Светлана Морочкова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Такая разная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Такая разная осень
Программное содержание: Содействовать становлению субъективно – ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкальных, художественных, литературных образов и явлений природы;
Развивать творческое воображение, способность к самовыражению в движениях под музыку; эмоционально-чувственную отзывчивость на музыку, художественные и литературные произведения;
Формировать умение: слушать, видеть и понимать в произведениях искусства процесс развития музыкального, художественного и литературного образа;
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы „Такая разная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитывать субъективно-ценностное отношение к музыкальным композициям, коллективной деятельности; интерес, потребность в самовыражении средствами изобразительной деятельности;
Оборудование, наглядный материал:
• Фотографии, с осенними пейзажами различных периодов осени.
• Аудиозапись со звуками шума ветра, дождя; «Осенняя песня» П. И. Чайковского в фортепианном и оркестровом исполнении.
• Ароматизированная свеча;
• Репродукции И. И. Левитана «Золотая осень», «Октябрь»
• Изобразительные материалы
Используемая литература: Сказки о художниках" Сказка о грустном художнике.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. И хотя к нам в окно стучится зима, пугая нас крепкими морозами, я приглашаю вас в гости в удивительное время года о котором я прочитаю стихотворение. Вы его внимательно послушайте и скажите о чём оно.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная пора –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Воспитатель: Осень удивительная пора, но у неё, как и у любого другого времени года бывает разное настроение. Сегодня мы встретимся с разной осенью, но сначала я хочу познакомить вас с грустным художником.
Детям предлагают презентацию о творчестве И. И. Левитана.
1 слайд Портрет художника.
Жил был грустный художник. А грустный он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох, как долго! Сначала нужно научиться рисовать, потом писать красками, а потом ещё суметь сделать так, как до тебя никто не умел. У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые бы могли помочь. Он часто был голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни. Да, грустно пришлось грустному художнику. Но он всё же стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он.
2 слайд. Репродукция картины.
Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо. Но… он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, оно мешало ему наслаждаться природой, поэтому чаще всего оно изображал дождливые пасмурные дни, или вечер, или осень, когда солнца становилось совсем мало. Много раз солнце посылало ему свои маленькие горячие лучики, ведь не было ещё человека, который не играл, хотя бы в детстве с Солнечными зайчиками, но грустный художник только печально отворачивался от них.
3 слайд. Репродукция Владимирка Левитана.
Но все равно картины грустного художника были прекрасны. Какая печальная картина. На ней никого нет, только земля и небо, но мы как будто слышим печальную грустную песню.
4 слайд. Над вечным покоем.
А на другой картине высокий берег, а на нём бедная церквушка. Рядом несколько деревьев и покосившихся крестов на кладбище. Печально, тихо. Грустный художник увидел всё это сверху, как летящая птица. Церковь кажется совсем маленькой, крестики – крохотными, а небо и земля огромны, как будто говорят друг с другом. И каждый, кто посмотрит на эту картину, наверняка подумает о том, что люди рождаются и умирают, а вода и земля вечны и остаются такими как всегда. Грустно.
5 слайд. Золотая осень
Но иногда солнечные лучики попадали в его картины. Вот «Золотая осень». Это когда листья на деревьях уже пожелтели, но ещё не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, весь лес как будто горит, такие огненные цвета у листьев – багровый, жёлтый, красный, оранжевый. Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые берёзы. И снова всё таки немножко грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День-два и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета. Но художнику всё таки удалось остановить этот день навсегда.
6 слайд. Портрет художника
Художника этого звали Исаак Ильич Левитан. Осень – было его любимым временем года. В его картинах можно было увидеть разную осень
7 слайд. Репродукция картины
Радостную, яркую, весёлую. Как художнику удалось передать эту радость?
8 слайд.
Немного грустную, печальную, задумчивую, в этих картинах уже не так много ярких красок. Какие краски взял художник, чтобы передать это настроение?
9 слайд
И совсем грустную, дождливую, хмурую. Из этой картины совсем исчезли яркие краски, а появились тёмные мрачные, грустные.
10 слайд
А художник Поленов увидел совсем позднюю осень и назвал её «Первый снег» на неё появились светлые краски, но картина почему-то от этого не становится радостной. Как вы думаете почему?
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на выставку, где ещё раз полюбуемся этими картинами.
Воспитатель: Своё отношение к осени писатели, и поэты выражают по-разному. Они очень тонко и выразительно выделяют их при помощи многообразия слов, сравнений. И мы сейчас послушаем стихи об осени, и попробуем догадаться к какой картине они больше всего подходят.
(Дети читают стихи об осени, дети определяют настроение и подходят к картине, которая соответствует этому настроению.)
Воспитатель: Что вы слышите, когда смотрите на эту картину. Что вы чувствуете? Есть ли в ней движение?
Дети читают стихотворения об осени и определяют какой картине они больше подходят.
Воспитатель: Каждый выражает своё отношение к осени по-разному. Писатели и поэты – через слово, художники – через картины, а композиторы, с помощью музыкальных звуков рассказывает об осени, о своих чувствах. Давайте присядем на парковые скамейки. Я предлагаю вам послушать осень в музыке.
Слушание музыки (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского в фортепианном исполнении)
Воспитатель: Как вы думаете, о чём рассказывает эта прекрасная музыка? (о расставании с уходящим летом, о сожалении от увядающей природы). Какая музыка по характеру? (нежная, грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая) Давайте разберёмся, какие музыкальные краски использовал П. И. Чайковский в этой пьесе? Нежная мелодия льётся плавно, взлетая вверх (слушают мелодию первого такта) А из верхнего регистра она переходит в более низкий диапазон, привнося в музыку нотки грусти и печали. Потом характер мелодии меняется, как будто ветерок повеял своим свежим дыханием (Слушают мелодию 5-6 тактов). Сейчас мы с вами ещё раз вслушаемся в музыку «Осенней песни», теперь она прозвучит в оркестровом исполнении, а мы изобразим жестами, что происходит осенью в природе.
(«Осенняя песня» звучит в оркестровом исполнении, дети выполняют ритмопластическую миниатюру «Осень»)
Ритмопластическая миниатюра «Осень» (музыка П. И. Чайковского, движения И, Кириченко)
1-2 такты – отрывистые движения ладошками (капельки дождя)
2-4 такты – плавные движения рук сверху вниз перед грудью («струи дождя»)
5-6 такты – разводят ладони рук вправо – влево параллельно или в зеркальном отображении (Падают листья).
7-9 такты – скрестив ладони над головой, выполняют маховые движения кистями рук («улетают птицы»).
Росинка: Стало как – то очень грустно.
Воспитатель: Грусть и печаль нам навеяла музыка Чайковского. Но есть и весёлые песни об этом времени года. Сейчас мы с вами споём такую песню, передавая своим пением радостное, светлое звучание. Как будто солнце выглянуло из осенних туч и засветило совсем не по-осеннему – тепло и ярко.
Дети поют песню.
Капелька: Как здорово! Можно изобразить осень словами, стихами, а можно музыкой и песней. А с помощью чего могут рассказать о ней художники? (красками, цветом)
Воспитатель: Мы с вами как настоящие художники много рисовали разную осень. Какую осень мы рисовал? У меня сохранилось несколько работ, я оформила их в рамочки, вот только настроения у этих рамочек совсем нет. Я предлагаю вам украсить рамочки для рисунков, передавая колорит и характер рисунка. Если нарисована золотая осень, то рамочка должна быть радостная, весёлая, праздничная. А если нарисован ветер дождь, то рамочку нужно сделать немного грустной её можно украсить дождевыми капельками и осенними листочками. А если на картинке нарисован первый снег, то и на рамочке появятся капельки дождя и снежинки.
Дети выполняют творческое задание из готовых форм.
Воспитатель: Молодцы, мои маленькие художники. Какие красивые осенние рамочки у вас получились.
Анализ занятия : дети рассказывают, что нового они узнали на занятии и удалось ли им выполнить задание.