Ванчикова Мария Тумуровна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятским национальным музыкальным инструментом
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»
Конспект интегрированного НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятским национальным музыкальным инструментом
«Морин хуур»
Воспитатель 1 категории,
музыкальный руководитель : Ванчикова М. Т.
2024год.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятским национальным музыкальным инструментом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Республика Бурятия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование знаний у детей о бурятском национальном музыкальном инструменте «Морин хуур»
Задачи:
Познакомить детей с бурятским национальным музыкальным инструментом Морин хуур; Прививать интерес к народной музыке и культуре, актуализировать и расширить знания о значимости коня в культуре и традициях бурятского народа;
Воспитывать патриотизм, любовь, уважительное и бережное отношение к обычаям и традициям бурятского народа, доброе отношение друг к другу и к окружающим; Формировать и обогащать нравственно - эстетические чувства, возрождать национально - культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями;
Развивать и активизировать словарный запас детей, познавательные интересы и интеллектуальные способности, воображение, любознательность, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, формировать навыки самооценки и рефлексии на основе углублении знаний.
Группа: старшая разновозрастная
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Методы:
-словесный (беседа, рассказ);
-наглядно-демонстративный (показ презентации);
-практический (продуктивная деятельность);
-групповой (коллективная работа).
Используемые приемы:
-прием предъявления информации (показ презентации) - способствует
формированию познавательной активности, расширению кругозора
детей, развитие положительных эмоций по отношению к деятельности;
-игровая ситуация, беседа-диалог, элементарный опыт, рефлексия.
Словарная работа: бурятский национальный музыкальный инструмент «Морин хуур», моринхурист, конь – «Морин - эрдэни», «Драгоценность», Сухэ, масти коней, лунный календарь, бурятская народная игра : «Шагай надаан»
Планируемые результаты:
Дети активно используют разные части речи точно по смыслу.
Проявляют интерес к познавательно-игровой деятельности.
У детей развито восприятие, внимание, память, наблюдательность;
дети проявляют умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки окружающего мира; устанавливают простейшие связи между предметами и явлениями, проявляют умение анализировать и делают самоанализ; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, проявляют доброжелательное отношение; у детей развиты все компоненты устной речи; обогатился словарный запас по теме.
У детей сформировано умение отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса.
Дети проявляют умение в подборе прилагательных к существительному; согласовывать существительные с числительным.
Дети умеют действовать согласованно.
Дети проводят физ. минутку, соотносят слова с движениями, проявляют интерес к физическим упражнениям.
Материал и оборудование:
1. Техническое оснащение – мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер, бурятский национальный музыкальный инструмент
«Морин хуур», набор «Шагай» для дидактической игры, пластилин, раскраски, макет инструмента и фигуры лошади из пластилина.
2. Музыкальный материал – запись звучания бурятского национального музыкального инструмента «Морин хуур», видеоролик.
Содержание ООД:
План НОД:
1. Организационно – мотивационный этап
2. Практический этап
3. Актуализация знаний.
4. Рефлексия.
Ход ООД:
1. Организационно – мотивационный.
Задачи: заинтересовать детей на самостоятельную деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Вы любите путешествия?
Сегодня мы отправляемся путешествовать в мир бурятской музыки. (Звучит запись музыки «Морин хуура»)
Воспитатель: Ребята, расскажите о своих впечатлениях? Что вы представляли, когда слушали музыку? На звуки какого животного похожа музыка?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, в этой музыке нам слышится ржание лошади. Какой музыкальный инструмент, мы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Есть удивительный музыкальный инструмент, который так звучит, когда на нем играют.
Давайте все вместе посмотрим, на каком инструменте можно так произвести эти звуки. (показ видеоролика игры на инструменте).
Этот инструмент называется «Морин хуур»
Ребята, что означает слово «морин» в переводе с бурятского?
Дети: Лошадь.
Воспитатель: Правильно. А «хуур» - это струна, голос, т. е. «Морин хуур» в переводе с бурятского означает голос коня.
А почему назвали именно голос коня? Как вы думаете?
Ответы детей.
Об этом мы узнаем из старинной легенды.
Я расскажу вам легенду о создании «Морин хуура» :
(слайд 1- мальчик Сухэ с конем)
Легенда
Давным-давно жил один мальчик Сухэ. У него был верный конь и любимый друг, с которым он никогда не расставался. Но рядом жил злой и коварный хан, который позавидовал их дружбе и любви. Хан приказал своим слугам убить лошадь мальчика. Сухэ сильно плакал и тосковал по своему верному другу. Тогда дух лошади явился к нему во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из ее тела, и заиграть на нем.
Сухэ изготовил инструмент из лошадиной кости, обтянул корпус конской шкурой, а струны сделал из конского хвоста. Вырезал головку грифа в форме лошадиной головы. И когда он заиграл на нем, то вдруг услышал голос, ржание и топот своего верного друга, и понял, что друг с ним, и они теперь всегда будут неразлучны.
Поэтому он назвал его «Морин хуур» – голос коня. С тех пор все инструменты так называются.
А теперь давайте внимательно рассмотрим этот удивительный инструмент. На что он похож? (показ настоящего инструмента)
Дети: (отвечают).
(слайд 2 – инструмент «Морин хуур», моринхурист)
«Морин хуур» - это древний бурятский национальный музыкальный инструмент. Он изготовлен из дерева, имеет корпус, который раньше обтягивали кожей лошадей, овец, верблюдов, с грифом именно в форме лошадиной головы, имеет всего две струны из конского хвоста, и деревянный смычок. Музыкант, который играет на «Морин хууре», называется моринхурист.
Посмотрите ребята, это волосы из настоящего хвоста. Раскажите, они какие?
Ответы детей : Тонкие, длинные.
Как вы думаете много надо волос для струны? Или мало? Почему?
Ответы детей : чтобы не порвались.
Да, правильно много. Одну струну плетут из хвоста жеребца, вторую из хвоста кобылы, их должно быть больше ста для каждой струны.
Звук инструмента в бурятской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.
Воспитатель: Ребята, отгадаем загадку?
Загадка:
По лугу ретивый скачет,
Там резвится и лихачит,
Кормим мы его овсом,
Скачем мы на нем верхом
Отвечают: (Конь)
(слайд3- рисунок коня)
Речевая разминка – пословица:
У хорошего коня хозяев много, у хорошего человека друзей много.
Дети: повторяют вместе.
Воспитатель: Молодцы! Скажем все на бурятском языке :
hайн мориндо эзэн олон, hайн хундэ нухэр олон.
А еще говорят так:
Конь бежит — земля дрожит.
Держи коня за гриву, за хвост не удержишь.
Молодцы, а как конь скачет, давайте поиграем.
Физминутка:
Цок, цок, цок, цок! (Детки поочередно топают ножками — то одной, то другой)
Я лошадка — серый бок! (Повороты, ручки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)
Если хочешь — прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону — показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка — серый бок! (Детки кружатся на месте)
Воспитатель: Ребята, а вы видели коней? Как вы думаете, почему его так ценили и ценят? Посмотрите и расскажите.
Ответы детей.
(слайд 4 –конь боевой)
(слайд 5 –конь, как транспортное средство)
- Конь имел огромное значение: на нем пасли свой скот, возили сено и дров; был верным другом в боях; значит конь раньше являлся транспортным средством и верным помощником бурятского народа.
(слайд 6 –«Эрын гурбан наадан» Конь - победитель скачек) В настоящее время очень популярна игра «Эрын гурбан наадан» три игры
мужей, где мужчины соревнуются в конных скачках, стрельбе из лука, в
бурятской национальной борьбе.
Никогда не надо забывать свое прошлое, как жили наши предки, кто был им подмогой в хозяйстве, верным другом в боях, «собеседником» на привале. Именно лошадь, прирученная человеком в глубокой древности, были основным транспортным средством и верным помощником народа, верно и преданно сопровождает его и сегодня.
Конь для бурята является священным животным. Это друг, богатство, оружие, радость и гордость. Буряты любят и ценят коней. Конь у бурят пользовался большой любовью, к нему относились как к близкому другу, называли «Морин - эрдэни», что означает «Драгоценность».
- Конь для бурята – не только средство работы, а скорее дар богов, которого надо беречь и уважать. Наш народ всегда слагал песни, стихи, посвященные «Морин –эрдэнидэ». Также во время конных скачек поют песню- «Моринай соло», которая восхваляет победителя. По обычаям наших предков запрещалось ругать и бить лошадей, наступать ногами на конские сбруи и хазаар. А седло всегда хранили на почетном месте в юрте. (Отношение к коню). К коню относились как к самому дорогому другу, с почтением и с большим уважением, строили специально коновязный столб – «сэргэ».
(слайд 7 – памятники: Памятник бурятскому герою «Бабжи-Барас»;
Памятник «Морин хуур»; рисунок «Хии морин», Лунный календарь –гороскоп)
Про коней написано много стихов, книг, сложено много песен, им воздвигнуты памятники. Памятник бурятскому герою «Бабжи-Барас» батору есть в нашем поселке Агинское. «Бабжи-Барас» батор сидит на своем коне с луком в руках. Наш земляк - писатель Жамсо Тумунов написал стихи «Хулэг мини морин». В буддизме «Хии морин» (Конь-ветра) В Лунном календаре значимость коней очень велика. Памятник «Морин хуур» в нашем поселке Агинское вы все видели и знаете.
(слайд 8 – кони разных мастей») Кони отличаются своей мастью. В нашем регионе встречаются лошади около двадцати мастей. Наиболее типичные из них: вороной, рыжий, пегий, бурый, саврасый, соловый, чубарый, сивый.
А лошадь какой масти вам больше всего нравится? Давайте их дружно все перечислим.
В бурятском языке масти лошадей обозначаются также символами : халюун, сагаан, соохор-хара, хурин хээр, буурал, сабидар, хурин-хара и т. д.
У бурят есть символ скотоводства – «Табан хушуун мал», кто знает, что
это такое? Назовите их.
Ответы детей. (слайд 9 -Табан хушуун мал - пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят : лошадь, корова, верблюд, овца, коза. Кто нам их перечислит на бурятском языке?
Давайте все вместе повторим.
2. Практическая работа:
Давайте все вместе попробуем сами изготовить этот инструмент из пластилина. (Показ инструмента и фигуры лошади из пластилина.)
Лепка из пластилина музыкального инструмента «Морин хуур»
Молодцы, наши пальчики немножко устали, давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперед, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок. (Звукоподражание)
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко. (Звукоподражание)
(слайд 10– позиции игры «Шагай надаан» - «Мори урилдаан»)
Ответы детей.
Речевая разминка:
Показ позиций Шагай с повторением.
Молодцы, давайте поиграем.
Дидактическая игра «Выбери лошадку»
1. Ребята выбирают по цвету. Объясняют, свой выбор. Отвечают на русском и бурятском языках.
2. Выполняют позицию «Конь»
3. Счет коней. Отвечают на русском и бурятском языках.
Танец «Наездники» исполняют Дашиев Зорикто и Бадмаева Цырена.
Вывод: мы пришли к мнению, что конь из помощника в быту стал «символом» для бурятского народа и отражается во всех видах искусства: литература, фольклор, поэзия, музыка : «Морин хуур», национальные игры : «Мори урилдаан» (Конные скачки, народные игры «Шагай наадан» (игра в лодыжки, где тоже есть игры «Мори урилдаан», в буддизме «Хии морин» (Конь-ветра) и т. д. Также мы узнали, что лошади имеют каждая свою масть, свои оттенки.
Мы можем сделать вывод о том, что у бурятского народа конь был самым любимым животным, ведь не даром его называли «Морин - эрдэни»- драгоценность бурята, в честь него создали музыкальный инструмент «Морин хуур».
Вот и закончилось наше путешествие в прекрасный мир бурятской музыки.
Вам понравилось, ребята?
- Что больше всего запомнилось?
- Что нового узнали о конях? С каким музыкальным инструментом познакомились?
- Что большего всего понравилось?
- Что было трудно для вас?
Дети: (отвечают).
Воспитатель:
Я приготовила вам подарок – раскраски лошадок, вы сами решите, в какой цвет их покрасить, и у вас тоже будет свой верный друг.
Список литературы:
1. Дугаров Б. Б. Бурятские народные сказки. Сборник. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.
2. Куницин О. И. Музыка советской Бурятии. – М. : Сов. композитор, 1990. – 216 с.
3. Могоева Д. Д. Амар сайн, yхибууд! – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. – 116 с. : ил.
4. Паздникова З. И., Карпова Р. И., Ступина С. А, Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010. – 160 с.