Ирина Самцова
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме:
Подготовил :
Воспитатель МКОУ «Колодезянская СОШ»
Детский сад при школе «Радуга»
Самцова Ирина Александровна
2017 г.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, музыкальное развитие, ФЭМП, развитие речи
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная
Формы работы: групповая
Цель: развитие творческих способностей и речи через закрепление мотивов народного декоративно-прикладного творчества
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства
Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка, матрёшки, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель, Палех)
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству
Оборудование и материалы: дымковские игрушки, матрёшки, подносы с городецкой росписью, палехская шкатулка, посуда, расписанная хохломской росписью, предметы, расписанные гжельской росписью, интерактивная доска, ноутбук, колонки, русские народные костюмы для детей и воспитателя, деревянные ложки для росписи, краски, вода, кисточки, игрушечные балалайки, аудиозаписи народной музыки, видеозапись мультфильма «Вернулся служивый домой», 1959 г.
Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей, сбор предметов народного промысла для обогащения детских впечатлений
Предварительная индивидуальная работа: заучивание стихотворений наизусть
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?
Ответы детей.
В: как вы понимаете такую пословицу: «Славится птица перьем, а человек уменьем»?
Ответы детей: человек славится тем, что он хорошо умеет делать, в чём он мастер
В: ребята, а откуда же вообще пошёл народный промысел? В старину летом для людей было много работы, а зимой – нет. Темнело рано, не было телевизоров, компьютеров, и люди находили себе занятие: кто-то выстругивал матрёшек, кто-то украшал шкатулки. Каждое село славилось своим искусством. И до сих пор ручная работа ценится очень высоко. Ну, а сейчас начнём наше путешествие по мастерским народных умельцев!
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
Ребята, обычно каждый вид декоративно-прикладного искусства получал своё название от села, в котором был придуман. Посмотрим же на работу народных умельцев.
На доске появляется изображение гжельской росписи.
В: ребята, что же это за изделия такие интересные?
Дети: гжель!
В: почему эти изделия называют гжельскими?
Дети: потому что они из деревни Гжель
В: Чем же эта роспись отличается от других росписей, как вы её узнали?
Дети: всего два цвета: белый и синий!
В: Что обычно расписывают этой росписью?
Дети: гжелью обычно расписывают посуду или фарфоровые фигурки
В: давайте посмотрим, что на нашем столике есть из гжели?
Дети подходят к столику с предметами народного промысла
Арсений, выбери предмет гжельской росписи.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали,
Что за синие просторы!
И картины, и узоры!
Дети возвращаются на стульчики. На экране изображение дымковской игрушки
В: ребята, что это?
Дети: Дымковская игрушка
В: почему она так называется?
Дети: потому что она из седа Дымково
В: что изображают эти игрушки?
Дети: дымковские игрушки изображают людей и животных
В: из чего сделаны эти игрушки?
Дети: эти игрушки сделаны из глины, затем их обжигают в печи
В: какие элементы использовали умельцы в этой росписи?
Дети: волнистые линии, геометрические фигуры, горошины
В: давайте посмотрим, есть ли у нас дымковские игрушки на нашем народном столике. Дарина нам покажет.
Дети подходят к столу
Дарина берё т дымковскую игрушку и рассказывает стих:
В Дымково есть мастера,
Глиной заняты с утра.
Лепят барынь расписных
И зверушек озорных.
Дети возвращаются на свои места. На экране появляется изображение предметов городецкой росписи
В: ребята, а это у нас какая роспись?
Дети: это городецкая роспись!
В: почему она называется городецкой?
Дети: потому что она из города Городец
В: что расписывали городецкой росписью?
Дети: изделия домашнего обихода, предметы быта
В: как вы узнали городецкую роспись? Какие образы используют в ней мастера?
Дети: часто используется образ коня и птицы
В: а почему именно этих животных выбрали умельцы?
Дети: конь считается символом богатства, а птица – символом счастья
В: умнички! Давайте пройдём к нашему столику. Ваня, выбери предмет городецкой росписи
Ваня Попов выбирает:
Едет в город Городец
Покупать товар купец:
Разрисованные прялки,
Люльки, доски и качалки
Дети возвращаются на свои места. На экране изображение воронежской матрёшки.
В: это что за куколка?
Дети: это матрёшка
В: Ребята, это не простая матрёшка, а это матрёшка наша, воронежская. Посмотрите, какой она необычной формы. Скажите, а почему эта куколка зовётся матрёшкой?
Дети: название матрёшки происходит от имени Матрёна, что означает «матерь», то есть мама.
В: а вы знаете, что спрятано в матрёшке?
Дети: да, другие матрёшки
В: что же это обозначает, зачем мастера прятали несколько кукол в одну?
Дети: это символизирует плодородие, большую семью
В: а из чего же сделаны матрёшки?
Дети: матрёшки сделаны из дерева
В: какое дерево брали мастера для матрёшки? Почему?
Дети: липу, потому что её древесина мягкая, хорошо и долго хранится
В: дети, давайте же пройдём к нашему столику и посмотрим на матрёшечек. Василиса, покажи нам матрёшку
Василиса Зябкина:
Поколдую я немножко,
У меня одна матрёшка.
На столе она стояла…
А теперь их 10 стало.
В: ребята, посмотрите, у нас несколько матрёшек, и все разные. Матрёшки – это отражение той местности, откуда они родом, их костюм изображает костюмы женщин, которые принято было носить в этой местности.
В: дети, а сколько одинаковых матрёшек на столе?
Дети: 7
В: а какая по счёту самая большая? Какая самая маленькая?
Дети показывают и называют: первая, седьмая
Воспитатель выставляет 3 матрё шки разных и спрашивает: какая по размеру эта матрёшка?
Дети: маленькая, нормальная, огромная
В: какое новое слово мы узнали?
Дети: нормальный
В: молодцы! ребята, а что за шкатулочка у нас тут? Никита, знаешь, как называется эта роспись?
Никита Сухоруков: палехская роспись
В Палехе картины не рисуют в рамах,
В Палехе картины на шкатулках прямо.
Русские мотивы о счастливой доле:
Девицы и парни на гулянье, в поле…
В: почему она называется палехской росписью?
Дети: потому что она зародилась в посёлке Палех
В: что расписывают палехской росписью?
Дети: палехской росписью расписывают шкатулки
В: Что же изображают палехские мастера на своих шкатулках?
Дети: сцены из жизни людей – народные гуляния, тройки коней с ездоками, жнецов в поле и т. д.
В: какие цвета используют народные умельцы в палехской росписи?
Дети: шкатулки покрывают чёрным лаком, а затем расписывают (называют цвета)
В: молодцы! Дети, посмотрите внимательно, а есть ли у нас тут роспись, которую мы не называли?
Дети: да! Это хохломская роспись!
В: Анечка, расскажи нам про неё
Аня Боброва:
Хохлома, хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда –
Золотая вся посуда!
В:что же такое хохлома, почему её называют золотой?
Д: потому что много жёлтого цвета
В: а ещё какие цвета используют хохломские мастера?
Дети: чёрный, красный, зелёный
В: что расписывают этой росписью?
Дети: посуду, мебель
В: посмотрите, у нас и матрёшка есть, расписанная хохломой! Из чего сделаны эти изделия?
Дети: из дерева липы
В: какие элементы присутствуют в этой росписи?
Дети: ягодки, листочки, завиточки
В: правильно, дети, и это называется растительный орнамент, потому что он берётся из природы
В: дети, а посмотрите, какие красивые ложки хохломские! А вы знаете, что ложки сначала были простые, для еды, а затем их стали украшать росписью и стало это искусством. Но в последствии, появились ложкари. А кто же это такие? Это не те, которые их изготовляет, а которые играют на них и с ними танцуют! А ну, ребята, взяли ложки! Давайте попробуем сыграть на них! Постучим ими, послушайте, как ложки красиво звучат!
Дети постучали ложками
В: а давайте мы с ними ещё и потанцуем! А ну-ка, девочки, берите платочки, давайте устроим танцевальный баттл, а в старину эта игра использовалась в народных гуляниях
Звучит музыка «Барыня». Дети танцуют.
В: а давайте мы представим, что мы – народные умельцы, и попробуем украсить наши ложки хохломской росписью, а это искусство называется декор. Декор – это значит украсить ложку
Дети проходят к столам и садятся.
В: какие это ложки у нас?
Дети: хохломские
В: как мы с вами будем расписывать ложки?
Дети: хохломской росписью
В: А что нужно сделать перед рисованием?
Дети: размять ручки!
В. И дети делают пальчиковую гимнастику.
В: берё м кисточки в руки: держим кисточку вот так:
Это трудно? Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз,
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом
Закрутилась, как волчок,
За тычком идёт тычок!
В: ребята, давайте возьмём наши краски, которые мы с вами изготовили, и распишем ложки золотой хохломой!
Звучит музыка, и дети расписывают ложки
В: ребята, вам понравилось наше путешествие по мастерским народных умельцев?
Дети: да!
В: о каких видах росписи мы говорили?
Дети перечисляют.
В: а на память о нашем путешествии вам остаются эти ложки, которые вы расписали сами.
А ещё у меня есть для вас сюрприз – мы посмотрим мультфильм «Вернулся служивый домой», героями которого являются дымковские игрушки
Включается видеозапись мультфильма.