МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «Образ богатырей в музыке, литературе и живописи» в картинной галерее ДОУ (8 фото)

Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия «Образ богатырей в музыке, литературе и живописи» в картинной галерее ДОУ

Конспект интегрированного занятия "Образ богатырей в музыке, литературе и живописи" в картинной галерее ДОУ

Цель: Развитие слухового внимания, образного мышления, воображения, речи и выразительности в исполнительской деятельности детей через синтез искусств.

Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Образ богатырей в музыке, литературе и живописи“ в картинной галерее ДОУ» размещена в разделах

• Подводить детей к видению особенностей былинного образа - единства реального и придуманного народной фантазией.

• Подвести к пониманию главной идеи картины - на страже границ Руси стоят надежные защитники. Показать их единство, целеустремленность, мужество, преданность Родине.

• Развивать у детей интерес к былинной живописи, ее героям - русским богатырям, вызывать любовь за наших предков - защитников Родины.

• Способствовать эмоционально-нравственному сопереживанию образам картины, развитию творческого воображения, образного мышления, умению общаться по поводу увиденного.

• Обогащать речь детей словами: "богатырь святорусский", "древняя Русь", "кольчуга", "шлем", "булатный меч", "булава", "сбруя", "лук разрывчатый", "копье", "щит", "чистое поле", "ковыль-трава», «поленица».

• Развивать восприятие путем установления синтеза выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, поэзии).

Предварительная работа: рассматривание и беседа по картинам В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Богатырский скок», «Гусляры», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатырь», «Баян», «Битва Пересвета с Кочубеем», С. Соломко «Богатырка Настасья Королевична». Знакомство с музыкой Н. А. Римского-Корсакова -опера «Сказка о царе Салтане» и фрагментом "Богатырской" симфонии А. Бородина, разучивание песни А. Чугайкиной "Милый край" и танцевального упражнения "Богатырская сила"

Оборудование: презентация, репродукции картин, гусли, картинки для игры "Атрибуты богатырей", ребус "Родина", магнитная доска

Словарная работа: былина, богатырь «святорусский", "древняя Русь", "кольчуга", "шлем", "булатный меч", "булава", "сбруя", "лук разрывчатый", "копье", "щит", "чистое поле", "ковыль-трава", «гусли самогуды».

Ход занятия:

Вход под музыку "Богатырская сила". Приветствие «Здравствуйте!»

Воспитатель: В древние, давние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть, чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в честь праздника Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Отправляемся с вами в картинную галерею и попробуем разобраться, кто же такие богатыри.

Работа в картинной галерее

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами попадаем в мир сказок и былин. А кто из вас может сказать: что такое былина?

Дети: Слово "былина" происходит от слова "быль". То, что было на самом деле, только очень давно.

Воспитатель: Обратите внимание на первую картину. Это работа кисти уже известного вам художника В. Васнецова «Гусляры». В старину былины рассказывали сказители гусляры, пропевая каждое слово. И сопровождал их пение древний музыкальный инструмент. Как он назывался?

Дети: Гусли.

Муз. рук: (показывает гусли) Туго натянуты струны, потому и называют гусли струнным музыкальным инструментом.

Конспект интегрированного занятия «Образ богатырей в музыке, литературе и живописи» в картинной галерее ДОУ
Фото «Образ богатырей в музыке, литературе и живописи»

СЛУШАНИЕ ЗВУЧАНИЯ ЭТОГО ИНСТРУМЕНТА

Муз. рук. : Люди слушали былину, и вставали перед их взором могучие богатыри, защищавшие родную землю от врагов. С кем сражались русские богатыри?

Дети: Со Змеем Горынычем, Соловьем-разбойником, Идолищем Поганым, Тугариным змеевичем, с нашествием татар, печенегов.

Муз. рук. : А кого же защищали они?

Дети: Слабых, беззащитных - женщин, стариков, всех, кто живет на родной земле.

Муз. рук: А можете ли вы назвать имена самых известных богатырей?

Дети: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Воспитатель: Перейдем к следующей картине. Это так же работа В. Васнецова, которая называется «Богатыри».

Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».

Развитие зрительного восприятия и внимания, диалогической речи, расширение словаря (обогащение синонимами, эпитетами).

Воспитатель: Расскажите, кого вы видите на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Дети: На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Конспект интегрированного занятия  в картинной галерее ДОУ - фото
Фото №1 Конспекты занятий

Воспитатель: Как вы думаете, где на картине Илья Муромец? Почему?

Ребенок 1: В самом центре картины изображён Илья Муромец. Это могучий русский воин. Илья Муромец сидит на коне с копьем наперевес. Этим копьем он готов поразить врагов родной земли. На его правой руке висит булава – тоже мощное оружие, которое пригодится ему в бою.

Воспитатель: В былинах говорится: «А конь под Ильей – лютый зверь». Мощная фигура коня украшена цепью, а не упряжью. Художник подчеркивает этим мощь коня.

- Как вы думаете, где на картине Добрыня Никитич? Почему?

Ребенок 2: Добрыня Никитич изображен на картине слева. Он гордый. У него красивое лицо. Он решительно вынимает меч из ножен и готов броситься в бой, чтобы защитить свою родину.

Воспитатель: Хорошо, что вы обратили внимание на то, какое благородное лицо у Добрыни Никитича. По народным преданиям он был очень образованным человеком. С его именем связано много чудес, например, заговорённая броня, которую не могли пробить его враги, волшебный меч-кладенец, который придавал богатырю необыкновенную силу и непобедимость.

- Как вы думаете, где на картине Алёша Попович? Почему?

Ребенок 3: Алёша Попович – самый молодой из богатырей, находится на картине справа. Он изображён с луком и стрелами в руках. К его седлу привязаны гусли. Он не только бесстрашный воин, но и гусляр.

Воспитатель: Да. Сохранились сказания о том, что Алеша Попович был не только смелым воином и защитником родной земли, но и песенником, весельчаком.

- А теперь расскажите о природе, которая изображена на картине.

Ребенок 4: Богатыри изображены в чистом поле. За их спиной мы видим холмы, покрытые лесом. Над головами богатырей хмурое небо, темные тучи.

Воспитатель: Верно. И поле, и лес изображены мрачными. А хмурые тучи как будто предупреждают об угрозе и готовности всегда быть начеку, быть готовыми к бою с врагами, которые хотят захватить русскую землю. На Руси человек, который был трусом и прятался от врагов, считался бесчестным.

Муз. рук. : Давайте с вами послушаем отрывок «Богатырской симфонии» Александра Бородина.

Слушание отрывка «Богатырской симфонии» А. Бородина

Муз. рук: Музыка какая? (могучая, грозная, сильная, громкая)

Но музыка меняется, затем она становится быстрой, отрывистой.

- Что вы представили, слушая эту музыку? Какую сцену с участием богатырей? (ответы детей)

- Вот я, например, представила, как могучие богатыри выезжают в чистое поле, осматривают, глядя из под руки, просторы русские в поисках врага, а затем скачут на своих вороных конях.

Давайте-ка сейчас мы с вами

Станем все Богатырями.

Физминутка «Мы теперь – богатыри»

Потянулись: раз, два, три. Потянуться.

Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.

Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из–под ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Широко расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу.

Потянулись: раз, два, три. Потянуться.

Мы теперь – богатыри.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать богатырь? (ответы детей)

Воспитатель: русский народ уважал богатырей, придумывал про них пословицы:

• Не родом богатырь славен, а подвигом.

• Кто смел, тот на коня сел.

• Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Воспитатель: А с кем же сражались богатыри? Давайте вспомним.

Дети: Илья Муромец сражался с Соловьем-разбойником, Алеша Попович сражался с Тугариным Змеем, а Добрыня Никитич со Змеем Горынычем.

Воспитатель: Давайте подойдем и рассмотрим следующую картину В. Васнецова «Витязь на распутье». Что вы видите на данной картине?

Дети: Витязь стоит перед указательным камнем.

Воспитатель: А на камне том написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному; направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти». Обратите внимание на древнерусский язык. Ребята, а если бы перед вами встал такой выбор, чтобы выбрали вы, остаться в живых, богатым быть или найти друга? (Ответы детей)

Муз. рук: Скажите, какие непременные атрибуты есть у богатырей (одежда, оружие…? А я хочу обратить ваше внимание на то, как они защищены, на их кольчуги, шлемы, щиты. Чтобы быть уверенным в бою, воин должен быть хорошо защищен.

Дидактическая игра «Атрибуты богатырей»

Картинки с атрибутами. Дети должны выбрать только те, что относятся к богатырям, предложить назвать их.

Хлопать - Лук и стрелы, Щит, Меч, Палица, Кольчуга, Шлем, Булава, Копье, Конь

Топать - Пистолет, Ружье, Пушка, Нунчаки, Нож, Машина, Фуражка, Наручники

Фото №2 Все конспекты Конспект интегрированного занятия Образ Фото №3 Богатыри богатырей в музыке

Муз. рук: Обратите внимание на следующее изображение. Это репродукция картины или иллюстрация? (иллюстрация). Тогда ответьте, иллюстрация к какой сказке и кто ее автор? (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Ребенок: В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор,

Это диво, так уж диво,

Можно молвить справедливо!

Муз. рук: Давайте послушаем отрывок оперы «Сказка о царе Салтане» композитора Н. А. Римского-Корсакова, которая так и называется «33 богатыря»

Слушание отрывка из оперы «Сказка о царе Салтане: 33 богатыря»

Муз. рук: Получилось у композитора передать с помощью музыки данный эпизод сказки? (Да, музыка величественная, торжественная, гордая, как будто волны разбегаются в стороны и на берег выходят строем богатыри)

Муз. рук: Давайте мы сейчас снова представим себя войском богатырей. Когда они ходили строем, то пели воодушевляющие, бодрящие, торжественные песни. В современной Армии тоже солдаты поют песни, называются они строевые. Как вы думаете, каким шагом они ходили? (Подскоками, приставным шагом, на носочках).

Дети: они маршировали

Муз. рук: Вот и мы с вами сейчас будем дружно маршировать в ногу.

Упражнение «Марш богатырей»

Воспитатель: Ребята, а скажите, существуют ли женщины богатыри? (ответы детей) А как их называют? (Богатырши)

Воспитатель: На самом деле их называют ПоленИца - дева-воительница в русских былинах, женщина-богатырь. В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом. Их занятие — полякование (от слова «поле»): они ездят в чистом поле и бьются с богатырями.

Давайте подойдем к следующей картине и рассмотрим ее.

На этой картине изображена русская богатырша Настасья Королевична (илл. С. С. Соломко)

Послушайте отрывок из былины.

Ребенок: Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,

Ударил поляницу булатной палицей,

Да ударил её в буйну голову.

Поляница тут назад приоглянется,

Говорит поляница таковы слова:

— Я думала, меня комарики покусывают,

А это русский богатырь пощёлкивает.

Воспитатель: Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.

Муз. рук: А какие известные мультфильмы есть о богатырях? (дети называют).У каждого богатыря была зазноба, любимая девушка, да верный скакун. Давайте проверим, внимательно ли вы смотрели мультфильмы про богатырей.

Игра «Тройка»

Детям необходимо выбрать богатыря, его скакуна и жену. Задание выполняется командами

1. Алеша Попович – Любава – Конь Юлий

2. Добрыня Никитич – Настасья – Верблюд Вася

3. Илья Муромец – Аленушка – Конь Бурушка

Муз. рук: Ребята, как связано слово Родина и наш разговор о богатырях? (Богатыри – защитники нашей страны, нашей Родины). Слово Родина-от слова род, семья, место, где родился. Давайте споем нашу песню о Родине.

Песня «Милый край» А. Чугайкиной

Фото №4 Литература чтение

Рефлексия

- Ребята, о чем и о ком мы с вами сегодня говорили? (о нашей стране, о богатырях)

- Чем же славились богатыри? (силой, отвагой)

- Откуда мы о них узнали? (из былин)

- Есть ли сейчас богатыри? (предположения детей)

- Кто защищает нашу страну в наше время? (Армия)

- Какое задание больше всего понравилось? Какая картина запомнилась? (ответы детей)

- Кто автор картин про богатырей? (Виктор Васнецов)

Муз. рук: Было у вас задание, нарисовать рисунок, что для вас означает Родина. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

Беседа по рисункам детей

Фото №5 Задачи Публикация Конспект интегрированного занятия Образ богатырей в музыке литературе и живописи в картинной галерее ДОУ размещена в разделах Богатыри Богатыри

Вручение медалей детям

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного музыкального занятия «Натюрморт в живописи и музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия «Натюрморт в живописи и музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия «Натюрморт в живописи и музыке» Занятие проводится в рамках проекта «Можем ли мы увидеть.

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Портрет в музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Портрет в музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Портрет в музыке» Занятие проводится в рамках проекта «Можем ли мы увидеть.

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Жанр анимализма в живописи и музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Жанр анимализма в живописи и музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Жанр анимализма в живописи и музыке» Занятие проводится в рамках проекта.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе «Петушок»Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе «Петушок» Конспект интегрированного занятия по ИЗО и музыке во второй младшей группе "Петушок" Музыкальный руководитель МАДОУ № 4 г. Пионерский.

Конспект интегрированного занятия «Портрет в музыке и живописи»Конспект интегрированного занятия «Портрет в музыке и живописи» Конспект интегрированного музыкального занятия «Портрет в музыке» из цикла «Музыка и живопись» в подготовительной группеЦель: Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Образ богатырей в музыке, литературе и живописи» в картинной галерее ДОУ
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 12:38
+251Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД