Любовь Викторовна
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-обучающие:
- закрепление представлений о зимующих птицах, их образе жизни и повадках; актуализация словаря по данной теме.
- формирование навыка составления описательных рассказов.
- обучение образованию сложных прилагательных, состоящих из двух основ.
Коррекционно – развивающие:
- развитие связной речи, умения отвечать на вопросы полным ответом.
- развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему: „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- развитие общей и мелкой моторики.
- совершенствование навыков чтения.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитания бережного отношения к природе, желание помогать птицам.
- расширение кругозора.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением зимующих птиц; схемы; коврографы; буквы; детали ковролина для выкладывания птиц, деревьев.
Предшествующая работа:
Чтение Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»;
Дидактические упражнения: «Узнай по описанию», «Подбери слово», «Кто как кричит?», «Чьи перья?», «Рассмотри и назови»; заучивание загадок.
Ход занятия.
Предлагаю детям подойти к своим стульчикам: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение».
- у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая,
- у снегиря грудка красная, поэтому его называют… (красногрудый,
- у сороки длинный хвост, поэтому ее называют… (длиннохвостая,
- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый,
- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая,
- у вороны черные крылья, поэтому ее называют (чернокрылая,
- у дятла красная голова, поэтому его называют (красноголовый,
- у синицы желтое брюшко, поэтому ее называют (желтобрюхая,
- у глухаря красные брови, поэтому его называют (краснобровый,
- у галки черная голова, поэтому ее называют (черноголовая).
А сейчас отгадайте загадку: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка!
Тряхнет перинки- над миром пушинки». (зима).
Правильно. Зимой становится холодно, все засыпано снегом и птицы, чтобы не погибнуть, улетают от нас в теплые края. Скажите, пожалуйста, все птицы от нас улетают? (нет).
А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие). Давайте сегодня и поговорим о них. Мы будем с вами составлять рассказы о птицах вот по этому плану. (На доске выкладываю картинки плана).
Послушайте загадку, отгадав ее, вы узнаете о какой птице мы будем составлять рассказ:
«Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит?».
О ком эта загадка? (о дятле). Кто хочет рассказать про дятла?
Показываю иллюстрацию и вызываю ребенка для составления рассказа – описания.
Послушайте следующую загадку:
«Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло». (сова).
Вызываю двух детей для рассказа – описания.
«В честь каких птиц людей называют глухими тетерями?». (глухарь). Вызываю ребенка для описания.
«Пение какой птицы похоже на звучание музыкального инструмента?» (свиристель). Вызываю ребенка для описания. Каждое описание сопровождается показом иллюстраций.
А теперь вспомним об интересных особенностях других птиц. Показываю иллюстрации сороки, вороны, щегла, поползня. (ответы детей).
А сейчас давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Выкладываю иллюстрации с изображением:
- воробья, вороны, синицы, глухаря;
- снегиря, сороки, синицы, совы;
- синицы, воробья, снегиря, дятла.
Дети находят лишнюю птицу и объясняют свой выбор. Птицам холодно и голодно зимой. Как мы можем им помочь? (подкормить). Давайте угостим птиц. Выставляю на доске иллюстрации воробья, синицы, снегиря, голубя и картинки с изображением хлебных крошек, сала, рябины, семечек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают нужный корм и прикрепляют магнитом к птице, сопровождая свои действия словами: «Угощу воробья хлебными крошками и т. д.»
Ребята, вы, наверное, помните загадки о зимующих птицах. Давайте загадаем их нашим гостям. Дети загадывают.
А теперь давайте отдохнем, предлагаю детям выти на ковер, провожу физкультминутку:
Вот на ветке, посмотри (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Руками показывают грудку)
Распустили перышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)
Головой вертят (повороты головой влево – вправо – 2р)
Улететь хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по ковру, продолжая взмахивать руками, как крыльями)
Предлагаю еще одну физминутку:
Сегодня из мокрого снежного кома (Дети выполняют круговые движения руками)
Мы бабу лепили у нашего дома. (Вертикальные круговые движения руками)
Стоит наша баба у самых ворот: (Поставив руки на пояс, дети делают повороты в стороны)
«Никто не проедет, никто не пройдет!» (Дети грозят пальцем)
Знакома она уже всей детворе. (Дети стоят в кругу)
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
«А сейчас, ребята, мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Садитесь поудобнее. Вы помните, как нужно вести себя в лесу: не шуметь, не кричать, чтобы не испугать лесных обитателей». Дети садятся на ковер, читаю им сказку «Как сорока клеста судила» из метод. разработок Н. В. Нищевой. После чтения задаю детям вопросы:
- как называется сказка, в которой мы сегодня побывали?
- за что сорока собралась судить клеста?
- поддержали лесные птицы сороку?
- а с какими лесными птицами мы встретились в сказке?
- что вы узнали из сказки о жизни клестов?
«Очень хорошо. Молодцы. Вечером мы с вами нарисуем картинки к сказке и попробуем сыграть отрывок. А сейчас я предлагаю вам еще одно интересное задание».
Раскладываю на ковре буквы и предлагаю детям выложить названия птиц.
- Алине и Ане – сорока,
- Косте и Севе – сова,
- Кате и Марине – дятел,
- Аркаше и Ане – ворона,
- Саше и Наташе – аист.
Читаем названия птиц и говорим, кто из них лишний, объясняем выбор. Молодцы.
«Сейчас на край ковра встанет Сева, за Севой – Аня, перед Севой – Катя, между Катей и Севой - Алина и т. д.» Предлагаю детям пройти на свои места.
«Сейчас у нас будет самое интересное задание. Скажите, как называется птица, которую называют «лесным доктором». (дятел)
Вот сейчас на коврографах вы выложите по схеме дятла. Раздаю детям кусочки ковролина и детали. После того, как дети выложат дятла, предлагаю слева от дятла прикрепить ствол дерева, под дятлом – ветку, в левом нижнем углу – желтый листок, в правом нижнем углу – следы зверей. Задаю вопросы:
- где расположен ствол?
- где ветка?
- где листок?
- где следы? Чьи они?
В какой сказке мы сегодня побывали? О каких птицах эта сказка?
Чем мы занимались на занятии?
Мне очень понравилось, как вы занимались.
В ходе анализа работы детей отметить каждого ребенка. Спасибо.
В течение всего занятия обращать внимание на осанку детей.