Юлия Тарасенко
Конспект итогового родительского собрания «Готовимся к школе вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе.
Тема: «Готовимся к школе вместе»
Цель: Познакомить родителей с понятием «Готовность ребенка к школе».
Рассказать о роли игры при подготовке ребёнка к школе.
Дать практические советы и рекомендации для преодоления страха перед школой.
Вызвать у родителей желание больше общаться, заниматьсяи играть со своими детьми.
Публикация «Конспект итогового родительского собрания „Готовимся к школе вместе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Итоговые родительские собрания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
План собрания :
1. Анализ результатов анкетирования родителей «Готовимся к школе».
2. Консультация для родителей «Готовность детей к школе».
3. Познавательно – речевое занятие с детьми.
4. Обсуждение ситуаций по теме.
5. Беседа по рекомендациям «Как преодолеть страх перед школой».
Предварительная работа:
-общее объявление о собрании
- приготовление пригласительных билетов детьми для родителей
- анкета для родителей «Готовимся к школе»
- кроссворд на школьную тематику на листе у каждого родителя
- оформить памятку «Как преодолеть страх перед школой» на ромашке
- для всех родителей приготовить памятки :
«Как преодолеть страх перед школой»
«Чтобы ребёнок успешно учился, необходимо»
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
«40 способов похвалить ребёнка»
«Мудрые советы»
Приложение:
- анкета для родителей «Готовимся к школе»
- кроссворд на школьную тематику
- памятки для родителей :
«Как преодолеть страх перед школой»
«Чтобы ребёнок успешно учился, необходимо»
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
«40 способов похвалить ребёнка»
«Мудрые советы»
Ход собрания:
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.
Столы расположены полукругом. Родители рассаживаются произвольно. У каждого на столе, анкеты и фломастер. На доске написано высказывание:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…»
Выступление воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на нашем собрании.
Сегодня мы пригласили Вас, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить детей к школе.
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребёнок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро он пойдёт в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасение и тревогу.
И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребё нка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Как сложится подготовка ребёнка к школе, во многом зависит от наших усилий.
Чтобы узнать ваше мнение о готовности вашего ребёнка к школе, мы провели анкету, результаты которой мы сейчас озвучим:
Результаты анкетирования:
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Таким образом, проанализировав результаты анкеты, мы обратили внимание на то, что вы дали большинство отрицательных ответов на вопросы, т. е. 70 % родителей не уверенны в готовности своего ребёнка к школе.
А что же означает понятие «готовность к школе»? (Ответы родителей).
Благодарю за ваши ответы, а теперь я предлагаю вашему вниманию такую ситуацию:
Обсуждение жизненной ситуации по теме:
-МоемуВаську уже шесть с половиной лет. Осенью в школу пойдёт. Не знаю, что делать, он у меня даже буквы не знает. Наверное, его пора учить.
-Да что вы? Зачем? А в школечто он будет делать? Учителя даже просят ни в коем случае ничему не учить ребёнка до школы.
-Вот видите,- возражает первая собеседница,- учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет, так он уже читает свободно, складывает и вычитает числа.
Кто же прав? Нужно ли учить читать и писать? Как готовить к школе?
(Дискуссия с родителями).
И так, что же является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят, в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Учёные выделяют два понятия готовности к школе : педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Так как, есть другая сторона готовности к школе – психологическая.
1. Первым условием успешного обучения в школе является наличие у ребёнка мотивации идти в школу. Часть детей хотят идти в школу желая получить новые знания, а другая часть детей хотят идти ради внешних атрибутов школьной жизни : портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. У тех и других детей присутствует стойкая положительная мотивация к обучению в школе. Ребёнок должен принять для себя новую позицию – позицию школьника. Но плохо когда у ребёнка вообще нет желания идти в школу. В этом случае нужно хорошо поработать, чтобы сформировать мотивацию, вызвать интерес к школе, уверенность в себе, помочь преодолеть страхи перед школой.
2. Вторым важным показателем готовности к школе является волевая готовность, т. е. умение произвольно управлять собой, умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
3. Третьим показателем готовности является интеллектуальная готовность, под этим понимается наличие достаточного уровня развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;
4. Четвёртый показатель – социальная готовность. Она предполагает сформированность у ребёнка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников;
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми,
в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;
- ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
-нравственное развитие - ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребё нка:
- мотивационной готовности
- волевой готовности
- интеллектуальной готовности
- социальной готовности
Загадки – отгадки «Кроссворд на школьную тематику»
В качестве школьной переменки предлагаю разгадать кроссворд на школьную тематику,
каждый заполняет свой кроссворд. Молодцы!
Это всего лишь школьная атрибутика!
Но как же готовить ребёнка к школе? Готовить к школе нужно в игре!
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении.
Игровая деятельность – ведущая для ребёнка дошкольного возраста. Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть всё, что необходимо для полноценного развития ребёнка. Игра для ребёнка – это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребёнка : «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение – все психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
И, хочется процитировать слова Б. П. Никитина «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Что бы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям, купается в нём ваш ребёнок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Выступление учителя – логопеда.
(Вступительное слово и занятие с детьми в игровой форме)
Игры на развитие познавательно – речевой активности.
Игра «Аукцион» (предлагается карандаш).
Что им можно делать? (чертить, рисовать, точить, кидать, писать, тыкать, катать, грозить, вертеть, чесать)
Какой он? (зелёный, деревянный, острый, длинный, непрочный) и др.
Игра «Скажи наоборот»(с мячом).
Я буду называть вам различные понятия, а вы называете противоположное понятие:
большой- маленький, черный – белый, много – мало, добрый- злой, вправо – влево, узкий – широкий, весёлый – грустный.
Очень важно развитие мелкой моторики.
Предлагается контур животного, который нужно вырезать ножницами, как можно быстрее и точнее.
Игра «Действуй по инструкции»(игра в кругу)
Педагог:
Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.
Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо!».
Педагог: В этой игре у ребенка развивается внимание, умение выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра «В названии какой посуды есть звук «С»
Педагог: В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно слушать, сосредотачиваться, обогащается словарный запас, закрепляется понятие классификация.
Игра «Да и нет не говори»
Я буду задавать вам вопросы, а вы используйте любые ответы, кроме слов «да» и «нет».
Птицы летают? Снег белый? Соль сладкая? Гуси мяукают? Мячик квадратный? Солнце круглое?
Игра «Дорисуй» или «Преврати фигуру в какой-то предмет»
Выступление логопеда.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• Уметь чётко произносить все звуки речи;
• Уметь интонационно выделять звук в словах;
• Уметь выделять заданный звук в потоке речи;
• Уметь определять место звука в слове;
• Уметь произносить слова по слогам;
• Уметь составлять предложения из 3 – 5 слов;
• Уметь называть в предложении только 2-е слово (3-е, 4-е и т. д.);
• Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• Уметь составлять рассказ по картинке (например «В зоопарке», «Отдых на море» и т. д.);
• Уметь составлять несколько предложений о предмете;
• Уметь различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• Уметь наизусть читать любимые стихотворения;
• Уметь последовательно передавать содержание сказки.
Выступление воспитателя.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т. д. И роль семьи в подготовке ребенка к школе значительна и неоценима.
Предлагаю обсудить ещё одну ситуацию:
Вопрос – ситуация:
Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточия, не любит. Вот и сейчас, выполнив рисунок, не приложив усилий, видно, что может рисовать лучше, но не старается. Мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый, ничуть не лучше, - И это хорошо? – спрашивает он, заранее уверенный, что его похвалят. - И это хорошо, ты же у меня всё умеешь! Мать считает: Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, не правильно держит карандаш. Пойдет в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел.
Какие ошибки, с вашей точки зрения, допускает мать.
А как вы реагируете, когда ребёнок, не завершив одно занятие, переключается за другое?
Как вы считаете хвалить нужно всегда за старание или за результат?
Обобщение: Ребёнку трудно быть усидчивым, поэтому взрослому не следует во время его занятий смотреть телевизор, слушать музыку или громко разговаривать.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем, требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Опыт семейного воспитания:
Предложить родителям, имеющим старших детей, поделиться опытом подготовки детей к школе.
А сейчас мы хотим предложить вам некоторые рекомендации, которые помогут преодолеть страх перед школой и избежать ошибок в подготовке детей к школе.
Работа с памяткой «Как преодолеть страх перед школой» на лепестках ромашки:
(Родители зачитывают советы на лепестках и составляют ромашку, уточняя каждый пункт)
Игра – эстафета «Школьный портфель» :
В заключение собрания предлагаю игру «Школьный портфель». Ваша задача - ответить на вопрос: «Что бы вы хотели положить в портфель и взять с собой в будущее из предложенных рекомендаций по успешной подготовке ребенка к школе?». Портфель передаём друг другу по кругу.
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение!
Подведение итога :
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего. Играйте с ребенком, не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится, когда ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах. Учение будет для него радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Закончить наше собрание хочу словами К. Ушинского:
«Приступая к обучению ребёнка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днём и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитя приносят более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет».
Решение родительского собрания :
1. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
2. Использовать практические советы и рекомендации для преодоления страха перед школой.
3. Уделять особое внимание совместным играм и повседневному общению с ребёнком.