Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей «Беседа о дятле»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной деятельности детей.
1. Чтение детям.
Загадки про дятла. Стихи. Рассказ Е. Чарушина «Дятел».
2. Связная речь
Рассказывание по картинке. Рассказ-описание.
3. Звуковая культура речи.
Имитация голосов лесных птиц: кукушки, совы, дятла. Интонирование речи. Дикция.
Закрепление изолированного произношения звуков: «Д - ДЬ». Звуковые игры: «Дятел кричит: Д-Д-Д – коротко, звонко, большим ртом; маленький дятел - птенец кричит маленьким ртом: ДЬ-ДЬ-ДЬ».
Публикация «Конспект интегрированной НОД по развитию речи детей „Беседа о дятле“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дятел. Все о дятлах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Введение в грамоту. Обследование печатной буквы «Д». Идентификация звуков и знаков. Показ знаков на таблице Н. Зайцева.
Услышать и выделить голосом звуки «Д-Д-Д» и «ДЬ-ДЬ-ДЬ».
5. Словарь детей.
Предметный, глагольный, сенсорный словарь. Названия птиц и частей их тела, действий, качеств и признаков.
Стимульный материал: предметные картинки лесных птиц, крупное контурное изображение дятла, макет кормушки с плоскостными птицами.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
И лесные птицы
Дятлы и синицы!
(Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх,
Поднятыми руками помахать,
Присесть и показать какой маленький дубок,
Руки развести в стороны).
2. Образно-игровое развитие
В лес по тропке длинной
Мы опять спешим,
Я буду Мамой – птицей,
А птенчиками – вы!
3. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
- Помашите крылышками, почистите пёрышки, и полетим вместе в лес густой и дремучий. А кто тут на дереве сидит?
Воспитатель читает детям стихи Сергея Козлова «Что за птица»
Что за птица?
К нам на первую страницу
Прилетела и сидит;
Острым клювом
Спозаранку,
Будто делает зарядку,
Наше дерево долбит?
Зачем птица прилетела?
Всё стучишь и не поёшь?
На рассвете
То и дело
Спать ребятам не даёшь?
Вот зачем я прилетела:
Песни петь — не наше дело,
Вот сижу себе, стучу!
Вам же станет
Очень скучно,
Если вдруг я замолчу
И умолкла,
Но с утра
Снова сыплется кора,
Снова тот же слышен стук:
«Тук, тук-тук.
Тук-тук.
Тук-тук.»
Это ты опять, приятель?
— Кто ж ещё? — ответил Дятел
Е. Чарушин «Дятел»
Кто это барабанит в лесу так громко? Что это за барабанщик такой? Да вот он – пёстрый и шапка красная. Прилетел на сосну, когтями в кору вцепился, хвостом снизу подпёрся, прыг - прыг по стволу вверх. Нашёл местечко, где под корой червяк, снова застукал клювом – тр-ррр, тр-ррр, тр-ррр… Съел червяка, улетел подальше, опять кору подолбил – тр-ррр, - улетел совсем далеко, еле его и слышно – тр-ррр… Будто в барабан барабанщик барабанит. Да только я теперь знаю, что это не барабанщик, а птица дятел.
-Дятел сел на дерево и занялся своим делом: лечит дерево, вытаскивает язычком из дырочек ствола дерева вредных жучков – короедов.
-Рассмотрим дятла. За ствол дерева он держится сильными лапками, с острыми коготками. А коротким хвостиком он упирается в ствол. Сам дятел пёстрый, головка круглая, шапочка на голове красная. Острым клювом он стучит по дереву, а длинным языком вытаскивает разных жуков и червяков из-под коры. Это полезная птичка. Птица – доктор. Он лечит деревья в лесу от вредных насекомых.
Дятел - врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.
Потом воспитатель беседует с детьми, выясняет, понятен ли основной смысл картинки (дятел добывает корм из ствола дерева).
Физкультурная минутка с элементами логоритмики "Маленькие птички"
Дети встают в круг на ковре.
- А сейчас я предлагаю отдохнуть:
Маленькие птички,
Птички-невелички
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там уютно и тепло.
(Складывают ладошки;
Бегут по кругу, машут крыльями;
Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;
Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо).
4. Организация деятельности по отработке способов действий.
Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений.
Выставляется контурное изображение дятла.
- Мои маленькие птенчики, давайте расскажем о дятле всем лесным жителям, чтобы они тоже узнавали эту полезную птицу. А поможет нам в этом нарисованная мною картинка (контурное изображение дятла фломастерами разного цвета).
Рассматривается контурное изображение:
- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.
- Давайте повторим: дятел небольшой.
- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.
- Давайте повторим: хвост короткий.
- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.
- Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.
- Крылья, какие по длине? - Короткие.
- Давайте повторим: крылья короткие.
- Голова, какая по форме? - Круглая.
- Давайте повторим: голова круглая.
- Клюв, какой? - Острый, крепкий.
- Давайте повторим: клюв острый, крепкий.
- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.
- Давайте повторим: оперенье пестрое.
- На голове что есть? - Красная шапочка.
- А теперь давайте повторим весь рассказ:
Дятел: небольшой. Хвост: короткий. Лапы: сильные, цепкие. Крылья: короткие. Голова: круглая. Клюв: острый, крепкий. Оперенье: пестрое. На голове есть: красная шапочка.
Пальчиковая гимнастика "Птицы на кормушке".
Дети выполняют, стоя у столов. Один ребенок показывает пальчики всем.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем:
Одна синица, воробей,
Один голубь, соловей,
Дятел в пестрых перышках -
Всем хватило зернышек!
Повторяется 2 раза.
Затем пропеть звуки «Д» и «ДЬ», «Т» и «ТЬ» твёрдо и мягко, тихо и громко. Игра «Где звучит?» Воспитатель со звуковой игрушкой поочерёдно прячется в разных концах группы. Дети отгадывают. Дети находят спрятанные буквы «Д» и «Т», обследуют пальчиком, называют их и приносят к птицам на кормушке. Показывают их птицам.
5. Обратное превращение.
6. Оценка хода и результата игры.