Наталья Тайкова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ж в словах и предложениях».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия НОД
Тема: «Автоматизация звука Ж в словах и предложениях».
Задачи:
• Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, длительную направленную воздушную струю, слуховое восприятие, память, мышление;
• Формировать умение правильно произносить звук Ж в словах, предложениях; корригировать произносительную и интонационную сторону речи;
• Развивать фонематический слух при работе с компьютерной программой «Учимся говорить правильно»;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука Ж в словах и предложениях“,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Содействовать овладению грамматическими категориями согласования существительных с прилагательными
• Воспитывать этические ценные способы общения.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуй, Миша! Какой ты красивый, нарядный! А в каком настроении ты сегодня пришел ко мне? Я предлагаю тебе поздороваться язычком, а теперь глазками, ушками, ручками, плечиками. … Какие мы с тобой молодцы!
Логопед: Миша, я сегодня по дороге в садик нашла очень интересную вещь – сундучок. И мне кажется, что он волшебный.
Вносится волшебный сундучок.
Логопед: Может, откроем его и посмотрим, что же там внутри?
Сундучок открывается и звучит аудиозапись «Звуки леса» (насекомые).
Логопед предлагает ребенку закрыть глаза и поделиться впечатлениями об услышанном.
Логопед: Мишенька, расскажи мне, пожалуйста, что же интересного ты услышал?
Ребенок: Звуки.
Логопед: Правильно, звуки. А как ты думаешь, чьи это могут быть звуки?
Ребенок: Насекомых.
Логопед: Я предлагаю поиграть в игру «Отгадай насекомого». Но загадывать загадки мы будем вместе: две загадки загадываю я, а две – ты.
Из сундучка достаются пять картинок: четыре – насекомых и одна – животного (жираф).
Логопед загадывает загадки, а ребенок ищет отгадку по картинке.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт:
Летит – воет,
Падет – землю роет.
(Жук)
Кто на себе дом возит?
(Улитка)
Ребенок загадывает загадки описательного характера (сочинительство, см. приложение).
Затем логопед предлагает найти сходство и различие картинок и поиграть в игру «Четвертый лишний».
Логопед: Миша, по-моему, жираф обиделся. Он очень не хочет быть лишним. Может оставим его с нами и расскажем жирафу сказку. Ты не против?
Логопед вместе с ребенком рассказывает сказку с использованием методики размытого письма (см. приложение).
Логопед: Жила – была … (показывает картинку)
Ребенок: божья коровка.
Логопед: И звали ее Женя. Вышла она однажды из своего …
Ребенок: домика
Логопед: и увидела яркое …
Ребенок: солнышко.
Логопед: И оно увидело …
Ребенок: божью коровку Женю (Логопед просит ребенка нарисовать божью коровку.).
Логопед: Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда …
Ребенок: солнышко
Логопед: осветило спинку …
Ребенок: божьей коровке Жене
Логопед просит ребенка выложить из палочек лучики солнышка.
Логопед: осветило спинку …То все увидели, что у нее на спинке нет черных пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться:
- Какая же ты …
Ребенок: божья коровка Женя
Логопед: Без пятнышек ты просто красный жук. Но тут солнышко улыбнулось …
Ребенок: божьей коровке.
Логопед: - Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно потрудиться и выполнить все задания из книжки, - сказало …
Ребенок: солнышко.
Логопед: И подарило божьей коровке книжку.
Рассматривается книжка «Поиграем с язычком» и логопед вместе с ребенком выполняет артикуляционную гимнастику (см. приложение):
• «Лопаточка»
• «Чашечка»
• «Вкусное варенье»
• «Качели»
• «Маляр»
Логопед: Посмотри-ка, Миша, по-моему, жираф больше не грустит. Ему очень понравилось рассматривать с нами книжку. Но мы с тобой пропустили в этой книжке еще одну страничку. Смотри-ка, на ней – мыльные пузыри. А как ты думаешь, зачем они здесь?
Ребенок: Чтобы поиграть с ними.
Логопед: Правильно, солнышко предлагает божьей коровке надуть большой мыльный пузырь. А ты хочешь похвалиться жирафу своими чудесными, большими мыльными пузырями?
Ребенок надувает мыльный пузырь. Логопед следит, чтобы он дул точно в колечко, не надувая щек.
Логопед предлагает рассмотреть еще одну пропущенную страничку, на которую нарисована тучка с дождем и предлагает ребенку послушать «песенку» дождя с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно» (см. приложение)
Логопед: Молодец, Мишенька! Мы очень помогли божьей коровке. А поможем ей еще раз: нарисуем пятнышки у нее на спинке? (рисование способом «Тычка»)
Раздается жужжание. Логопед предлагает поискать жука.
Гимнастика для глаз (см. приложение)
Логопед: А как жужжит майский жук?
Ребенок: Ж-Ж-Ж-Ж …
Логопед: Что губки делают, когда ты произносишь звук Ж?
Ребенок: Сердятся.
Логопед: А зубки на что похожи?
Ребенок: На заборчик.
Логопед: Язычок?
Ребенок: В форме чашечки.
Логопед: Голосок поет или спит?
Ребенок: Поет.
Логопед: Смотри-ка, жук с жирафом разругались: кто из них красивее, кто из них важнее. Что же нам делать?
Ребенок: Помирить их.
Логопед: Молодец, правильно! А как бы помирил их?
Ребенок: Я думаю, что нужно рассказать им какие они красивые и хорошие.
Ребенок составляет описательные рассказы по картинкам с использованием звука Ж:
У жука важный вид. У него есть желтый жилет. У жирафа желтое пальто и оранжевая кепка … и т. д.
Логопед: Какой ты молодец! Ведь ты помог божьей коровке найти пятнышки, а жуку и жирафу помириться.
Логопед предлагает ребенку поблагодарить сундучок.
Логопед: Мы с тобой очень хорошо сегодня потрудились. А что тебе больше всего запомнилось в занятии? Что тебя порадовало? Что огорчило? С кем бы ты еще хотел встретиться?
Приложение
Технологии
Компьютерная технология
Способствует овладению ребенком простейшими навыками работы на компьютере, расширяет кругозор, развивает логическое мышление, память, позволяет ориентироваться в звуках окружающего мира, применяя одно-временно несколько сенсорных анализаторов (зрение, слух.).
Описание педагогических методов и приемов
1. Сочинительство
Развивает речевую активность, связную речь, мышление, творческое воображение.
2. Артикуляционная гимнастика
Подготавливает речевой аппарат ребенка к правильному звукопроизношению. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); подвижность артикуляционных органов; уменьшает спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
3. Логопедическая игра «Мыльные
пузыри»
Развивают плавный длительный выдох для постановки речевого дыхания, которое обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков
4. Гимнастика для глаз
Способствует оздоровительному эффекту в процессе работы с компьютером, предупреждает зрительное утомление воспитанников.
5. Проблемные ситуации Побуждает ребенка к мыслительной деятельности.
6. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Развивает зрительное внимание, мышление, помогает установлению причинно - следственных связей.
7. Рассказывание сказки при помощи метода «Размытое письмо»
Способствует совместному сочинительству и помогает работать над структурой текста
8. Метод релаксации Снимает напряжение, настраивает на продуктивную работу
9. Метод рефлексии Позволяет детям осмыслить свои действия, логопеду - выявить впечатления о занятии
10. Метод интеграции Развивает ребенка в различных видах деятельности
Приложение 1
Развивающая среда занятия
1. Сундучок
2. Аудиозапись
3. Картинки с изображением насекомых и животного
4. Картотека с артикуляционной гимнастикой
5. Мыльные пузыри
6. Компьютер
7. Картотека с гимнастикой для глаз.
8. Волшебная книжка
Приложение 3
Оценка результативности занятия.
Критерии
- Достаточно ли разнообразна развивающая среда занятия
Результативность да
- Поддерживался ли интерес и увлеченность ребенка на протяжении всего занятия
Результативность да
- Выполнено ли программное содержание занятия
Результативность да
- Соответствуют ли методы и приемы целям и содержанию занятия
Результативность да
- Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных ребенком на занятии
Результативность Артикуляционная и мелкая моторика - да;
Звукопроизношение четкое; лексико-грамматические категории - да;
При выполнении упражнения «Мыльные пузыри» надувает щеки - нет. Фонематический слух (ритм капли)- частично;
Удовлетворенность логопедом занятием - да
- Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков
Результативность
Подобраны специальные игры и упражнения для дальнейшего усовершенствования фонематического восприятия; даны рекомендации воспитателям (по индивидуальной работе) и родителям (на закрепление полученного материала дома) и упражнения для развития воздушной плавной струи.