Приложение МААМ

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях»

Татьяна Касьянюк
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л» В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

Автор : Касьянюк Татьяна Валенидовна, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 223» комбинированного вида, г. Новокузнецк

ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в словах и предложениях.

ЗАДАЧИ:

коррекционно-образовательные :

Публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения „Автоматизация звука „Л“ в словах и предложениях“» размещена в разделах

• учить правильному произношению звука «Л» в словах и предложениях;

• активизировать словарь антонимов;

• учить образовывать существительное от глагола, уменьшительно-ласкательную форму существительного, форму глагола прошедшего времени мужского рода;

• учить применять отрицательный или положительный развернутый ответ в зависимости от реальной ситуации;

• учить понимать и отражать в конструкции предложения существующие логические связи;

коррекционно-развивающие :

• развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

• развивать мышление, зрительное и тактильное восприятие,

• развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук;

воспитательные:

• воспитывать желание оказывать помощь;

• воспитывать умение доводить дело до конца.

ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Лола, «волшебный» замок, «коврики звуков» (тканевые коврики с изображениями символов гласных и согласного твердого или мягкого звуков; символы соединены различными по фактуре и цвету дорожками из тесьмы, игра “Путаница» (три дуги с косточками, куб, на сторонах которого наклеены картинки, в названии которых есть звук «Л», поднос с предметами (мыло, платок, заколка, ложка, игольчатый мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

-Ксюша, в этом замке живет кукла Лола. У нее беда: Лола не умеет выговаривать звук «Л». Фея звуков рассердилась на нее за это и заточила куклу в «волшебном» замке. А освободит Лолу тот, кто научит ее произносить звук «Л».

-Как ты думаешь, мы сможем помочь кукле? (Да)

-Фея звуков приготовила нам много испытаний. Ты готова к ним? (Да)

- Тогда садись за стол около волшебного зеркала. А волшебное оно потому, что Фея звуков сделала так, что Лола может видеть нас через зеркало и выполнять все упражнения вместе с нами.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Артикуляционная гимнастика.

-Первое испытание: нам надо научить Лолу делать зарядку для губ и языка. А поможет нам сказка про веселую лошадку.

«Жила-была веселая лошадка. Она любила улыбаться небу (упр. «Улыбка» под счет до 5, солнцу («Улыбка», всем своим друзьям («Улыбка»). Еще лошадка любила свистеть, для этого она делала губы трубочкой (упр. «Трубочка» под счет до 5). Иногда лошадка то улыбалась, то свистела (чередование «Улыбки» и «Трубочки»- 3 раза). Однажды лошадка проснулась, умылась и решила почистить коврик, на котором спала (упр. «Наказать непослушный язычок»). Затем лошадка собралась в лес за грибами и весело зацокала по дороге (упр. «Лошадка цокает»). Вскоре ей встретился индюк (упр. «Индюк болбочет»). Идут они по дороге вместе: индюк болбочет, а лошадка цокает. На краю леса увидели качели (упр. «Качели», покачались и пришли в лес. А там грибов видимо-невидимо (упр. «Грибок»). Собрали они грибы и пошли по домам, а на прощание улыбнулись друг другу».

2. Характеристика звука «Л».

-Ксюша, мы показали Лоле, как делать зарядку, а теперь Фея звуков хочет, чтобы ты показала, как правильно произнести звук «Л».

-Как расположены губы? (улыбаются) зубы? (приоткрыты) где находится язык? (кончик языка упирается в альвеолы)

-Расскажи, какой звук «Л»? (согласный, твердый, звонкий)

-Какой по цвету фишкой обозначается? (синей)

3. Произношение звука в слогах.

-Значит, какой коврик выберем? (из двух выбираем один) Почему? (Звук «Л» -согласный твердый, обозначается синим цветом)

-Синий кружок – это звук «Л». А красные кружки какие звуки обозначают? (гласные)

звуку «Л» идет в гости гласный … А. (Ребенок проводит пальцем по дорожке от красного круга до синего, произнося при этом слог: АЛ)

-Что получилось? (слог АЛ) Какой 1звук? 2? Сколько всего звуков?

Аналогично: ОЛ.

-Если поменять местами звуки «О» и «Л», какой слог получится? (ЛО)

Аналогично: УЛ, ЭЛ, ЫЛ.

-Молодец! Мы научили куклу произносить звук «Л» в слогах, а сейчас перейдем к словам. Это следующее задание Феи звуков.

4. Произношение «Л» в словах.

-Наши дорожки привели нас к игре «Путаница». На каждую дугу Фея звуков приготовила разные задания.

а) Образование существительного от глагола (первая дуга с косточками).

-Много есть вещей полезных,

Деревянных и железных,

Что помогут нам всегда,

Нам без них - совсем беда!

- Чтобы двигать косточки на первой дуге, отвечаем на вопрос: какой предмет нужен, чтобы вешать? – вешалка; чтобы мешать? - мешалка; взбивать? качаться? зажигать? точить? сушить? поить? косить?

-Молодец!

б) Образование глаголов мужского рода от глаголов женского рода.

-А теперь я буду говорить про девочку, а ты про мальчика (задание для второй дуги с косточками).

-Упала - упал; устала? успела? хотела? читала? гудела? ела? пела? бегала? копала?

в) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного

(третья дуга).

-Кукла Лола любит маленькие предметы. Подумай, как она назовет лампу? -лампочка; лук? лошадь? лоб? ладонь? локоть?.

-Вспомни слова, где звук «Л» слышался в начале слова; в середине; в конце.

-Молодец! Фея звуков довольна. А сейчас покажем кукле волшебный мяч, который помогает думать.

5. Динамическая пауза.

- Расскажи, что нужно сделать, чтобы мяч помогал отвечать? (нужно перед ответом покатать мяч между ладонями)

-Хорошо. Лови мяч и отвечай полным предложением :

-Павел спичку зажег, а потом …потушил.

-Михаил тапки надел, а потом …снял.

-Володя на диван лег, а потом …встал.

-Молодец! Еще одно испытание Феи прошла успешно.

6. Зарядка для глаз.

-Я чувствую, что у куклы и у Феи звуков устали глаза. У нас тоже. Снимем очки и посидим (постоим) в тишине. А теперь поморгаем, как бабочки крыльями машут. Раскроем глаза широко-широко, а потом зажмурим крепко-крепко. Опять бабочки крыльями машут. Посмотри вокруг: улучшилось зрение?

7. Диалог с использованием отрицания или утверждения. Составление предложений.

-Фея звуков приготовила поднос с сюрпризами. Рассмотри его. Что ты видишь? (мыло, платок, заколку, ложку)

-Слушай внимательно и отвечай полным предложением : Мыло черное? (Нет, мыло белое, а не черное.) Мыло гладкое? (Да, мыло гладкое.) Повтори все про мыло. (Мыло белое, гладкое.)

-Что Лола будет делать мылом? (Лола будет мыть руки мылом.)

-Рассмотрим платок. Платок шерстяной? (Нет, платок шелковый, а не шерстяной.) Платок темный? (Нет, платок светлый, а не темный.) Расскажи все про платок. (Платок шелковый, светлый.)

- Как Лола будет использовать платок? (Лола наденет платок на голову.)

-Рассмотрим заколку. Заколка пластмассовая? (Да, заколка пластмассовая.)

-Для чего нужна заколка? (Заколка нужна для того, чтобы закалывать волосы, делать красивую прическу.)

-Ложка серебряная? (Нет, ложка золотая, а не серебряная)

-Что Лола будет есть ложкой? (Лола будет есть ложкой мороженое, торт, варенье)

-Лола послушала и поняла, как правильно рассказывать про предметы. Фея звуков довольна тем, как мы учим куклу.

8. Составление предложений со звуком «Л». Отражение существующих логических связей.

-Фея звуков прислала последнее задание. Это куб, на котором наклеены картинки. Рассмотри каждую и скажи, правильно ли Фея составила предложения.

-Белка поймала Павла. (Павел поймал белку.)

- Стол сел за Михаила. (Михаил сел за стол.)

-Жук долбил кору и искал дятла. (Дятел долбил кору и искал жука.)

-Кукла унесла в дом собаку. (Собака унесла в дом куклу.)

-Молодец: составила правильные предложения!

III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.

-Мы выполнили все задания Феи звуков. Как ты думаешь, мы научили Лолу произносить звук «Л»? Где Лола умеет произносить звук «Л»? словах и предложениях.) Расскажи все про звук «Л». (Согласный, твердый, звонкий.) Фея звуков разрешает нам освободить куклу из «волшебного» замка. Теперь кукла Лола твоя, потому что ты ее спасла: помогла справиться с бедой. Я надеюсь, что ты и дальше будешь помогать всем, кто просит о помощи.

Публикации по теме:

Использование ИКТ при коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Работа по коррекции звукопроизношения довольно однообразна. Поэтому использование ИКТ, как на этапе постановки, так и на этапе автоматизации.

Презентация «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях» Аннотация – Презентация предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно – для автоматизации сонорного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях»
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 18:20
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «Л» в словах и предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Касьянюк (УИ 266698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД