Нина Кайгородова
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием коррекционных логопедических игр
Тема: Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах, предложениях. Звук и буква.
Цели:
Образовательные:
• Закрепление понятий: звук, слог, слово;
Публикация «Конспект итогового подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• Развитие связной речи: составление простого предложения с использованием предлогов за, перед, между.
Развивающие:
• Закрепление произношения звука [Л] в слогах, словах, предложениях;
• Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа;
• Развитие пространственной ориентировки;
• Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
• Воспитание контроля за правильностью своей речи.
• Воспитание усидчивости и взаимовыручки.
Оборудование:
- профиль для звука Л,
- игрушка-пароход,
- муляжи предметов,
- банк предметных картинок,
- фишки, обозначающие согласные звуки.
- счётные палочки, обозначающие слова.
Ход занятия:
Этапы
1. Организационный момент.
- Ребята, вы научились чётко произносить звук [Л]. Какие звуковые сигналы производят морские суда: корабли, теплоходы? (ы-л-л-л). Да, именно эти упражнения помогали нам в работе.
2. Анализ артикуляции.
- Найдите профиль для звука [Л] и объясните, как работают органы речевого аппарата при произнесении этого звука.
3. Закрепление произнесения звука [Л] в с логах. Повторение за логопедом по цепочке.
а). с ударением на первом слоге:
ЛА-ЛА ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЭ-ЛА ЛЫ-ЛА
Б). с ударением на втором слоге:
ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛА-ЛУ ЛА-ЛЭ ЛА-ЛЫ
4. Сюрпризный момент.
Забегает ребё нок в костюме птицы:
- Я альбатрос, я письмо вам принёс, СОС! СОС! СОС!».
Логопед.
- Давайте посмотрим, от кого письмо и кто нуждается в помощи (читает письмо)
«Ребята, помогите! Просит вас о помощи капитан судна. Все мои матросы заболели, груз лежит на берегу, а в нём очень нуждаются люди».
- Что ж, ребята, поможем капитану перевезти груз на другой берег реки?
5. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа.
Подвижная игра.
На берегу воображаемой реки (ковровая дорожка на полу) лежат муляжи предметов (лопата, пила, лавка, ложка, молоток, яблоко, платье, стол, стул, пенал, у берега стоит судно. При перевозке предмета на другой берег, каждый ребёнок выполняет трё хступенчатое задание:
1. Гудит, как пароход (ы-л-л-л) в начале, середине или в конце пути (в зависимости от того, какой предмет везёт). Называет место звука в слове (начало, середину, конец).
2. На обратном пути «прошагивает» слово, деля его на слоги, чётко голосом выделяя каждый слог, более громко и длительно - ударный слог.
3. Объясняет, в какую стопку положил предмет (классификация предметов).
Пенал-л-л
- В слове пенал звук [Л] стоит в конце, слово имеет два слога, слог НАЛ – ударный. Пенал - это школьная принадлежность.
Мол-л-лоток
- В слове молоток звук [Л] стоит в середине, слово состоит из трёх слогов, ударный слог – ТОК. Молоток - это инструмент.
Логопед :
Поработали на славу,
Помогли мы капитану.
6. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
1. Составление простого предложения с использованием предлогов за, перед, между.
2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.
• Дети по просьбе логопеда раскладывают все муляжи, изображающие предметы, на столе в горизонтальной плоскости слева – направо (ложка, лопата, молоток, пила, лавка, яблоко, стул, стол, пенал, голубь, плащ платье, дятел, лампа).
• Логопед просит детей по очереди рассказать о местоположении какого-нибудь предмета.
Дидактическая игра «Что, где находится?»
Ты предмет нам укажи,
Где лежит, нам расскажи.
- Яблоко лежит между лавкой и стулом. Яблоко находится за лавкой, но перед стулом.
2. Аналогично раскладываются муляжи на столе в горизонтальной плоскости. Продолжается ряд в положении от детей.
- Лопата лежит за ложкой, но перед молотком. Лопата находится между ложкой и молотком.
7. Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой.
Упражнения «Кошка», «Насос».
8. Закрепление пройденного материала.
На столе счётные палочки, синие фишки, обозначающие звук [Л], банк предметных картинок.
1. Отбираются картинки, в названии которых есть звук [Л].
Поможет в этом дидактическая игра: «Какой предмет спрятался?».
На схеме изображены силуэты предметов, наложенных друг на друга (лопата, лодка, пила, стол, голубь, лампа).
Дети находят картинки, обозначающие данные предметы, соотносят их со схемой и называют слова, чётко проговаривая звук.
2. Характеристика звука. Логопед :
- Вспомним, ребята, как мы обозначаем звук [Л].
- Звук [Л] – твёрдый, поэтому мы обозначаем его синей фишкой (под цвет формы матроса). Так как он звонкий, то обозначаем его синей фишкой с «открытым ушком».
Обозначения звуков:
Гласный звук - красная фишка;
Согласный твёрдый, глухой – синяя фишка с закрытым «ушком» (у звука «ушко» заткнуто «ваткой», он ничего не слышит, поэтому он глухой);
Согласный твёрдый, звонкий – синяя фишка с открытым «ушком» (у звука из «ушка» «ватку» вынули, теперь он всё слышит - он звонкий);
Согласный мягкий, глухой – зелёная фишка с закрытым «ушком» (у звука «ушко» заткнуто «ваткой», он ничего не слышит, поэтому он глухой);
Согласный мягкий, звонкий – зелёная фишка с открытым «ушком» (у звука из «ушка» «ватку» вынули, теперь он всё слышит - он звонкий);
Логопед :
- Ребята, вы будете находить место звука [Л] в словах, обозначать это место фишкой (начало, середину или конец) и раскладывать картинки в стопочки соответственно.
Игра. «Прочти словечко».
Ты словечко прочитай,
А картиночку отдай.
Дети «читают» слово, ведя пальчиком вдоль счётной палочки. Останавливаются там, где слышат звук [Л], утрированно (долго) его произносят, затем «дочитывают» слово до конца. Ставят фишку над счётной палочкой (в начале, середине или конце палочки, над фишкой ставят букву Л и озвучивают свои действия.
Яблоко
- В слове яблоко звук [Л] стоит в середине, поставлю фишку в середине «слова», положу картинку в средний столбик (стопку).
Дети сами оценивают свою работу. Берут поощрительные призы (красные многоугольники – отличное выполнение задания, жёлтые – хорошее).
9. Итоги.
- Молодцы, ребята! Все задания выполнили.
- Какой звук был у нас в гостях?
- Хорошо ли работали, сейчас проверим. Кто больше заработал призов (подсчитывается количество призов у каждого ребёнка).