Дарья Щербинина
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Вулканы Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вулканы Земли»
Задачи:
• Образовательные :
1. познакомить детей с понятиями «Вулкан», «Пористость», дать представление о происхождении и строении вулканов; познакомить с профессией «Вулканолог».
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами ;
• Развивающие:
Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования „Вулканы Земли“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей :
1. Познание
2. Коммуникация
3. Здоровье
4. Безопасность
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
2. Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
3. Технологии поисковой деятельности :
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
4. Здоровьесберегающие технологии:
• физикультминутка;
5. Мультимедийные технологии:
• показ презентации.
• видеописьмо
2. 4Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза, аэростат, пористая.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: глобус, гелиевые шары, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», пазлы «Камчатка».
Оборудование для экспериментирования :
• макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, сода, лимонная кислота, кофейная, чайная и столовая ложки;
• таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, салфетки.
Ход занятия
Дети под музыку проходят в зал.
В. : Добрый день, мои юные друзья, сегодня у нас с вами гости давайте их поприветствуем, подарим улыбки, чтобы у гостей сохранилось настроение на весь день. Настало время посмотреть нашу любимую телепередачу «Хочу все знать».
Видеописьмо от профессора:
- Здравствуйте ребята, мы начинаем телепередачу «Хочу все знать» и я профессор Дарья Владимировна готова ответить на любой ваш вопрос. В нашу студию пришло очень много писем и одно из них от ребят из детского сада «Сказка», которые просят рассказать нам все о вулканах.
На своем опыте я знаю, что дети очень любознательны, и я предлагаю им стать участниками экспедиции, и посмотреть на вулканы своими глазами. Ну что ж в путь, меня ждут дети.
Пока дети смотрят передачу воспитатель переодевается в профессора, и выходит с чемоданом.
В. : Здравствуйте, ребята, я сюда попала? Это здесь детский сад «Сказка»? Ребята, а вы меня узнали? Ну что готовы к приключениям, я предлагаю, совершить вам увлекательное путешествие на таинственный и загадочный полуостров, где мы превратимся в настоящих исследователей тайн и загадок Земли.
В. : А сейчас мы проведем посвящение в участников научной экспедиции. Участник нашей экспедиции Сережа. Я приглашаю в экспедицию Настю. И так всех детей.
В. : Ребята, какими чертами характера должен обладать путешественник?
Д: Отважный, смелый, решительный, умный, добрый.
В. : Чтобы отправиться в научную экспедицию, надо проверить наши знания.
У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …
(Глобус.)
В. : А что такое глобус? Кто знает? Правильно, глобус эта маленькая модель земли. На глобусе, так же как и на карте, изображены реки, моря, океаны, суша, горы, разными цветами. Давайте рассмотрим его и вспомним, каким цветом изображены реки, моря, океаны.
Д. : Синим.
В. : Суша? Горы?
Д. : Зеленым, желтым, коричневым.
В. : Ребята, что такое горы?
Д. : Это высокие холмы.
В. : Из чего состоят горы?
Д. : Из камней.
В. : Все вы зимой катаетесь с ледяной горки. А можно ли ледяную горку назвать горой? Почему?
Ответы детей.
В. : Правильно, потому что горы состоят из камней, а ледяная горка – только изо льда. Горы бывают очень высокими. А вы хотите увидеть настоящие горы?
В. : Куда же мы поедем? Как же нам найти дорогу, что нам поможет. А поможет нам карта, где – то она у меня здесь была. Открывает чемодан и ищет карту.
В. : Ой, а карта то рассыпалась вся на части. Помогите мне собрать ее, пожалуйста. А приклеивать мы ее будем на мольберт. Молодцы! Может кто – то может прочитать, куда мы отправимся?
Д: Камчатка
В: Мы отправимся с вами на полуостров Камчатка. Посмотрите вот она Камчатка, омыта водой, отметим флажком. Я так к вам торопилась, что все оставила в телестудии. Помогите собраться в научную экспедицию. Посмотрите внимательно, что нам нужно взять для своей научной экспедиции. Я предлагаю каждому взять по одному необходимому предмету (Карта, компас, лупа, фотоаппарат, телефон, тетрадь и ручка, еда, аптечка, лопата).
Основная часть
В. : Ну что собираемся в путь? На чем же туда можно отправимся? Ваши предложения. (Дети предлагают свои варианты ответов).
В. : Да, многие путешествуют на кораблях, автомобиля, самолета. Но самые смелые и храбрые путешественники путешествуют на воздушном шаре Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и отправиться в путешествие на воздушном шаре.
В. : Занимайте свои места в нашем аэростате, мы отправляемся в путь, пристегнулись. Дети смотрите внимательно ничего не пропустите. Я предлагаю зафиксировать время нашего полета в нашем научном журнале. Какой сегодня день недели, месяц, время года, год? Молодцы! (Шум ветра, показ слайдов вулканы земли).
В. : Какая красота, мы пролетаем над Италией, где находятся знаменитые вулканы Везувий и Этна. А сейчас мы летим над Индонезией, над вулканом Кракатау. А вот извержение вулкана Суфриер на острове Монтсеррат. Чувствуете, что-то стало холоднее. А вот и он полуостров Камчатка, со своим знаменитым вулканов Ключевская сопка – это самый высокий вулкан на территории России.
В. : Вот мы и приземлились на полуостров Камчатку,
В. : Садитесь ребята, и внимательно послушайте.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной кидаться.
Старый добрый великан –
Это дедушка (Вулкан)
В. : А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются». Как называют эти горы (Слайд 1.)
Д. : Вулканами.
В. : Самый большой вулкан находиться у нас в стране, и называют его Ключевская сопка. (Слайд 2).
В. : Есть ребята живые вулканы (действующие, есть спящие. А также вулканы бывают наземные и подводные. (Слайд 3). Живые вулканы извергаются. Они часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, изливают водопады расплавленного камня. (Слайд 4). Натрудившись, наработавшись, эти вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называются спящими. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. (Слайд 5). Есть такая профессия вулканолог, эти люди занимаются изучением вулканов. (Сслайд 6).
Я предлагаю отправиться дальше в путь.
Физкультминутка:
По дорожке мы шагали
И ворон мы не считали,
Смело, мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
В. : Ну вот мы с вами и пришли в нашу научную лабораторию «Интересных открытий» где мы будем проводить эксперименты. У всех научных сотрудников есть своя одежда, я вас попрошу надеть халаты. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
В. : Ребята посмотрите, на что это похоже? Правильно, на вулкан. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус). Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая пасть – это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
В. : Ребята вы хотите увидеть извержение вулкана Предлагаю провести эксперимент как извергается вулкан!
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
В. : ребята первый опыт проведу я сама, а вы мне поможете. Для первого опыта мне понадобиться три чайных ложки волшебной смеси, две чайных ложки чудо порошка, а чтобы наш вулкан заработал, добавлю огненную жидкость.
- Что же произошло? Вулкан из себя извергает лаву Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Вулканы называют «огнедышащими горами». Они опасны для жизни людей.
В. : А сейчас Вам предстоит очень интересная и ответственная работа. Но для начала подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.
Посчитаем мы сейчас,
Где вулканы есть у нас?
Через Запад на Восток
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Минералы здесь нашли.
Все собрали и пошли
Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.
В. : Ребята! Вот внизу под вулканом мы видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Возьмем лупы и рассмотрим ее поближе. Какая она пемза? Какого она цвета?
Дети: Она серого цвета, с дырочками.
В. : Ребята, поверхность, которая покрыта дырочками, называют пористой. Индивидуальная работа.
В. : А что еще у вас есть на столах, давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в емкость с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему пемза не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом. Значит пемза легкая, а камень тяжелый.
Заключительная часть
В: На Камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Давайте еще раз полюбуемся красотой этого края. (Показ слайдов Камчатки). Прошу занимайте места на нашем воздушном шаре. Пристегнулись. А пока мы с вами летим обратно в наш детский сад, чтобы не было скучно предлагаю поиграть в игру, где за правильные ответы вы будете получать медали.
На каком полуострове мы побывали?
Что необычного есть на Камчатке?
Что извергается из вулкана?
Как называют людей, занимающихся изучением вулканов? Молодцы!
В. : Как незаметно пролетело время. Как вам наше путешествие? На память о нашем путешествии я хочу вам подарить книгу о вулканах земли, которая будет напоминать о нашей научной экспедиции. А я с вами прощаюсь, но вы не забывайте писать мне письма на программу. А я с удовольствием буду на них отвечать. До свидание!