Скоробогаткина Марина Станиславовна
Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия в подготовительной группе в форме квеста «Лесная аптека«
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о травянистых лекарственных растениях родного края и их целебных свойствах;
- Совершенствовать связную речь, умение слушать и дополнять ответы товарищей, составлять описательные рассказы о растениях;
- Активизировать словарный запас детей: гербарий, травянистое растение, лекарственное растение, сбор, отвар, травник;
Публикация «Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия в подготовительной группе в форме квеста „Лесная аптека„» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Сценарии развлечений
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей к природе родного края;
- Обогащать представления детей о лекарственных растениях родного края;
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растительному миру и прежде всего к травянистым лекарственным растениям.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, дидактические игры, гербарий «Лесная аптека», домик Старичка – Лесовичка с мешочками сухих лесных трав для витаминного чая.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка – кроссенс, художественное слово, вопрос – ответ, дидактические игры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций травянистых лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка и изготовление гербария «Лесная аптека», разработка и изготовление дидактических игр: кроссенсы «Отгадай обобщающее слово», «Определи лекарственное растение», пазлы «Какие растения помогут, если….».
Словарная работа: травник, травянистые лекарственные растения, отвар, лекарственный сбор.
Ход занятия
Учитель – логопед: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Старичок – Лесовичок приготовил для нас сюрприз и добраться до него мы сможем с помощью клубочка, который укажет нам дорогу. Отправляемся в путь?
Дети: - Конечно!
Учитель – логопед: - Ниточка от клубочка привела нас к первому заданию! Нужно отгадать загадку, зашифрованную в кроссенсе.
Дети: - Здесь зашифровано выражение ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
Учитель – логопед: - А что это означает?
Дети: - Это растения с целебными свойствами, которые помогают человеку при различных заболеваниях.
Учитель – логопед: - Согласна с вами. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы съесть какую - нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни из них помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Много веков подряд люди передавали своим потомкам знания о ле чебных растениях.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.
Учитель – логопед: - По ниточке от клубочка мы добрались до следующего задания! Нам нужно отгадать слово по первым буквам названий лекарственных растений, разложенных по номерам:
1 – тысячелистник
2 – ромашка
3 – алтей
4 – вероника
5 – нивяник
6 – икотник
7 – крапива
Дети: - Это слово: травник!
Учитель – логопед: - Что оно обозначает?
Дети: - Это человек, собирающий лекарственные растения, готовящий целебные сборы, отвары и лечащий людей.
Учитель – логопед: - Верно! Но у этого слова есть еще одно значение. Травником в старину называли книгу, в которой было собрано описание целебных свойств лекарственных растений и способы их применения при различных заболеваниях.
- Мы с вами не заметили, как клубочек привел нас к третьему заданию! Старичок – Лесовичок приготовил для нас гербарий, в котором собраны лесные лекарственные растения. А вы знаете, что такое гербарий?
Дети: - Это альбом с засушенными растениями или листьями растений.
Учитель – логопед: - Верно! Гербарий - коллекция высушенных растений, имеет важное научное, учебное и эстетическое значение. Создание гербариев – один из путей сбора информации о природе родного края. Давайте рассмотрим наш гербарий, в котором собраны травянистые лекарственные растения наших лесов и информиция о их целебных свойствах.
Дети рассматривают гербарий.
- Гербарий поможет нам выполнить следующее задание Старичка – Лесовичка – определить названия лекарственных растений по фотографиям кроссенса.
Учитель – логопед: - Молодцы! Задание выполнено вами отлично!
Клубочек зовет нас в путь. И вот новое задание. В нем Старичок – Лесовичок просит нас побыть травниками и подобрать растения при простуде, ссадинах, болезни живота и растения, помогающие успокоится.
Дети выполняют задание, объясняют свой выбор лекарственных трав.
Учитель – логопед: - Клубочек привел нас к домику Старичка – Лесовичка! Давайте заглянем внутрь! Вот и сюрприз – мешочки с сухими травами. Мы с вами как настоящие травники приготовим витаминный чай и угостим всех желающих!
Пальчиковая гимнастика «Мы готовим чай».
Лист малины, лист брусники,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко
И цветков ромашки ложка.
Сидя в кресле не скучай,
Мы завариваем чай!
Аромат наполнит дом.
Все довольны будут в нем.
Учитель – логопед: - А какие правила надо соблюдать при сборе трав, чтобы их целебные свойства полностью сохранились?
Дети:
- Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
- Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
- Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
- Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
- Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
- Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Учитель – логопед: - Молодцы, ребята! Старичок – Лесовичок очень доволен вашими знаниями лекарственных растений!
- А сейчас пришло время пробовать наш витаминный чай! Приятного чаепития!