Альфия Воробей
Применение арттерапии для социализации ребенка. Конспект интегрированной НОД в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Применение арттерапии для социализации ребенка»
Цель: Социализация ребенка дошкольного возраста ….
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать социальную компетентность детей, проявляющуюся в ориентировке ребенка в человеческих отношениях ( в различных эмоциональных состояниях окружающих: ликование, уныние, ужас).
Публикация «Применение арттерапии для социализации ребенка, Конспект интегрированной НОД в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
2. Активизировать в речи значение слов: цветик-семицветик, страх, беспокойство.
3. Ввести в словарь детей слова, обозначающие названия чувств: уныние, сожаление, ликование, ужас.
4. Учить детей отражать в рисунке свои чувства.
5. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением, согласовывая слова в речи.
Развивающие:
1. 4. Развивать память, внимание, воображение, мышление.
2. Закрепить с детьми чувства: радость, обида, страх, огорчение, беспокойство.
Воспитательные:
1. Воспитывать способность понимать эмоциональное состояние человека
Интеграция областей : «Познание» - формирование целостной картины мира; «Коммуникация» - развитие связной речи; «Здоровье» - физкультминутки, развитие моторики; «Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности детей; «Чтение художественной литературы» - приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия). «Социализация» - развитие чувства общности в группе и навыков сотрудничества; формирования умения представлять окружающим свою деятельность.
Оборудование: Фотографии детей с различными чувствами, пиктограммы, «волшебный цветок» (самоделка, ватман (1/2 листа, стаканчики для воды, кисти, акварель, салфетки.
Предварительная работа:
1. Чтение произведения В. Катаева «Цветик-семицветик».
2. Рисование на тему «Волшебный цветок».
3. Знакомство с чувствами через игры-этюды: «Удивление», «Круглые глаза», «Новая
кукла», «Соленый огурец», «Собака лает и хватает за пятку», «Робкий ребенок».
Содержание организационной деятельности
Вводная часть
I. Организационная часть: приветствие.
(Дети входят в группу. На мольберте расположены портреты детей с различными выражениями чувств (гнев, обида, радость, злость, страх, недовольство).
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите на эти фотографии. Как вы думаете, что выражают эти лица?
Дети: наши чувства, …
Педагог-психолог: Правильно, лица детей выражают чувства. Что вы испытываете, когда видите вот эту фотографию?
Дети: испытываем радость…
Педагог-психолог: А вот эту? Что происходит с этим мальчиком?
Дети: он испугался, кричит…
Педагог-психолог: А как можно сказать по-другому? Аня, а ты как думаешь?
Дети: он громко кричит, боится…
Педагог-психолог: Да, ребята, этот мальчик сильно испугался, а по-другому можно сказать, что у него возникло чувство ужаса.
Педагог-психолог: Обратите внимание вот на эту фотографию. Что происходит с этой девочкой?
Дети: она удивляется…
Педагог-психолог: Давайте найдем это чувство на наших пиктограммах.
(дети находят необходимые пиктограммы и показывают)
Педагог-психолог: А вам приходилось когда-либо удивляться? Когда?
Дети: да (дети по желанию рассказывают о своей истории).
Педагог-психолог: Сейчас мы попробуем изобразить это чувство.
(дети изображают чувство удивления)
Педагог-психолог: Молодцы, у всех хорошо получилось!
Игра средней подвижности: «Лишний стул» :
(детям предлагается сесть на стульчики в кружок.)
Педагог-психолог: Мы с вами вспомнили разные чувства, давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Лишний стул». Вот мне сейчас не хватило стула, тогда я буду ведущей и начну игру. Правила игры таковы: «Ведущий называет любое чувство, а все остальные, которые хоть раз испытывали это чувство, меняются местами. Тот, кому не достанется стул, становится ведущим и сам называет любое другое чувство». Приготовились, слушаем внимательно. Меняются местами те, кто испытывал чувство радости.
(дети меняются местами)
Педагог-психолог: А теперь изобразим чувство радости… Молодцы! Саша, сейчас ты называешь чувство.
(девочка называет, игра продолжается 3-4 раза)
Педагог-психолог: Ребята, какие чувства мы с вами изображали?
Дети: радости, страха, удивления…
Педагог-психолог: Давайте сейчас закроем все глаза. (В это время включается фонограмма «волшебные слова», которые говорила девочка Женя.) Ребята, вы узнали, что это за сказка? Отвечаем полным предложением.
Дети: это сказка «Цветик-семицветик»…
Педагог-психолог: А как звали главную героиню сказки?
Дети: главную героиню сказки звали Женей…
Педагог-психолог: Что подарила бабушка Жене?
Дети: волшебный цветок…
Педагог-психолог: Скажите, а почему его так назвали – цветик-семицветик?
Дети: потому что он цветной, разные цвета…
Педагог-психолог: А еще кто как думает?
(ответы детей)
Педагог-психолог: Да, действительно, цветиком-семицветиком его назвали потому, что у него семь лепестков разного цвета. А еще он может исполнять любые желания! Женя оторвала лепесток от волшебного цветка и очутилась дома. Что она захотела сделать с цветком?
Дети: она захотела поставить цветок в вазу…
Педагог-психолог: Что случилось с вазой?
Дети: она разбилась…
Педагог-психолог: Как вы думаете, какие чувства испытала Женя, когда разбилась ваза?
Дети: она испытала чувство страха, испугалась, что ее накажут…
Педагог-психолог: Чья была ваза?
Дети: ваза была мамина…
Педагог-психолог: Одним лепестком, как по волшебству, ваза стала такой, какой была? Какие чувства возникли у Жени в этот момент?
Дети: чувства радости…
Педагог-психолог: Вышла Женя во двор и увидела мальчиков. Чем они занимались? Куда собирались?
Дети: строили из досок полюс, собирались на Северный полюс…
Педагог-психолог: Они взяли Женю?
Дети: нет…
Педагог-психолог: Что испытала Женя? Какие чувства возникли?
Дети: чувство обиды, огорчения…
Педагог-психолог: Очутилась Женя на Северном полюсе, а там мороз –50 С, и вдруг выходят белые медведи, один другого страшнее. Что Женя почувствовала в этот момент?
Дети: Женя испугалась, ей стало страшно…
Педагог-психолог: Что произошло дальше?
Дети: она оторвала лепесток, сказала волшебные слова и оказалась дома…
Педагог-психолог: Когда у Жени остался один лепесток, какие желания возникли (появились) у Жени?
Дети: Женя захотела кучу конфет, мороженого, сходить в цирк…
Педагог-психолог: Женя перебирала желания и вдруг она увидела мальчика. Кто помнит, как его звали?
Дети: Витя…
Педагог-психолог: Его звали Витя. Женя предложила ему поиграть с ней в салки, а Вите в эту игру играть не смог, почему?
Дети: у него болела нога…
Педагог-психолог: Как поступила Женя в эту минуту?
Дети: Женя оторвала лепесток, сказала волшебные слова и Витя выздоровел…
Проводится физминутка : (дети стоят в кругу)
Педагог-психолог: По очереди загибаем пальчики на правой руке, потом ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики на левой руке, на последние строчки – машем пальчиками обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень…чистые!
II. Продуктивная деятельность:
Педагог-психолог: Ребята, мы с вами вспомнили почти все желания, которые загадывала Женя, поговорили о тех чувствах, которые она испытывала. А сейчас мы с вами станем художниками, и будем изображать свои чувства на бумаге. Для этого мы расстелим наш «волшебный стол», возьмем все необходимое для рисования: воду, акварель, кисточки, салфетки.
Дети раскладывают подготовленный материал для рисования.
Педагог-психолог: Перед тем, как приступить к работе, не забудьте подготовить акварель, смочить все краски водой. Аккуратно набираем воду кисточкой и стряхиваем ее в краски.
Дети подготавливают акварель к работе.
Педагог-психолог: Вы готовы? Сейчас у нас будет необычное рисование. Мы будем дарить чувства друг другу. Листы будут передаваться по команде (хлопки). К каждому из вас вернется ваш рисунок с подарками чувств от других детей.
Педагог-психолог: Сережа, что ты хочешь изобразить? Какие цвета будешь использовать?
(ответы детей)
Приготовились, приступили к работе.
По команде листы передаются по кругу. После 3-4 передачи рисунков, процесс рисование продолжается до тех пор, пока листы вернуться к первоначальному автору.
Педагог-психолог: Узнаете свой лист? Что появилось нового в вашем рисунке? Понравились ли вам подарки ваших друзей?
(ответы детей)
III. Заключительная часть:
Педагог-психолог: Молодцы, ребята, все постарались! А пока вы рисовали чувства, у нас в группе расцвел волшебный цветок. Ребята, а вы хотите загадать желание?
Дети: да…
Педагог-психолог: Каждый сейчас оторвет по одному лепестку и загадает свое желание молча (про себя). Загадали? Давайте проговорим только волшебные слова: «Лети-лети лепесток, через север на восток, через запад, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, будь по моему вели…» Набрали побольше воздуха через нос и подуем на лепесток ротиком долго-долго. Лепесточки далеко не улетели, давайте возьмем их на память, а желания, которые вы загадали, я думаю, они обязательно исполнятся, только нужно очень-очень этого захотеть.