Марина Мешалкина
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание (интеграция образовательных областей) :
Познавательное развитие: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, игрушки и т. д.); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, самовар); воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
Речевое развитие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Художественно – эстетическое развитие: формировать интерес к русскому прикладному искусству; развивать певческие навыки и русские традиционные танцевальные движения.
Предварительная работа:
Чтение рассказов К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», М. Константиновского «Как ткани ткут и нити прядут», беседа по содержанию прочитанных произведений, рассматривание иллюстраций.
Чтение сказок: «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная»
Проведение занятий по темам : «Добрые избы», «Игрушки старины», «Забавы вокруг печки»
Знакомство с народным творчеством (пословицы, загадки, частушки). Заучивание пословиц о труде, частушек.
Оборудование:
Мультемидийная система, предметы русского быта: прялки, вязаные дорожки, лапти, рушник, самовар, ухват, веник, платки, чугунки, деревянные ложки, корзины, кроватка-качалка, глиняные игрушки, куклы матрёшки, куклы из лоскутков, балалайка и. т. д.
Ход:
В зал под музыку входят дети.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Давным-давно в далекие времена жили-были добрые молодцы — могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема строить. Умели рукодельничать: ткать, прясть, вышивать.
В гости принято ходить красиво одетыми, нарядными, вот и мы принарядились: на девочках — русские сарафаны, на мальчиках - рубашки. Именно такая была одежда на Руси. Что бы вы хотели узнать побывав в прошлом? (ответы детей)
Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.
Можно пальчиком потрогать
Самый краешек мечты,
К ней найти свою дорогу,
Непременно сможешь ты.
К ярким звездам наши детки
В разноцветных снах летают,
Чтоб узнать, как жили предки,
В прошлое попасть мечтают.
Звучит музыка.
На экране появляется слайд с изображением деревни и церкви.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.
Русь деревянная — края дорогие
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные
Раздольные песни поют
Воспитатель: подумайте, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)
(Звучит музыка, появляются девочки – хозяюшки)
Воспитатель: Посмотрите, в избе хозяюшки нас встречают.
Хозяюшки (вместе) : Здравствуйте, гости дорогие.
Дети отвечают на приветствие известными им пословицами.
-Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
-Много гостей — много и новостей!
-Что есть в печи — на стол мечи!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте отгадать мою загадку: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая! Что вы знаете про русскую печку? (ответы детей).
Первая хозяюшка: а в нашей печи уже и каравай поспел, пышный да румяный.
Вторая хозяюшка:
Дорогих гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем
Каравай мы вам подносим,
Вместе: Поклонясь, отведать просим.
Воспитатель принимает каравай, благодарит с поклоном.
Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки.
Хозяюшка: А ещё люди работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Говорили шутки — прибаутки, водили хороводы. Такие вечера назывались у нас посиделками.
Хозяюшки: Приглашаем девиц-красавиц в хоровод.
Хоровод «Калинушка»
Воспитатель приглашает детей сесть на скамейки.
Воспитатель: Трудолюбивые люди были на Руси. Об этом и пословицы говорят. Давайте их вспомним. (дети вспоминают пословицы о труде)
Воспитатель: Смотрите, вот и наши хозяюшки за дело принялись.
Хозяюшки, сидя за прялкой, напевают песню:
Хозяюшка: Догадайтесь, что я делаю?
Дети: Нитку прядете
Хозяюшка: Правильно, я нитку пряду. А на чем пряду?
Воспитатель обращает внимание на прялку.
Воспитатель: Да ребята, это прялка. Ее так называли, потому что на ней прядут. А работает она так. Хозяюшка, покажи нам. Пальчиками вытягивает шерсть, крутит нитку, начинают прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяюшка крутит веретено) (крутится, вертится).
Хозяюшки вместе: По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь — тем больше толстею.
Воспитатель: Вот за это его и назвали веретеном. Слово «веретено», ребята, происходит от слова «вертеться». Ну ка, повертитесь, как веретено.
(Дети кружатся вокруг себя)
Воспитатель: Для чего нужна прялка? (ответы детей)
Первая хозяюшка:. Это нелегкий труд, тут сноровка нужна да терпение. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница — прялка.
Вторая хозяюшка: Посмотрите, сколько я ниток напряла! (показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет корзину — клубки раскатываются) Ой мои клубки все раскатились, нитки перепутались. Помогите их в клубочки смотать. (Дети сматывают клубки)
Динамическая пауза «Смотай клубочек»
Воспитатель: Хозяюшка, а для чего тебе эти нитки нужны?
Хозяюшка: Чтобы вязать.
Воспитатель: А что можно связать из этих ниток? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям осмотреть «избу» и найти старинные предметы, которые в современном мире уже увидишь.
Дети поочерёдно приносят предметы и предлагают хозяюшке отгадать загадки. (Лапти, ухват, кочерга, веник, печка, колыбель)
Звучат загадки.
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (лапти)
К лесу иду пустым-пусто, из лесу иду густым-густо. (корзина)
Сорок братцев вместе живут, мусор метут
Железный бес, на стол залез - четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть самовар.
1 ребенок: Самовар железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки, в нем кипятят воду и потом пьют чай.
Сколько не мучайся, не три его, а белей не сделаешь. (чугунок)
2 ребенок: Чугунок черный, потому что он постоянно стоит на огне в печке и от копоти весь почернел. Сделан он из прочного металла – чугуна, поэтому он так и называется. Он очень прочный, в печке не сгорит.
Кто в избе рогат? (ухват)
Воспитатель: Ухват нужен был для того, чтобы вытаскивать чугунок из горячей печи. За то, что он вот этими железными «рожками» «хватал», «ухватывал» чугунок его и прозвали ухват.
Сама не ем, а всех кормлю? (ложка)
Первая хозяюшка: Ложки деревянные нарядные, красивые расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, но еще и играем на них. Тех, кто умеет играть на ложках, называют у нас ложкари.
(Игра на ложках)
Звучит музыка. Входит тетушка Любава, здоровается с детьми, исполняет русскую народную песню.
Хозяюшка и дети: Тетушка Любава, спасибо тебе за красивую песню. А мы тебе хотим подарить частушки.
Исполняют «Веселые частушки»
Тетушка Любава благодарит детей за веселые частушки : Вы мне частушки, а я вам игрушки.
Дарит корзинку с игрушками, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные игрушки. Что вы знаете о русской игрушке. (рассказы детей об игрушках)
Воспитатель предлагает детям спеть колыбельную песню.
Воспитатель: Мы для хозяюшек сделаем и подарим куклу-оберег. Если куклу делали из крупы, то её называли «Крупенечкой», если из зерна - «Зернушкой», а мы сделаем нашу куклу из гороха, и будет она называться «Горошинкой». Посмотрите, ребятки, горох раскатился на столе у хозяюшек. Давайте поможем его собрать в чудесный мешочек, где и будут эти семена храниться до самой весны. Это будет не просто мешочек, а кукла- оберег «Горошинка». Она будет приносить в дом достаток, сытость, силу.
Дети вместе с воспитателем делают большую куклу-оберег и дарят ее хозяюшкам.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в наше время. Ребята, что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей)
Воспитатель: Умный сильный наш народ
Свою землю бережет
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Давайте попрощаемся с хозяюшками, а вернуться назад в наше время нам поможет «Колесо истории».
Дети держатся за колесо, говорят волшебные слова. Звучит музыка.
1 ребенок: Путешествию конец, кто был с нами - молодец.