Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука»

Ирина Маришина
Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука»

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука»

Конспект интегрированного занятия

«Секреты бабушкиного сундука»

(старший дошкольный возраст).

Программное содержание: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.

• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

Развивающие:

• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга.

• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, синтепон, умение различать лицевую и изнаночную стороны.

• Развивать трудовые навыки рукоделия.

• Развивать физические навыки: это развитие глазомера, остроты зрения, мускулатуры кисти руки, координацию рук под контролем глаз. Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Развивать способность к концентрации внимания.

Образовательные:

• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.

• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:

- Народные костюмы (сарафан, кокошник, косоворотка).

- Лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки.

- аудиозаписи русских народных мелодий, магнитофон.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с народным творчеством, знакомство с предметами старинного русского быта, ознакомление детей с русским народным фольклором, пословицами, поговорками, изготовление простейшей куклы-оберега Пеленашки.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Сегодня нас ждет путешествие в далекое прошлое. Ребята, посмотрите - что это? (ответы детей).

- Да, это сундук. А для чего он служил? (ответы детей).

Правильно: раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать

волшебные слова. Послушайте, какие:

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

- Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит:

-Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

- Что же это (достает сарафан)

- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).

- Я хочу надеть этот сарафан. Можно мне его примерить?

Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает, доставая из сундука платок:

- Что это за вещь необыкновенной красоты?

- Как его носили? (на голове, на плечах).

Воспитатель надевает на себя атрибуты бабушкиного наряд (в процессе рассказывания воспитатель достает разные предметы):

- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца- рушники ;вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка,ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки,а также…

Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:

Платье носит, а есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно? (Кукла)

Воспитатель: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

Куклы мои – не просто игрушки,

А для меня такие подружки.

Кто вам сказал, что дети не знают,

Как по ночам куклы вздыхают.

Воспитатель: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Они хранились в сундуках и преподносились невесте в день свадьбы как дар семьи. В приданом девушки обязательно были и ее собственные куклы - обереги. Каждая девушка должна была уметь делать обереги. К изготовлению обереговой куклы относились серьезно и ответственно, как и к вышивке свадебного рушника. Когда девушка выходила замуж, то в дом к мужу она перевозила и свой сокровенный сундук с куклами.

Я познакомлю вас с куклами-оберегами. Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток.

Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

На свадьбе жениху и невесте дарили куклу Неразлучники (показ куклы, чтобы они жили долго и счастливо.

-Ребята, как вы думаете, почему ее так назвали? Ответы детей)

-Незадолго до рождения ребенка делали куклу Кувадку (колыбельную). Ее вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от будущей мамы и младенца. А потом этих кукол подвешивали над ребенком целыми гроздьями, или укладывали в колыбель. Кувадки защищали младенцев и служили первыми игрушками.

-Потом рождался ребенок, и мама делала куклу (показ куклы пеленашки, как ее звали? Почему? (ответы детей). Пеленашка – кукла - младенец.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

- А вы хотите иметь куколку – оберег?

Тогда делу время, потехе час!

Не зря так говорят у нас.

Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Я хочу познакомить вас еще с одной куклой Бессоницей.

Сегодня мы с вами продолжим учиться делать себе куколок.

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что

народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь».

Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз,

Закрывая ладошку и вновь

поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук

Из стороны в сторону —

слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая – для туловища и головы, лоскут для сарафана, синтепон.

-Складываем квадрат по диагонали.

-Завязываем узелки на левом и правом уголках.

-Вкладываем внутрь в центр комочек синтепона и скручиваем. Завязываем одним из широких углов (или ниткой).

-Укладываем полученную фигуру на цветной лоскут.

-Берем левый угол и затягиваем вокруг головы под левую руку.

-Проделываем тоже самое, но с правым углом.

-Завязываем узелком.

Потрудились мы не зря.

Вышла кукла хоть куда.

Будет кукла помогать

Маме деточку качать.

Будет кукла утешать,

Будут детки крепко спать.

-Чему вы научились сегодня?

- Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги).

- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе по проекту «Секреты бабушкиного сундука»Фотоотчет о работе по проекту «Секреты бабушкиного сундука» Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения народной культуры. Предмет исследования: предметы.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Итоговое мероприятие тематической недели «Секреты бабушкиного сундука»«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Итоговое мероприятие тематической недели «Секреты бабушкиного сундука» В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно – нравственного поведения. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты,.

Конспект НОД «Секреты дружбы» План-конспект непосредственно организованной деятельности Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Раздел: «Коммуникативное.

Конспект занятия по окружающему миру «Секреты истории бабушкиного сундука» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПРОЕКТУ «БАБУШКИН СУНДУК» Тема: «Секреты истории бабушкиного сундука» Цель: познакомить.

Конспект занятия в первой младшей группе «Сказки из бабушкиного сундучка» Цель: Закрепить знание сказок, форму и цвет предмета, количество «один – много» Задачи: Развивать умение читать стихи, упражнять в правильном.

Методическая разработка «Мода из бабушкиного сундука»Методическая разработка «Мода из бабушкиного сундука» В Приобщении детей к истокам народной культуры очень важно познакомить детей с историей народного костюма. Дети должны знать какую одежду.

Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундука» Педагогический проект «Секреты бабушкиного сундука». Тематическая неделя в детском саду: «Шапка-невидимка и Сапоги-скороходы» Подготовительная.

Перспективный план кружковой работы по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Из бабушкиного сундука» СЕНТЯБРЬ. Занятие 1. Тема «У бабушки в деревне» П. С. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Помочь детям понять.

Перспективный план кружковой работы по патриотическому воспитанию для детей старшей группы «Из бабушкиного сундука» СЕНТЯБРЬ. Занятие 1. Тема «У бабушки в деревне» П. С. Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Помочь детям понять.

Конспект занятия «Весенние секреты» (2 младшая группа) Весенние секреты Цели: - продолжать расширять представления о жизни диких животных весной; - учить узнавать, и называть дикое животное.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука»
Опубликовано: 27 июня 2015 в 21:56
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

18 августа. День поделок из семян на МААМ

«Все начинается с семени!» – это высказывание подходит не только для ботаники, но и для педагогики. Детский сад недаром называется садом. У воспитателя, как и у садовника, одна задача – обеспечить...

Лэпбук «Все самое интересное о железной дороге»
Предоставляю вашему вниманию Лэпбук на тему: "Все самое интересное о железной дороге" Это...
Фотоотчёт о коллективной рельефной лепке «Наш садик любимый, до свидания!» в...
Детский сад, детский сад . Почему так говорят? Мы ведь не осинки, Мы ведь не рябинки. Вовы, Клавы, Мишеньки - Это же не вишенки! Детский сад,...
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Коллективный труд...
«Коллективный труд по пересадке растений» Цель: учить детей определять растения, которым тесен горшок. Знакомить с агротехникой пересадки, подобрать нужный...