Галина Григорьева
Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений.
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, имеющих своей конечной целью, освоение художественного смысла произведения (А. В. запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин). Эта деятельность основана на синтезе познавательных и эмоционально-волевых процессов, - деятельность воссоздающего воображения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, воображает, т. е. пытается увидеть картины, нарисованные автором.
Публикация «Консультация для воспитателей: Использование музыки при восприятии старшими дошкольниками литературных произведений,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В восприятии литературы старшему дошкольнику свойственны (В. А. Левин, Л. М. Гурович) :
* игровая непосредственность, эмоциональная целостность и индивидуальное своеобразие восприятия художественных произведений;
* способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений; желание играть художественными формами;
* стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;
* потребность и способность маленького читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам;
* радость от занятия искусством и потребность в таких занятиях.
Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня развития эстетического переживания и восприятия. Необходимое условие развития этих процессов – созревание анализаторов. Для успешного восприятия дошкольниками литературного произведения особое значение имеет созревание слухового анализатора (Н. С. Карпинская). Ритм, рифма, интонация способствуют пониманию детьми раннего и дошкольного возраста содержания художественного текста. Основное средство внешнего выражения эмоциональной стороны речи – интонация.
Совершенствование восприятия у старших дошкольников происходит по линии все большего осмысливания прослушанных сказок, рассказов, стихотворений, обогащения чувств. Важно развивать у детей эмоциональную отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений. В старшем дошкольном возрасте заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. Улавливая ритмичность, музыкальность стихов, дети сравнивают их с песней. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки разнообразных интонаций, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений.
Одним из условий развития восприятия детьми литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.
Музыка, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Музыка – это искусство интонации. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. «Музыка выступает как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта в факт эмоционально-одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание ребенка», писал Д. Б. Кабалевский. Именно эстетическое переживание содержания произведения искусства лежит в основе процесса восприятия, утверждал в своих работах Б. М. Теплова.
Организация восприятия детьми 6-7 лет литературных произведений в сочетании с музыкой требует соблюдения ряда условий.
1. Сотворческая деятельность воспитателей и музыкального рукоодителя должна происходить совместно.
2. Чтение педагогом литературных произведений должно быть выразительным, с соблюдением определением правил чтения.
3. Развивающая среда группы должна помогать ребенку погружаться в литературное произведение, содействовать его пониманию, осмыслению.
4. Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии ребенка-дошкольника.
В работе по восприятию детьми литературного произведения в сочетании с музыкой можно выделить несколько этапов.
1 этап. Подготовка к комплексному восприятию литературного и музыкального произведения (А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане» и музыки к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова). Активизация процесса художественного восприятия через обогащение предметной среды группы и музыкального зала.
2 этап. Организация процесса восприятия детьми литературного произведения, его героев с использованием музыки.
3 этап. Подготовка к драматизации сказки.
4 этап. Создание условий для творческих игр на содержание сказки.
Основными задачами совместной деятельности взрослого и воспитанников являются :
* познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина, ее особенностями (многообразием образов, стихотворной формой и пр.) и музыкой оперы Н. А. Римского-Корсакова;
* учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений;
* познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и в опере.
В силу того что некоторые моменты содержания и языка трудны для понимания, чтение литературного текста и слушание отрывков оперы воспитателю и музыкальному руководителю необходимо комментировать, чередовать чтение с повествовательным рассказом, обсуждением ситуаций, описанных в произведении.
Лучше, если в процессе чтения будут участвовать два взрослых: воспитатель и музыкальный руководитель. Один читает вслух, а второй в качестве слушателя сочувствует в детском переживании звучащего литературного произведения, задавая детям эмоциональный ключ к восприятию конкретного произведения искусства и эталон уважительного отношения к искусству вообще (В. А. Левин)