МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «История возникновения кукол — оберегов»

Оксана Федоренко
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «История возникновения кукол — оберегов»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "История возникновения кукол - оберегов"

Цель: научить детей делать тряпичную куклу - мотанку.

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;

2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему „История возникновения кукол — оберегов“» размещена в разделах

3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.

Материал :сундук; современные куклы; куклы- обереги, три круга разных диаметров из ткани, треугольный ситец (платок, прямоугольник белого ситца, нитки (белого цвета, вата, ножницы (можно только для воспитателя).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в далёкое прошлое.

Но сначала давайте посмотрим, что это такое? (вос-ль показывает сундук)

(Ответы детей).

Воспитатель: Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что все это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь –

Будет спать день, и два, и даже пять. (кукла)

Воспитатель: Молодцы, правильно, это кукла. (вос-ль из сундука красивую современную куклу)

Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?

(Ответы детей).

Воспитатель: А у вас есть куклы?

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы. ( вос-ль достает куклы: тряпичные и соломенные)

Скажите, а такие куклы у вас есть?

Как вы думаете, из чего они сделаны?

Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Она безлика. Повторите: безлика.

Что это означает? (Ответы детей.)

Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмасса, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол, эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Куклы делились на 3 группы : обрядовые, игровые, куклы – обереги.

На миусской земле издревле жили казаки. Миусские казаки были очень суеверны и поэтому в их домах поселялись куклы- берегини, которые защищали их от недоброго глаза, всякой нечисти и злых сил. Женщины занимались рукоделиеем и мастерили кукол - берегинь сами. Они изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит подручный материал? (Ответы детей.)

Ребята, обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.

Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой.

В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».

«Неразлучников» дарили на свадьбу молодым, этих кукол ещё называли свадебными.

Ещё есть куклы – хозяюшки с монеткой внутри для достатка в доме.

Были и обереги на каждое время суток. Они назывались день и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещали светлого, ночью – темного.

Была ещё кукла – Колокольчик. Эта кукла приносила добрые вести.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, клала в колыбель магическую колыбельную куклу Бессоницу.

А вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем? Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.

На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Раньше, давным-давно когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок. Давайте мы с вами отдохнем.

Игровое упражнение «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась кукла - берегиня.

Ребята, а как вы думаете, что означает кукла- берегиня?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

Ребята, берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Берегиня должна была оберегать всех домочадцев от болезней, напастей и злых духов.

А сейчас давайте вместе с вами изготовим куклу – берегиню, которая называется «Мотанка».

Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.

Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть вата, ниточки – не растеряйте их, треугольник и кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.

Ребята, эта кукла называется мотанка. Показывает куклу - мотанку.

Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встали и выйдите из-за стола.

Физминутка:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы узлы вязать

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кукол наряжать!

Воспитатель: Ребята, сейчас берем вату и катаем плотный шарик. Возьмите самый большой круг. Шарик кладем в центр тканевого круга с изнаночной стороны. Это будет голова нашей куклы мотанки. Теперь сожмите в кулак, образуя шар и замотаем ниткой. Расправляем ткань — это будет первый слой платья тряпичной куклы.

Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.

И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.

Теперь, ребята, возьмите белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц.

А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем. И вот наша кукла готова.

Воспитатель: Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?

Дети: Кукла-мотанка.

Воспитатель: А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)А что вы будете с ней делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь у вас будут собственные куклы- берегини.

Публикации по теме:

Конспект занятия «История возникновения мяча и игры с мячом» "История возникновения мяча и игры с мячом" Программное содержание: - познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением.

Конспект познавательного занятия по развитию речи «История возникновения новогодних атрибутов» Конспект познавательно занятия по развитию речи: «История возникновения новогодних атрибутов» Цель: Познакомить с историей возникновения.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «История возникновения венецианской маски» Интегрированное занятие в подготовительной группе «История возникновения венецианской маски» Цель: Познакомить с венецианскими масками,.

«История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Что за игра – шахматы? Сказка про великого царя и про появление шахмат.» Цели и задачи:.

Фотоотчет о выставке кукол-обереговФотоотчет о выставке кукол-оберегов Создание обрядовой куклы с детьми в группе - фото отчет. Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ. В стародавние времена.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: «Зимующие птицы» Цели:Коррекционно-обучающие: - закрепление представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках; актуализация словаря по данной теме.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Подарок для папы» Цель занятия: Выполнять ко Дню Защитников Отечества орден в технике пластилинографии. Задачи занятия: 1. Закрепить знания о Дне Защитников.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Весна!» «Весна!» Цель: 1. Закрепить знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях; 2. Углубить представления о сезонных изменений.

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения города Ишима» Тема: «История возникновения города Ишима» Цель: Научить детей способам исследования: находить проблему, ставить цель, обобщать. Задачи:.

Конспект занятия «История возникновения посуды» История возникновения посуды. Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о посуде. Давайте рассмотрим какая бывает посуда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «История возникновения кукол — оберегов»
Опубликовано: 3 апреля 2017 в 19:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД