Получи документы

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»

Ирина Самцова
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»

Конспект интегрированного НОД

в подготовительной группе

по теме:

«Народные промыслы»

Подготовил :

Воспитатель МКОУ «Колодезянская СОШ»

Детский сад при школе «Радуга»

Самцова Ирина Александровна

2017 г.

Публикация «Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе „Народные промыслы“» размещена в разделах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, музыкальное развитие, ФЭМП, развитие речи

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная

Формы работы: групповая

Цель: развитие творческих способностей и речи через закрепление мотивов народного декоративно-прикладного творчества

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства

Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, матрёшки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель, Палех)

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству

Оборудование и материалы: дымковские игрушки, матрёшки, подносы с городецкой росписью, палехская шкатулка, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, интерактивная доска, ноутбук, колонки, русские народные костюмы для детей и воспитателя, деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки, игрушечные балалайки, аудиозаписи народной музыки, видеозапись мультфильма «Вернулся служивый домой», 1959 г.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, сбор предметов народного промысла для обогащения детских впечатлений

Предварительная индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

Ответы детей.

В: как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица перьем, а человек уменьем»?

Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер

В: ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных умельцев.

На доске появляется изображение гжельской росписи.

В: ребята, что же это за изделия такие интересные?

Дети: гжель!

В: почему эти изделия называют гжельскими?

Дети: потому что они из деревни Гжель

В: Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали?

Дети: всего два цвета: белый и синий!

В: Что обычно расписывают этой росписью?

Дети: гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки

В: давайте посмотрим, что на нашем столике есть из гжели?

Дети подходят к столику с предметами народного промысла

Арсений, выбери предмет гжельской росписи.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали,

Что за синие просторы!

И картины, и узоры!

Дети возвращаются на стульчики. На экране изображение дымковской игрушки

В: ребята, что это?

Дети: Дымковская игрушка

В: почему она так называется?

Дети: потому что она из седа Дымково

В: что изображают эти игрушки?

Дети: дымковские игрушки изображают людей и животных

В: из чего сделаны эти игрушки?

Дети: эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи

В: какие элементы использовали умельцы в этой росписи?

Дети: волнистые линии, геометрические фигуры, горошины

В: давайте посмотрим, есть ли у нас дымковские игрушки на нашем народном столике. Дарина нам покажет.

Дети подходят к столу

Дарина берё т дымковскую игрушку и рассказывает стих:

В Дымково есть мастера,

Глиной заняты с утра.

Лепят барынь расписных

И зверушек озорных.

Дети возвращаются на свои места. На экране появляется изображение предметов городецкой росписи

В: ребята, а это у нас какая роспись?

Дети: это городецкая роспись!

В: почему она называется городецкой?

Дети: потому что она из города Городец

В: что расписывали городецкой росписью?

Дети: изделия домашнего обихода, предметы быта

В: как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера?

Дети: часто используется образ коня и птицы

В: а почему именно этих животных выбрали умельцы?

Дети: конь считается символом богатства, а птица – символом счастья

В: умнички! Давайте пройдём к нашему столику. Ваня, выбери предмет городецкой росписи

Ваня Попов выбирает:

Едет в город Городец

Покупать товар купец:

Разрисованные прялки,

Люльки, доски и качалки

Дети возвращаются на свои места. На экране изображение воронежской матрёшки.

В: это что за куколка?

Дети: это матрёшка

В: Ребята, это не простая матрёшка, а это матрёшка наша, воронежская. Посмотрите, какой она необычной формы. Скажите, а почему эта куколка зовётся матрёшкой?

Дети: название матрёшки происходит от имени Матрёна, что означает «матерь», то есть мама.

В: а вы знаете, что спрятано в матрёшке?

Дети: да, другие матрёшки

В: что же это обозначает, зачем мастера прятали несколько кукол в одну?

Дети: это символизирует плодородие, большую семью

В: а из чего же сделаны матрёшки?

Дети: матрёшки сделаны из дерева

В: какое дерево брали мастера для матрёшки? Почему?

Дети: липу, потому что её древесина мягкая, хорошо и долго хранится

В: дети, давайте же пройдём к нашему столику и посмотрим на матрёшечек. Василиса, покажи нам матрёшку

Василиса Зябкина:

Поколдую я немножко,

У меня одна матрёшка.

На столе она стояла…

А теперь их 10 стало.

В: ребята, посмотрите, у нас несколько матрёшек, и все разные. Матрёшки – это отражение той местности, откуда они родом, их костюм изображает костюмы женщин, которые принято было носить в этой местности.

В: дети, а сколько одинаковых матрёшек на столе?

Дети: 7

В: а какая по счёту самая большая? Какая самая маленькая?

Дети показывают и называют: первая, седьмая

Воспитатель выставляет 3 матрё шки разных и спрашивает: какая по размеру эта матрёшка?

Дети: маленькая, нормальная, огромная

В: какое новое слово мы узнали?

Дети: нормальный

В: молодцы! ребята, а что за шкатулочка у нас тут? Никита, знаешь, как называется эта роспись?

Никита Сухоруков: палехская роспись

В Палехе картины не рисуют в рамах,

В Палехе картины на шкатулках прямо.

Русские мотивы о счастливой доле:

Девицы и парни на гулянье, в поле…

В: почему она называется палехской росписью?

Дети: потому что она зародилась в посёлке Палех

В: что расписывают палехской росписью?

Дети: палехской росписью расписывают шкатулки

В: Что же изображают палехские мастера на своих шкатулках?

Дети: сцены из жизни людей – народные гуляния, тройки коней с ездоками, жнецов в поле и т. д.

В: какие цвета используют народные умельцы в палехской росписи?

Дети: шкатулки покрывают чёрным лаком, а затем расписывают (называют цвета)

В: молодцы! Дети, посмотрите внимательно, а есть ли у нас тут роспись, которую мы не называли?

Дети: да! Это хохломская роспись!

В: Анечка, расскажи нам про неё

Аня Боброва:

Хохлома, хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюда –

Золотая вся посуда!

В:что же такое хохлома, почему её называют золотой?

Д: потому что много жёлтого цвета

В: а ещё какие цвета используют хохломские мастера?

Дети: чёрный, красный, зелёный

В: что расписывают этой росписью?

Дети: посуду, мебель

В: посмотрите, у нас и матрёшка есть, расписанная хохломой! Из чего сделаны эти изделия?

Дети: из дерева липы

В: какие элементы присутствуют в этой росписи?

Дети: ягодки, листочки, завиточки

В: правильно, дети, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы

В: дети, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!

Дети постучали ложками

В: а давайте мы с ними ещё и потанцуем! А ну-ка, девочки, берите платочки, давайте устроим танцевальный баттл, а в старину эта игра использовалась в народных гуляниях

Звучит музыка «Барыня». Дети танцуют.

В: а давайте мы представим, что мы – народные умельцы, и попробуем украсить наши ложки хохломской росписью, а это искусство называется декор. Декор – это значит украсить ложку

Дети проходят к столам и садятся.

В: какие это ложки у нас?

Дети: хохломские

В: как мы с вами будем расписывать ложки?

Дети: хохломской росписью

В: А что нужно сделать перед рисованием?

Дети: размять ручки!

В. И дети делают пальчиковую гимнастику.

В: берё м кисточки в руки: держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз,

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом

Закрутилась, как волчок,

За тычком идёт тычок!

В: ребята, давайте возьмём наши краски, которые мы с вами изготовили, и распишем ложки золотой хохломой!

Звучит музыка, и дети расписывают ложки

В: ребята, вам понравилось наше путешествие по мастерским народных умельцев?

Дети: да!

В: о каких видах росписи мы говорили?

Дети перечисляют.

В: а на память о нашем путешествии вам остаются эти ложки, которые вы расписали сами.

А ещё у меня есть для вас сюрприз – мы посмотрим мультфильм «Вернулся служивый домой», героями которого являются дымковские игрушки

Включается видеозапись мультфильма.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Народные художественные промыслы России» (старший дошкольный возраст) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме «Народные промыслы» Целевые ориентиры: закреплять и углублять знания о народных промыслах: хохломе, городце, дымке, и д. р. Предварительная работа. Чтение художественной.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими,.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Уважаемые коллеги хочу поделиться какой мини-музей "Народные промыслы" в младшей группе мы организовали. О важности приобщения ребенка.

Название проекта «Народные промыслы» Название проекта: «Народные промыслы». Тип проекта: среднесрочный (5месяцев). Вид проекта: групповой, познавательный, творческий. Участники.

НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» НОД в подготовительной группе «Народные промыслы» Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление.

Проект «Народные промыслы России-матушки» в подготовительной группеПроект «Народные промыслы России-матушки» в подготовительной группе Паспорт проекта. Вид проекта: творческий. Продолжительность: краткосрочный (06.02.17 – 18.02.17) Участники: дети подготовительной группы,.

Проект «Народные промыслы» в средней группе №8Проект «Народные промыслы» в средней группе №8 С 16.01.17 – 30.01.17 в средней группе №8 была проведена работа по информационно-творческому проекту «Народные промыслы». Воспитанники разучили.

Выставка «Народные промыслы и игрушки»Выставка «Народные промыслы и игрушки» Доброго времени суток всем, кто нашел время и заглянул на мою страничку! Хочу представить вам выставку, приуроченную к тематической неделе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»
Опубликовано: 15 марта 2017 в 12:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД