Елена Геннадьевна
Конспект интегрированного НОД по развитию речи «Здравствуй, Матрешка» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого комплексного занятия в младшей группе
«Здравствуй, Матрёшка!»
Воспитатель: Федянина Елена Геннадьевна
Киров 2020г
Участники: дети младшей группы (возраст детей 3-4 года, воспитатель.
Место проведения: группа.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель:
Публикация «Конспект интегрированного НОД по развитию речи „Здравствуй, Матрешка“ в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
формирование представлений детей о русской народной игрушке – матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
- формировать умения подбирать слова-определения, описывая игрушку;
- расширять и обогащать словарный запас;
- учить различать предметы по величине, сравнивать;
- формировать коммуникативные навыки (использование в речи вежливых слов, умение слушать товарища);
- учить детей использовать ватные палочки при рисовании, совершенствовать изобразительную технику;
Развивающие :
- активизировать речь детей;
- развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира;
- развивать творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, аккуратность, чувство прекрасного, эстетический вкус, интерес и любовь к народным игрушкам.
Планируемые результаты, целевые ориентиры дошкольного образования:
ребенок эмоционально-заинтересованно отгадывает загадку, следит за развитием действий в игровой ситуации (встреча матрешки, разговор с ней, с желанием принимает участие в описании игрушки, активно отвечает на вопросы, повторяет за воспитателем стихотворение, сравнивает матрешек, активен и заинтересован при украшении сарафана, проявляет интерес к участию в подвижных играх, повторяет движения за воспитателем.
Оборудование:
матрешка, конверт с матрешками –шаблонами, ватные палочки, краска гуашь.
Виды детской деятельности:
коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная, изобразительная.
Методы:
словесные, наглядные, игровые, практические.
Приемы:
Проблемная ситуация, сюрпризный момент (загадка, стихотворение, появление матрешки, активизация словаря (подбор слов определений, знакомство с новым словом, проговаривание хором, рассматривание игрушки, художественное слово, физминутка, пальчиковая гимнастика, д/игра «Матрешка, ты где?»
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети стоят друг за другом «паровозиком», проговаривают слова и выполняют движения по тексту:
Едет, едет паровоз,
Много у него колёс,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, к нам гости пришли! Давайте с ними поздороваемся!
Дети:
-Здравствуйте!
1. Вводная часть: дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель:
-Посмотрите, ребята, какая у меня есть красивая коробка! Какого она цвета?
Примерные ответы детей: …
Воспитатель:
Хорошо, а какой геометрической формы коробка?
Примерные ответы детей: …
Воспитатель:
Здорово, все - то, вы знаете! А вот коробка – то моя не открывается! Интересно, как же ее можно открыть?
Примерные ответы детей: …
Воспитатель:
Ребятки, а может быть загадку нужно отгадать? (Да)
Тогда слушайте внимательно:
2. Основная часть:
Воспитатель:
Открывается игрушка,
А внутри сидят подружки.
Девчонки деревянные,
Нарядные, румяные.
Хлопают в ладошки
Веселые … (матрешки)
Воспитатель открывает коробку и показывает детям матрешку.
-Правильно, ребята!
Я веселая матрешка,
В гости к вам хочу прийти,
Но дорожку к вам, ребята,
Очень трудно мне найти.
Вы захлопайте в ладошки
И кричите все: «Матрешка!»
Воспитатель:
-Ребята, громко мы матрешку звали, а сейчас потише позовем. А сейчас шёпотом!
Какая красавица к нам в гости пожаловала.
Матрешка :
-Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуй, Матрешка!
Воспитатель:
Матрешка говорит, что очень рада видеть таких добрых и вежливых детей.
Мы тоже очень рады видеть матрешку у нас в гостях, правда, ребята? (да)
Давайте скажем ей хором:
–Добро пожаловать!
Воспитатель:
Ребята, матрешка – это русская народная игрушка. Много- много лет назад появилась первая такая куколка и мастер, который ее сделал назвал ее Матрена.
-Ребята, как ласково можно назвать матрешку? (Матренушка, Матрешечка, Матреша)
-А в народе называют эту игрушку Матрешка.
Ребята, давайте рассмотрим, какая матрешка? (красивая, яркая, нарядная, и тд.)
- A как вы думаете из чего ее сделал мастер? (из дерева)
— Значит, какая она? (деревянная)
Скажем хором: деревянная.
-мастер вырезал ее из дерева и раскрасил.
-Раскрасил по-другому сказать- расписал, можно еще сказать, что матрешка расписная. Скажем хором – расписная.
-Во что одета матрешка? (на голове платочек, на туловище сарафан и фартук)
-Какими узорами расписал мастер одежду? (цветами, листьями, завитками, ягодками)
-Потрогайте матрешку, погладьте, проведите пальчиком по бокам, какая матрешка? (дети комментируют свои ощущения - гладкая, овальная, прохладная, приятная, легкая).
(Воспитатель обобщает ответы детей. Индивидуальная оценка ответов)
Матрешка предлагает вам немножко отдохнуть и поиграть!
Физминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево -вправо)
Девчонки озорные, Матрешки расписные. (Указательным пальцем дотронуться до щеки)
В сарафанах ваших пестрых. (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. (Руки развести в стороны)
Ладушки, ладушки, (Хлопают в ладоши)
Веселые матрешки. (Указательным пальцем дотронуться до щеки)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята!
Давайте продолжим знакомство с матрешкой. (садимся на стульчики)
- Ребята, а вы знаете, что у матрешки есть секрет, как вы думаете какой? (в ней еще есть матрешки)
- Хотите их увидеть? (Да)
Ну тогда надо попросить матрешку показать своих дочек.
Давайте скажем такие слова: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!»
Воспитатель спрашивает двух детей, обращает внимание на вежливое слово-пожалуйста и на обращение по имени.
Дети раскрывают матрешек, ставят их на стол (воспитатель с радостью встречает каждую матрешку, обратить внимание на совмещение узора).
Сравнение их по величине. Покажите самую маленькую? Самую большую? А, я, думаю на оборот! Как же узнать, какая матрешка большая, а, какая маленькая?
Ответы детей…
Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а также люди дарят друг другу как сувенир. Знаете, что такое сувенир? - маленький подарок из России. Скажем хором –сувенир.
Воспитатель берет в руки большую матрешку и рассказывает о ней: «Мне очень понравилась эта матрешка. Она большая и красивая, нарядилась, как русская красавица. На сарафане нарисованы яркие цветочки». Затем обращается к детям:
-А вам какая матрешка больше нравится и почему? Рассказы детей.
Молодцы, ребята! Давайте скажем дружно: Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся!
Ах, матрёшечка – матрёшка. Хороша не рассказать! Очень любят малы детки с тобой вместе поиграть!
Давайте поиграем.
Д/игра «Матрешка, где ты?»
Садитесь на стульчики, руки за спину и слушайте внимательно.
Воспитатель мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает:
Хожу, брожу, матрешку в руках держу
Разберу пополам, деткам в ручки дам
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям и шепчет:
-Ты тихонечко сиди, ничего не говори
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит:
-Матрешка, ты где? Покажись?
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка, выходят и соединяют обе половинки так, чтобы совпал рисунок и отдают воспитателю. Игра повторяется несколько раз (первый раз – одна матрешка, затем усложняется -две, потом-три)
-Спасибо всем за игру.
Матрешка говорит, что для нас есть подарочки, давайте посмотрим, какие!
–Вот каких матрешек вам принесла наша гостья. Посмотрите на них, нравятся? А чтобы они стали еще наряднее, что нужно сделать? (украсить платочек, сарафан и фартук)
Правильно, ребята, но сегодня мы украсим только платочек, а на следующем занятии -сарафан и фартук.
Что мы будем сегодня украшать? (платочек)
А теперь матрёшке
Нарисуем мы горошки —
Жёлтый, красный, голубой —
Чтоб платочек стал цветной!
Прежде, чем рисовать, нужно пальчики размять.
Пальчиковая игра «Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, Разжимают кулачки,
Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.
Раз – Матрена, два – Малаша, Загибаем поочередно пальцы
Мила – три, четыре – Маша, на правой руке,
Маргарита – это пять начиная с большого
Нас нетрудно сосчитать Разжимают кулачки 2 раза
Начинаем рисовать!
-Приступаем к работе, будьте аккуратны и за контур платочка не переходите. Кто закончит, палочку положите на салфетку.
Воспитатель показывает весь ход работы, объясняя, как держать палочку, набирать краску и примакивать. Объясняет детям, что украшать платочек можно по-разному, используя краску на выбор (уточнить цвет краски – зеленая и красная). У кого - то платочек будет зеленый, у кого - то красный…
Дети рисуют, воспитатель с матрешкой –гостьей оказывают индивидуальную помощь.
По окончании работы устраивается выставка матрешек, анализ работ детей.
-Давайте матрешек поставим в хоровод и полюбуемся ими. Все постарались. Молодцы! Матрешка хвалит детей поименно и говорит, что фартук раскрасят они в другой раз и матрешка будет еще нарядней.
Рефлексия.
Ребятки, кому понравились матрешки – похлопайте в ладошки!
4. Итог занятия.
Ребята, матрешке у нас очень понравилось, и она хотела бы у нас остаться. А вам понравилась наша гостья? Понравилось с ней играть? Матрешка не только игрушка, но и памятный подарок, который как называется? (сувенир). Как нужно относится к матрешкам? (бережно).
Открытый конец занятия (с построением перспективы на свободную самостоятельную деятельность, сохранение позитивных эмоциональных ощущений)