задачи:
- расширить представления детей об эмоции «страх»;
- развитие способности выражать эмоции вербальным и невербальным способом;
- обучение социально приемлемым способам преодоления чувства страха;
- способствовать формированию интегративных качеств ребенка.
Публикация «Конспект игрового сеанса с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-8 человек)
Оборудование: материал для палочек, цветные мелки, листы бумаги формата А 4, рабочее место для детей и психолога (мольберты, стулья, магнитофон, музыка для релаксации.
Продолжительность: 30 минут
Ход:
1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки» (1 мин)
Цель: создание эмоционального настроя, снятие напряжения.
Психолог: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Галина Юрьевна. Сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга».
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и, молча, улыбаются:
«Возьмемся за руки, друзья!
Друг другу улыбнемся.
Мы пожелаем всем добра и скажем:
«Здравствуй, солнце!»
-Молодцы! У вас получилось!
2 этап - Подготовка (3 мин.)
Детям предлагалась отправиться в гости в сказку.
Психолог: «Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие, в гости в сказку. Там нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего путешествия будете вы. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет (шапка-невидимка, волшебное зеркальце, волшебный эликсир, сапоги-скороходы, волшебный клубочек, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давайте и мы с вами смастерим волшебную палочку».
Детям предлагается собрать волшебную палочку.
Психолог: «Ребята, чтобы палочка набралась волшебства, давайте дружно прочитаем «заклинание» против страха!». (Дети выполняют задание)
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота – ну и пусть!
Волшебная палочка мне помогает,
Я – смелый, я – сильный. Я это знаю!
Последнюю фразу дети повторяют все вместе.
Психолог: «Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием! Теперь, когда у каждого из вас есть волшебная палочка, пора отправляться в путь-дорогу».
Пока звучит музыка «Сказки гуляют по свету» в исполнении В. Толкуновой, дети вместе с психологом отправляются в сказку с помощью упражнения.
Упражнение «Иголка и нитка».
Цель: активизировать детей, создать рабочее настроение.
Содержание: Дети становятся друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего. Первый ребенок «иголочка», он – направляющий, двигается по комнате, меняя направление. Остальные – «нитка» - идут за ним, стараясь не отставать.
Дети присаживаются на свои места к мольбертам.
3 этап – основной (20 мин.)
Рисование образа страха
Психолог: «Ребята, теперь закройте глаза, вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш страх. А сейчас нарисуйте свой страх цветными мелками. Вы можете рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте и себя самого тоже”.
Озвучивание персонажа
Психолог: «А сейчас, когда рисунок закончен, давайте поговорим об изображенных образах».
Стимулирующие вопросы:
Кто/что это? Почему он/они страшные? Его/их можно победить?
Будьте смелыми в этом разговоре, ведь у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать чудеса”.
Преобразование образа страха
Психолог: “Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми и мужественными. Я сейчас коснусь вас волшебной палочкой, и вы сразу станете бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? (Ответы детей)
Избавление от страха
Психолог: Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Что мы можем сделать с этим страхом, чтобы он пропал или стал меньше?
Слушаем ответы детей (стереть, скомкать и выбросить, порвать, оживить страх и сделать добрым, сжечь, затоптать, испугать и т. д.)
А теперь, я вам предлагаю придумать, что нужно добавить в каждый рисунок, чтобы страх исчез или стал добрым? (Дети дорисовывают.)
Психолог: «А вы знаете, что со страхом можно поиграть?”.
Этюд «У страха глаза велики»
Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (на расстоянии вытянутых рук друг от друга)
Психолог: Представьте, что у вас большой, огромный страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображает большие, круглые глаза при помощи рук). Дети повторяют движения вслед за педагогом. Но теперь страх уменьшается (дети сдвигают руки). А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедиться, что ни у кого нет больше “больших глаз” и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу!
Вывод: Эта игра вам сейчас помогла увидеть, как выглядят ваши лица, когда вы испытываете чувство страха, и как можно его побороть. Когда в очередной раз вы будете, чего-то боятся, вспомните эту игру, и прогоните свой страх далеко.
Психолог: Вы, ребята, теперь так много знаете о страхе, что можете даже выпустить целую книгу, посвященному этому чувству. Итак, сейчас мы создадим Книгу страхов и оставим её на память в сказке.
Психолог складывает рисунки детей и превращает их в книгу.
Вывод: «Ребята, вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые оказалось, не такие уж и страшные. Баба Яга живет в сказках и никогда не придет к вам домой. В темной комнате тоже ничего страшного нет, стоит только включить свет, и вы в этом убедитесь сами.
Теперь вы знаете, что можно сделать, если у вас появится страх. Вы можете рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи.
Психолог: «Ребята нам пора возвращаться домой, а поможет нам волшебное облачко».
4 этап - релаксация «Путешествие на облаке» (3 мин.)
Лягте поудобнее на ковер и закройте глаза.
Прыгните на белое, пушистое облако. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположилась на этой большой облачной подушке.
Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Оно везет вас назад, домой.
Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас прокатило…
Теперь понаблюдайте, как оно медленно растворяется в воздухе…
Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми и сильными.
Открывайте глаза.
5 этап - подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
Психолог: А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Какое сейчас вы испытываете чувство? Какое у вас настроение? На этом наше путешествие закончилось.
Прощание «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет».
Психолог: «Спасибо вам!»
Спасибо вам за мужество, смелость и творчество!