Света Герасимова
Конспект занятия-викторины по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Путешествие по произведениям В. Бианки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Закрепление и обобщение знаний о зимних явлениях природы.
• Закрепление знаний о многообразии лесных птиц и зверей и их приспособленности к зимним условиям через произведения В. Бианки.
• Закрепление умений устанавливать причинно – следственные связи.
• Продолжаем развитие связной речи через составление коротких рассказов.
• Продолжаем формировать умение обосновывать свой ответ.
• Воспитываем у детей чувство сопереживания, любви к животным
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект занятия-викторины по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, „Путешествие по произведениям В, Бианки“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературные викторины и конкурсы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Столы для команд, указатели на столы, жетончики, картинки – части птиц и животных, загадки, призы для награждения.
Предварительная работа:
• Чтение произведений В. Бианки.
• Конструирование из природного и бросового материала по произведению
В. Бианки «Лесные домишки».
• Выставка рисунков по произведениям В. Бианки.
• Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
• Посещение краеведческого музея.
• Составление и выпуск книги о животных нашего леса.
• Разгадывание загадок, кроссвордов о животных.
• Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня мы проверим, какие вы «Умники и умницы». Мы уже прочитали много книг В. Бианки.
- Про что рассказывает В. Бианки в своих произведениях?
Д. О зиме и о том, как живут животные зимой.
В. Молодцы и теперь вы без труда справитесь со всеми заданиями, которые я для вас приготовила.
Отвечать на вопросы нужно отвечать полным ответом, чтобы ваши ответы все услышали и поняли.
Вначале мы разделимся на две команды (у детей прикреплены эмблемы с изображениями синички и зайчики). А сейчас посмотрите на свои эмблемы, разделитесь на команды и дружно произнесите название.
Дети называют свои команды:
Представляется жюри: заведующий дошкольным образовательным учреждением, заместитель заведующей по ВР, воспитатель. Дети садятся за столы.
В. Внимание, мы начинаем!
Задание 1. Разминка. Всем нужно прослушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает.
Первая команда
1. Бывает ли так, что сова улетает в теплые края на зимовку?
2. В январе медведь выходит на прогулку?
3. А бывает ли так, что заяц на зиму шубку не меняет?
4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет?
5. А бывает так, что мы вышли на прогулку, а на участке нас ждет тетерев?
Вторая команда
1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать?
2. А бывает так, что зайцы едят семена из шишек, когда очень холодно?
3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет?
4. Бывает так, что сорока живет в дупле?
5. Иду я по лесу, снег скрепит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть?
Задание 2. Подберите картинки с признаками зимы. Составить рассказы от имени синички команде (Синички) и от имени зайца команде (Зайчики) как они зимовали.
За правильный ответ команда получает 1 балл, а за ответ с рассказом -3 балла, среди картинок есть лишни характерные для ранней весны.
Задание 3. На внимание, поиграем в подвижную игру «Птичья полечка». Правила игры: звучит музыка, и вы все начинаете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу, и если это будет птица, которая зимой зимует с нами, вы останетесь на месте, если улетает, вы присаживаетесь. Итак, начинаем. Команда Синички стоит с правой стороны, а команда Зайчики с лева.
Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу воспитателя музыка прекращается, и он называет птицу: голубь – дети стоят на месте, опять звучит музыка, дети танцуют и т. д.
Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает призовые жетоны.
Задание 4. А сейчас, мои милые умники и умницы, посмотрите на мольберт. Сейчас на нем части животных (зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили. Потом найти картинку с этим животным и присоединить к нему недостающую часть.
За правильный ответ – 1 балл, а за ответ с объяснением – 3 балла.
• Итак, чей же это клюв? (На мольберте изображение клюва клеста).
• А чей это хвост? (На мольберте хвост лисы).
• А чьи это лапы? (На мольберте лапы медведя)
• А у какой птицы грудка такого цвета? (На мольберте квадрат бумаги яркого цвета – это грудка снегиря).
• У кого такие лапки? (На мольберте лапки с перепонками – утки).
• У какого зверя такая спина? (На мольберте пять черных полосок –это бурундук).
Жюри оценивает ответы, учитывает правильные ответы каждой команды и присуждает жетоны.
Задание 5. А теперь, я приготовила для вас вопросы о жителях леса.
• Кого называют листопадничками?
(зайчат, родившихся осенью)
• Кого называют настовичками?
(зайчат, родившихся весной)
• Птица, истребляющая грызунов?
(Сова)
• Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».
(Пеликан)
• Скажите, для чего мухе нужен был хвост?
(Для красоты)
• Какой зверь обманывает собак своим хвостом?
(Лиса)
• Про кого так говорит В. Бианки : «По веткам скакалка, по дуплам сиделка».
(Белка)
• Кого В. Бианки называет косачом?
(Тетерева)
Задание 6. Молодцы. А теперь я предлагаю вам составить картинку из предложенных частей. Надо назвать героев и вспомнить, что происходит с ними в конце.
Первая картинка – Медведь и бурундук, а вторая – бобер и лебедь.
За правильно собранную картинку 1 – балл, а за ответ с объяснением – 3 балла.
Задание 7. Молодцы. Ну а сейчас вам необходимо выбрать для команды следующее задание.
Первое задание.
На мольберте звери, которые
впадают в спячку (в изображении
1-2 ошибки).
Второе задание.
На мольберте лесные птицы, которые зимуют
(в изображении 1-2 ошибки).
Жюри оценивает выполнение командами задания.
Задание 8. А сейчас я буду задавать вопросы обеим командам, а вы, ребята, будете отвечать. Мы с вами прочитали много рассказов, сказок и сказок – несказок Виталия Бианки, и теперь вы постарайтесь
Показываю книгу и задаю вопрос.
• Сказка «Теремок»
Какие звери и птицы живут в нем?
(дятел, белка, куница, медведь, скворец)
• Сказка – несказка «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»
Для чего просили звери у Деда Мороза снега?
(чтобы спрятаться)
• Рассказ «Кто как зимует»
Какие звери запасаются на зиму жиром и становятся толстые- претолстые, жирные- прежирные? (медведь, барсук, еж)
• Сказка «Глаза и уши»
В лесу первое дело уши, а глаза – второе. Почему?
(Услышать можно из далека. А пока увидишь будет поздно.)
• Сказка «Сова»
Какая беда случилась, когда старик не стал дружить с совой?
(Мыши разорили гнезда шмелей, шмели перестали опылять цветы,
коровы перестали давать молоко).
• Рассказ «Кому законы не писаны».
Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
(Потому что клесты питаются сосновыми и еловыми шишками, а их
зимой много. Гнездо теплое, - там и пух, и перо, и мягкая шерстка, а
самка как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей
самец таскает.)
В. Какие вы у меня умники и умницы молодцы. Сейчас жюри подведет итоги.
Команда, которая набрала большее количество жетонов становится победителем.
В. Ребята, вы показали хорошие знания о зимних животных. Хорошо справились со всеми заданиями.
- Какое задание понравилось команде?
- Какие рассказы, сказки помогли вам справиться с ответами?
- Назовите авторов этих произведений?
егодня победила команда …., она награждается…. Поощрительный приз за участие в игре получает команда …..