Лейсан Сахибгареева
Конспект индивидуального занятия с ребенком. Тема: «Автоматизация звука Ж в слогах, словах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Формирование умения автоматизировать звук Ж в слогах, словах.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие мелкой моторики.
Закрепление навыка согласования существительного с числительным.
Образование уменьшительно- ласкательного слова (ежонок)
Развитие зрительного восприятия, логического мышления.
Развитие просодики.
Закрепление навыка образования сложных слов.
Закрепление понятий звук, буква.
Закрепление звуко- буквенной связи.
Оборудование:
Публикация «Конспект индивидуального занятия с ребенком, Тема: „Автоматизация звука Ж в слогах, словах“» размещена в разделах
Бумажечка для упражнения на дыхание, ваточка, кружочки для пальчиков (20 штук, предметные картинки: жук, желудь, жилет, жасмин, баклажан, ножницы, джинсы, ежик, подснежник, пиджак, лыжник, лыжи, этажерка, одноэтажный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом, пять ежиков; карточка для чтения слогов, карточка с гласными для пропевания, картинки и фрагменты картинок, буква Ж, бумага.
Автоматизация звука Ж в слогах, словах.
1. Орг. момент
-Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку:
Я живу- не тужу,
Я жужжу и кружу. (жук)
-Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах? Жук, ежик, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)
Ребенок : Ж
Логопед: Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Ж.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика
-Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ:
«улыбка» (логопед считает до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка»-«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка:
«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)
«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)
«чашечка» (считаем до 10-и)
упражнения для воздушной струи:
«ветерок»-дуть на бумагу (дуть сквозь сближенные губы)
«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)
-Молодец!
3. Положение органов артикуляции при звуке Ж
Логопед: А теперь посмотри в зеркало и произнеси: ж-ж-ж.
(ребенок произносит)
Логопед: Что делают наши губы?
Ребенок : Губы округляются
Логопед: Что делают зубы?
Ребенок : зубы сближены, образуют щель.
Логопед: Что делает язычок?
Ребенок : Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Логопед: Воздух у нас какой выходит?
Ребенок : Теплый.
Логопед: Где проходит воздух?
Ребенок : Посередине языка.
Логопед: А голос в горлышке живет?
Ребенок : Да, живет.
Логопед: Молодец!
4. Характеристика звука Ж
-Радмир, звук Ж какой? Гласный или согласный?
(ребенок : Звук Ж согласный)
-А он звонкий или глухой?
(ребенок : он звонкий)
-Твердый или мягкий?
(ребенок : твердый)
-А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж.
(ребенок : звук Ж-согласный, звонкий, твердый)
5. Развитие фонематического слуха
-Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж.
жа, ща, за, жи, оч, из, жо, уч, шу, зы, ца, са, ос.
-Услышишь слово со звуком Ж- возьми кружок и положи перед собой. В конце получится полукруг. (в стопочке 10 кружков одинаковых. На одно услышанное слово со звуком Ж ученик берет один кружок.)
слова : ЖАБА,ЖАЛО, ШАПКА, ЖЕТОН, УШКИ, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ, НОЖНИЦЫ, ЗВЕЗДА, ОДЕЖДА, ЕЖЕВИКА.
6. Пальчиковая гимнастика
(перед ребенком 10 кружков, у логопеда так же.)
-Радмир, начнем большого пальчика. Сначала посмотри как я делаю.
РАЗ-КРУЖОК, ДВА-КРУЖОК,
РАЗ-ШАЖОК, ДВА- ШАЖОК,
НАШИ ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ,
НА КРУЖОЧКИ НАСТУПАЮТ.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
ХОДЯТ ПАЛЬЧИ ОПЯТЬ
ОТ МИЗИНЦА- ДО БОЛЬШОГО,
А ПОТОМ- К МИЗИНЦУ СНОВА.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
ПАЛЬЦЫ БУДУТ ОТДЫХАТЬ!
(Движения делаются одновременно двумя руками начиная с больших пальчиков.)
7. Произношение слогового ряда
-Повторяй за мной, следи за произношением:
аж-аж-аж жа-жи-жа
иж-иж-аж жи-жо-жи
ож-ож-иж жо-жу-жо
уж-уж-аж
ыж-ыж-уж
-Молодец!
8. Развитие анализа и синтеза.
-Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Ж : в начале слова, середине, конце.
(жук, желудь, жилет, жасмин, баклажан, ножницы, джинсы, ежик, подснежник, пиджак, лыжник, лыжи, этажерка)
9. Согласование существительного с числительным
-Давай посмотрим на эту картинку (ежик). Кто это? Давай посчитаем ежиков. (логопед выкладывает пять ежиков перед ребенком)
«Один ежик, два ежика, три ежика, четыре ежика, пять ежиков»
-А посмотри это маленький ежик, как его назовем? Например, у медведя детеныша называют – медвежонок, а у ежика? (ежонок)
Посчитай ежат:
«Один ежонок, два ежонка, три ежонка, четыре ежонка, пять ежат»
-А скажи, Радмир, у ежонка маму как назовем? Например, у лисенка мама-лиса, у бельчонка- белка, а у ежонка? (ежиха)
Посчитай ежих:
«одна ежиха, две ежихи, три ежихи, четыре ежихи, пять ежих»
10. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и.
-Поиграем в игру «один- много»
еж- ежи этаж- этажи чиж- чижи
нож- ножи уж- ужи
11. Чтение слогов со звуком Ж
-Прочитай слоги. (Логопед дает карточку со слогами.)
12. Развитие просодики
-Радмир, давай попоем! (логопед показывает карточки и вместе с учеником поют звуки : А, О, У, И)
-Молодец!
13. Образование сложных слов
-Скажи, скольки этажный дом на этой картинке?
(ребенок : одноэтажный дом)
(логопед показывает еще двухэтажный и трехэтажный дома, а ребенок их называет)
-А ты в скольки этажном доме живешь? На каком этаже?
(ребенок отвечает полным ответом)
14. Развитие зрительного восприятия
(логопед перед ребенком раскладывает картинки, к которым нужно подобрать «заплаточки»)
-Давай поиграем. К этим картинкам нужно подобрать «заплаточки»
15. Закрепление понятий звук, буква
-Давай вспомним, что такое звук?
(звук- это то, что мы произносим и слышим)
-Что такое буква?
(буква- это то, что мы пишем и читаем)
16. Развитие звуко- буквенной связи
-Вот тебе листок бумаги, ты его на мелкие кусочки рви, обмакивай в воде и составь букву Ж на столе.
На что похожа буква Ж?
«Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук :
Ж-ж-ж.»
17. Подведение итогов
-И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии?
(отвечает)
-Ты молодец! До свидания?