Раушанья Дюсенева
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать».
Автор: Дюсенева
Раушанья Наиловна,
Аннотация интегрированного занятия по экологии в средней группе по теме «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» (в рамках проекта «Защитим и сбережем птиц в краю родном").
Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе „Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Целью данного занятия является : объединить различные виды деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.
Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь птицам в зимний период.
Непосредственно-образовательная деятельность «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать» может использоваться воспитателями средних групп ДОУ.
Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.
Задачи образования:
• Расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями. (Познавательное развитие);
• Предупреждать утомляемость детей, закреплять умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. «Физическое развитие»;
• Упражнять в нетрадиционной техники рисования- печатание пером. (Художественно-эстетическое);
• Активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие);
• Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений);(Социально-коммуникативное развитие);
Задачи воспитания :
• Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
Задачи развития:
• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Планируемые результаты:
Принимает активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на литературное произведение, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.
Региональный компонент: Занятие предусмотрено в рамках реализации проекта «Защитим и сбережем птиц в краю родном", а также привлечение родителей к созданию кормушек для птиц, оформлению выставки "Зимующие птицы», акция «Покормите птиц зимой».
Возрастная группа : средняя группа
Длительность НОД: 20 минут.
Работа над словарё м: кормушка, корм, зимующие, оперение.
Приё мы руководства деятельностью детей:
1. Словесный (чтение, беседа);
2. Наглядный (демонстрация, показ);
3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная) ;
4. Аудиозаписи,ЭОР;
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Художественно-эстетическое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.
Материалы и оборудование:
• Аудио запись голоса птиц;
• Карточки, с изображением зимующих птиц;
• Шапочки птиц по количеству детей;
• Кормушки для птиц ;
• Виды корма;
• Краски;
• Альбомные листы;
• Магнитофон с диском;
• Проектор, компьютер для просмотра презентации;
Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент «Круг добра», дети встают в круг, касаясь ладонями друг друга и говорят ласковые слова Доброе утро и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись,
Будем дружить, помогать всем всегда
Вы согласны? Ответьте мне (Да)
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, скажите, какое сейчас время года? (зима).
-А что происходит зимой, какие признаки зимы вы знаете? (называют признаки осени). Вот и у нас сейчас зима на деревьях бахрома, мороз трещит на стеклах, сквозняк стучится в окна!
Ребята, отгадайте загадку
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите…
Дети, кто это? Назовите! (птицы)
Сюрпризный момент АУДИОЗАПИСЬ ГОЛОС СОРОКИ
- Воспитатель:- что за шум? (появляется сорока)
Сорока –Я, сорока, белобока, я летала по лесам побывала тут и там. Новость слышала в лесу, на хвосте ее несу. Одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята вы узнали, кто это?
Дети:- Сорока
Сорока: – Ой, здравствуйте ребята!
Дети: - Здравствуй, сорока!
Воспитатель: - Что случилось, сорока?
Сорока : -Хочу узнать, куда я прилетела в какой поселок?
Дети:- в п. Энергетик
Сорока : - А где же у вас, в Энергетике птицы есть? (на участке, в парке).
Сорока :- А мне так хочется к вам в парк посмотреть и послушать пение птиц.
Воспитатель: - А давайте вместе с Сорокой окажемся в парке и послушаем пение птиц, чтоб быстро оказаться в парке нам помогут волшебные слова.
Воспитатель: -Вправо-влево повернись и в парке зимнем окажись (сразу звучит пение птиц, когда оказываемся «в парке» пение птиц прекращается).
-Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса птиц? Интересно, это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
Воспитатель: -Наверно это (поворачивается к парку лицом). Ой, ничего не пойму, Сорока. Вроде пели птицы, но где же они?
Сорока: - а-а-а, вспомнила, они же спрятались, чтоб вы отгадали какие птицы улетят, а какие птицы будут радовать вас зимой своим пением. А вот куда улетели птицы? Почему?
Дети: - В теплые края,потому что снег все засыпал, нет букашек жучков,семян и им трудно найти себе корм. потому что очень холодно и нет корма для них.
Сорока:- Помогите разобраться, какие улетят? А какие спрятались и будут зимовать.
Воспитатель: Поможем сороке поиграем в игру «Птицы».Птиц вы должны разделить на две группы. Птиц, которые не улетят и будут зимовать, вы перенесите на дерево, которое растет в парке. А птиц, которые улетят отправим в полет.
Д\и «Птицы».(когда птиц сажают пение птиц вкл.)
Воспитатель: Ребята, которые помогли птицам, подойдите к сороке и обрадуйте.
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Воспитатель: А как называют птиц, которые улетели в теплые края?
Дети: - перелетные
Воспитатель: А птицы, которые останутся с нами зимовать?
Дети: - зимующие
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я предлагаю поиграть в игру «Разрезные картинки», и тогда мы узнаем каких птиц мы видели на прогулке и какие птицы останутся нашем поселке а Сорока будет вам помогать.
Д/и «Разрезные картинки»
Сорока: Ребята, А сейчас мы с вами превратимся в воробушков и полетаем как я. Подходите ко мне. В каких птиц превратились? Я сейчас превращу вас в воробьев. (раскладываю обручи)
П/и «Воробушки и щенок»
(Сорока играет вместе с детьми)
Сорока: Понравилось вам быть птицами? Ну что ж, снимайте шапочки. Посидим и послушаем пение птиц (садятся на бревно) (звучит пение птиц).
Аудиозапись «Мы зимующие птицы»
Воспитатель: Птицы просят нас о помощи.
Сорока:- Как поможете птицам и чем сможете покормить?
Дети:- Положить корм в кормушки и развесить.
Воспитатель: Мы по парку гуляли, за природой наблюдали В парке тихо и покой, ну а нам пора в детский сад. Посмотрим, чем можно накормить птиц. Сорока, лети вместе с нами и узнаешь,какой корм любят птички.
Воспитатель и дети: - Вправо-влево повернись и в детском саду окажись.
Просмотр презентации»Что любят птички?»
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, какой корм любят птички. Когда пойдем с вами на прогулку мы разложим корм в кормушки, которые вы смастерили вместе с родителями и развесим их. А ты сорока лети и обрадуй птиц, что ребята помогут им.
Воспитатель: У нас такой обычай чуть выпадет снежок, мы вешаем кормушки для птичек на сучок.
Воспитатель: Ребята, а сейчас холодно, почему птички не замерзают? Какой у них есть секрет? (их согревает пушок, перья, летают, прыгают).
Дети:- прыгают, летают.
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в птичью лабораторию, где будем ставить опыт.
Познавательно-исследовательская деятельность
- Мы с вами часто наблюдали, как воробьи купались в лужах и сейчас они барахтаются в снегу, почему они не намокают?
ОПЫТ. с пипетками и перьями-техника безопасности
Опыт № 1: дети наносят вазелин на кисть руки, сбрызгивают водой; наблюдают, как вода собирается в капельки и скатывается с кожи.
Делают вывод: вазелин жирный, поэтому вода стекает.
- Птицы не могли бы плавать, если бы их перья не покрывал слой жира, который спасает птиц от намокания и замерзания.
Опыт № 2: Дети берут по пёрышку, и пипеткой капают на перышко. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.
Делают вывод: птицы не намокают и не замерзают за счёт жира, который покрывает перья, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья
Звучит музыка-«Ветер» и влетает сорока.
Сорока: - Ребята помогите, спасите! Злой ветер заколдовал моих друзей, и расколдовать сможете только вы ребята, с помощью перьев.
Воспитатель: -Посмотрите как заколдовал ветер птичек, чего не хватает?
Дети:- Крылашка и хвостика.
Все птицы меняют перья, когда растет новое перышко, старое выпадает, чтоб перышку не пропадать, будем перышком печатать и расколдуем птиц.
Продуктивная деятельность «Сороки –белобоки» (релакс)
(Технологическая карта) .
СПОСОБ
Печать перышком.
ВИД
Оттиск
МАТЕРИАЛ
Перышко голубиное, гуашь, разведенная до консистенции сметаны.
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Перышко обмакнуть в гуашь и приложить к крылашку слева направо.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Пятно, фактура.
Воспитатель: Сейчас птицы девочек полетят к сороке, а затем птицы мальчиков. Какие красивые птицы получились.
Дети вывешиватют работы расколдованных птиц Сорока забирает работы и улетает. (музыка Сорока) (голоса сорок)
Заключительная часть
Воспитатель: Как вы думаете, теперь птицам легче будет пережить зиму, если мы с вами будем помогать птицам, оберегать птиц? И в лесу, в парках снова зазвучит пение птиц.
Постарались вы ребята, знаю, птицы будут рады!
Чтоб от разных насекомых сады цветущие не гибли зря
Всегда в любое время года будем птиц беречь друзья!
Воспитатель: А нашим гостям мы хотим подарить памятки «Покормите птиц зимой!», которые будут напоминать о том,что нужно помогать птицам.
Дети прощаются с гостями, уходят на прогулку.