Лучший педагог года

Конспект индивидуального занятия с ребенком. Тема: «Дифференциация С-Ш в слогах, словах»

Лейсан Сахибгареева
Конспект индивидуального занятия с ребенком. Тема: «Дифференциация С-Ш в слогах, словах»

Цели:

Дифференциация звуков [С], [Ш].

Развитие мышц артикуляционного аппарата, кинестезий.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие мелкой моторики.

Развитие просодики.

Закрепление звуко- буквенной связи.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Согласование существительного с числительным.

Расширение словарного запаса.

Учить отвечать на вопросы полным ответом.

Оборудование:

Публикация «Конспект индивидуального занятия с ребенком, Тема: „Дифференциация С-Ш в слогах, словах“» размещена в разделах

предметные картинки: вишня, шмель, шляпка, сыр, кувшинка, сани, собака, бусы, шкаф, кошка, сумка, мышка; слоговая таблица, вата для упражнения на дыхание, буквы: С, Ш.

План:

Орг. момент.

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

2. Голосовые упражнения.

3. Правильное положение органов артикуляции при произнесении звуков [С], [Ш].

4. Характеристика звуков [С], [Ш].

5. Развитие фонематического слуха.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Произнесение слогового ряда.

8. Развитие навыков анализа и синтеза: 1) найди звук [С] и [Ш], и скажи, где они стоят. 2) измени звук [С] на звук [Ш].

9. Согласование числительного с существительным.

10. Чтение слоговой таблицы.

11. Итоги занятия.

Ход занятия:

Орг. момент.

-Здравствуй, Радмир! Отгадай загадки:

1) Глазищи, усищи, хвостище, когтище,

А моется всех чище. (Кошка)

2) Лежал, лежал,

Да в речке убежал. (Снег)

3) С хозяином дружит,

Домик сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

4) два брюшка,

Четыре ушка. (Подушка)

-Молодец, все отгадал!

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-А сейчас сделаем гимнастику для губ, язычка.

Посмотри в зеркало.

упражнения для губ:

«улыбка» (логопед считает до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка»-«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка:

«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)

«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)

«чашечка» (считаем до 10-и)

«качели» (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.)

упражнения для воздушной струи:

«Кто дальше загонит мяч?» (следить, чтобы ребенок не надувал щеки, не натягивалась нижняя губа на нижние зубы.)

«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)

2. Голосовые упражнения.

-Радмир, давай мы с тобой попоем. Начинаем петь тихо, а заканчиваем громко. Как в лесу кричат, когда заблудятся? (отвечает)

Поем: АУ. АУ. АУ.

-Какой сигнал издает скорая помощь? (отвечает)

Поем: УА. УА. УА.

-Давай изобразим голосом ослика маленького:

ИА. ИА. ИА.

-Молодец, Радмир!

3. Положение органов артикуляции при звуках С и Ш.

- Радмир, мы с тобой сегодня позанимаемся со звуками С и Ш. Попробуй произнести звук С. (произносит)

-Расскажи мне, что делают губы, когда ты произносишь звук С?

(Губы улыбаются)

-Что делают зубы?

(зубы сближены, остается узкая щель)

-Язычок что делает?

(язычок упирается кончиком в нижние резцы, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам.)

-А воздух какой выходит?

(воздух холодный)

-А где проходит воздух?

(воздух проходит по середине языка.)

-А теперь произнеси звук Ш. (произносит) Что делают губы?

(губы слегка округлены)

-А зубы?

(Зубы сдлижены0

-Про язычок что скажешь?

(язычок похож на чашечку. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам воздушную струю.)

-А воздух какой выходит?

(Воздух теплый выходит)

-Где идет воздушная струя?

(она идет по середине языка)

-Умница!

4. Сравнение звуков С, Ш.

-Радмир, скажи, звук С какой? Гласный, согласный?

(звук С согласный)

-Еще какой?

(он глухой, твердый)

-Молодец, знаешь. А звук Ш какой? Полностью характеристику попробуй сказать.

(звук Ш- согласный, глухой, твердый)

-Молодец!

-Давай немного поиграем. Когда я подниму руку вверх, ты произносишь Ш, а когда опущу, ты произносишь С. Понял почему вверх и вниз?

(потому что при произнесении звука С язычок внизу, а при звуке Ш наоборот.)

Логопед поднимает и опускает руку раз 5-6.

-Умничка! С этим мы разобрались.

5. Развитие фонематического слуха.

Перед ребенком две буквы : С и Ш.

-Радмир, вспомни, что такое звук? Что такое буква?

(звук это то, что мы говорим и слышим. Буква это то, что мы пишем и читаем.)

-Сейчас мы поиграем. Когда ты услышишь слово со звуком С, то подними букву С, а когда слово со звуком Ш, то Ш. Начнем: ШАПКА, СУМКА, САНИ, ШУМ, ШИНА, САХАР, ШОРОХ, СОМ, СОК, ШАЛЬ.

-Молодец!

6. Пальчиковая гимнастика.

-Давай сделаем упражнения для пальчиков:

«корова», «коза», «кошка».

(Ребенок делает, логопед помогает.)

-А теперь я буду только названия говорить этих упражнений, а ты делай.

(это упражнение похоже на «кулак-ребро-ладонь»)

7. Произношение слогового ряда.

-Повтори за мной:

СА-ША-СА ША-СА-ША АСА-АША

СО-ШО-СО ШО-СО-ШО АСЫ-АШИ

СУ-ШУ-СУ ШУ-СУ-ШУ

8. Развитие анализа и синтеза.

1) -Перед тобой лежат картинки, в названиях которых есть звуки С и Ш. Найди картинку, в названии которой есть звук С. (ребенок выполняет) Скажи, где стоит этот звук в начале, конце или в середине? (отвечает)

(затем логопед просит найти со звуком Ш и т. д.)

( картинки: вишня, шмель, шляпка, сыр, кувшинка, сани, собака, бусы, шкаф, кошка, сумка.)

-Молодец!

-А картинки, в названиях которых звук Ш, разложи перед собой и скажи, где стоит этот звук в слове.

(ребенок выполняет.)

2) Замени в словах звук С на звук Ш, чтобы получилось новое слово.

Сутки- шутки

Споры.

Сайка.

Стуки.

Скала.

Сок.

Вас.

Нас.

Мыс.

Плюс.

9. Согласование существительного с числительным.

-Перед тобой две картинки: санки, мышка. Давай посчитаем эту картинку (логопед показывает картинка «мышка»).

«Одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек»

-Молодец! А теперь вторую картинку.

«одни санки,»

10. Чтение слоговой таблицы.

Логопед предлагает ребенку таблицу со слогами.

11. Итоги занятия.

-Какие два звука мы с тобой сегодня изучали?

-Какие упражнения делали?

-Что тебе понравилось?

Публикации по теме:

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет.Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ж в словах, предложениях» Цели: Формирование умения автоматизировать звук Ж в слогах, словах. Развитие мышц артикуляционного аппарата, кинестезий. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия с ребенком. Тема: «Дифференциация С-Ш в слогах, словах»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 09:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД