Лобастова Любовь Ивановна
Конспект итогового занятия по математике «Здравствуй, школа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Познавательное развитие» (ФЭМП») : формирование непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по математике (итоговое) по теме: «Здравствуй, школа»
Автор конспекта :
Лобастова Любовь Ивановна, воспитатель I первой квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок» р. п. Шаранга
Участники НОД: дети 6-7 лет
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Конспект итогового занятия по математике „Здравствуй, школа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Итоговые занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
«представлений о числе и количестве: закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
называть предыдущее и последующее число к обозначенному цифрой; закрепить умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число; закрепить состав чисел из единиц; повторить составление и решение задач на сложение и вычитание, используя нужные знаки – символы для записи; закрепить состав двухзначных чисел на десятки и единицы; закрепить счёт двойками и тройками; порядковый счёт.
Развитие представлений о величине: закрепить сравнение целого и части, понимая, что целое больше части, а часть меньше целого; что одна из двух частей называется одна вторая, а одна из четырёх частей одна четвёртая; закрепить усвоение терминов, выражающих степень и относительность признаков величины.
Развитие представлений о форме: закрепить знание геометрических фигур: плоские – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, параллелограмм и объёмные – шар, куб, цилиндр, параллелепипед, конус, пирамида; закрепить знания геометрических понятий: линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, кривая, замкнутая, незамкнутая линии, угол (прямой, острый, тупой).
Развитие пространственной ориентировки: создавать условия для проявления самостоятельности при ориентировке на листе бумаги, используя цифровое обозначение; развивать мелкую моторику кистей рук.
Развитие ориентировки во времени: закрепить последовательность дней недели; закрепить понимание отношений во времени: минута – час, неделя – месяц, месяц – год; уточнить отношения: вчера, сегодня, завтра.
Способствовать развитию внимания, логического мышления, сообразительности, формированию мыслительных операций, речи.
Задачи ОО в интеграции:
• «Социально – коммуникативное развитие» : развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; соблюдать правила элементарной вежливости; становление самостоятельности, целенаправленность и саморегуляции собственных действий.
• «Речевое развитие» : активизация словаря; формирование грамматического строя речи; понимание на слух текста (стихи, загадки)
• «Художественно – эстетическое развитие» : создать у детей эмоциональный настрой через восприятие музыки; способствовать лучшему восприятию заданий через эстетично оформленный демонстрационный материал.
• «Физическое развитие» : способствовать правильному формированию опорно – двигательной системы организма через правильную посадку за столом, через физкультминутку в форме подвижной игры; развитие крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий в двигательной сфере.
Предпосылки учебной деятельности
Формировать у детей внутреннюю учебную мотивацию в сюжетно – игровой форме, создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка. Закреплять умение отвечать конкретно на заданный вопрос полным ответом. Выполнять задания самостоятельно, в едином темпе с другими детьми. Формировать умение слушать и слышать взрослого: формировать умение работать в коллективе, адекватно понимая оценку взрослого и сверстника, действовать согласно правилам, нормам поведения в данных обстоятельствах.
Оборудование для педагога: магнитофон, диск с музыкой. Демонстрационный материал на компьютере для игры «Магические квадраты». Доска, магнитные знаки – символы, карточки с правилами поведения, вывески островов, указка, звонок, демонстрационный материал : математический веер, числовые домики, магические круги, таблицы на состав числа, числовой луч, шкатулка, деревянные сердечки с натуральными числами с одной стороны и десятками с другой, карточки для составления задач, опорные таблицы на геометрические понятия, целое и часть, временные понятия.
Школа гномов – иллюстративный материал к играм
Оборудование для детей: схемы – таблицы на состав числа, голубые листы бумаги с цифровым обозначением, простые карандаши, карточки на магнитах с изображением геометрических понятий (луч, отрезок, прямая).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
- Звучит песня «Чему учат в школе?». (в группе сидят родители, учителя начальных классов и представители РОО). Заходим. Здороваемся.
- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей! Это ваши мамы и будущие учителя. Ребята, а вы любите играть? Сегодня я предлагаю поиграть вам в школу. Согласны? Я – учитель, вы – ученики. Сейчас у нас урок математики. (подаю звонок) Встаём на урок. Садитесь, пожалуйста.
- Послушайте правила поведения ученика:
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Парта – это не кровать, ты на ней не смей лежать!
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Ребята, каждая игра имеет строгие правила, которых нужно придерживаться и вы на забывайте: внимательно слушать задание, не перебивать, не подсказывать. Научился сам – помоги другу.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Игра «Числоград»
- Предлагаю вам поиграть в игру «Числоград».
- Ребята, посмотрите на мой числовой веер и назовите предыдущие и последующие числа к обозначенному цифрой на веере.
- Показываю на доске «улицу». Посмотрите на дома на моей «улице», сейчас каждый домик мы будем заселять числами.
- Молодцы, все соседи – числа в своих квартирах.
- А сейчас, сравните домики по высоте. Найдите под какой цифрой дом самый низкий, а под какой самый высокий?
- Хорошо. Всё в порядке на нашей улице.
- Сейчас я предлагаю поиграть с моим магическим кругом. На круге разноцветные дорожки, на которых поселились цифры. Подумайте и скажите, какая цифра спряталась на середине дорожки. Вы настоящие волшебники, расколдовали все цифры.
- Посмотрите на доску. Вы видите таблицы. Сейчас правый ряд от меня решает левую таблицу, а левый ряд от меня решает правую таблицу. Ответ покажите мне на пальчиках своих рук.
- Следующее задание для вас. Посмотрите на числовой луч. Я показываю число, а вы мне говорите сколько в нём единиц.
- На моём столе волшебная шкатулка в которой загадки. Открываем и достаём первую загадку (деревянное сердечко на одной стороне натуральные числа, а на другой десятки).
- Ребята, как называется число в котором два десятка? (20, три десятка (30) и т. д.
- А сейчас работают наши ушки. Внимательно слушайте, какое число я вам назову, подумайте и ответьте мне сколько в нём десятков и единиц (6,10, 12, 18, 20, 25, 42).
- Ребята, следующее задание на ваших столах. Вы должны вписать недостающие цифры в ваши карточки. Берём карточку, карандаш и работаем самостоятельно.
Составление задач
- Ребята, предлагаю вам составить задачи. Скажите какие четыре части есть в задаче? Какие нужны знаки, чтобы записать задачу. Поочерёдно показываю карточки на составление задач на сложение и вычитание. Один ребёнок составляет и решает, другой ведёт запись на магнитной доске символами.
Работа на листе бумаги по точкам
- Ребята, я загадаю вам загадку, а отгадку вы найдёте на голубом листе бумаги на вашем столе, если соедините все точки от 0 до 10. Слушаем загадку: «Чудо птица – хвост, прилетела в стаю звёзд» (ракета). Берите голубой лист, карандаш, работаем. Что у вас получилось? Убрали всё в верхний уголок стола.
- Звенит звонок. Урок закончен. Перемена.
Путешествие на остров «Геометрический»
- Ребята, а на перемене предлагаю по путешествовать и полететь на ваших ракетах на математические острова. Согласны?
- Итак, мы летим на остров «Геометрический». Звучит космическая музыка, одеваем скафандры, садимся в ракеты. Полетели. Приземлились на острове «Геометрическом».
- Здесь нам предлагают игру «Назови геометрические фигуры». На табличке: круг, овал, квадрат, треугольник, многоугольник. Как одним словом можно сказать про все эти фигуры, какие они? (плоские). Смотрим на другие геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед, пирамида. Как одним словом можно сказать про все эти фигуры, какие они? (объёмные).
Подвижная игра «Геометрические понятия». Показываю опорные таблицы, где изображены: точка, луч, отрезок, острый угол, прямой угол, тупой угол, вершина угла; линии: прямая, кривая, ломанная, замкнутая, незамкнутая.
- Ребята, посмотрите, на нашем шестиугольном столике лежат карточки на магнитиках. По моему сигналу – хлопку, вы бежите вокруг стола, по сигналу – хлопку останавливаетесь, берёте по одной карточке и быстро выстраиваетесь в шеренгу перед магнитной доской, затем слушаете и выполняете задание, которое я скажу. И так, начали…
- Задания: у кого луч – поставьте карточку по середине доски, ломанную кривую в верхний левый угол, тупой угол по середине нижней стороны, острый угол с права от луча, точку над лучом, отрезок между точкой и тупым углом и т. д.
Путешествие на остров «Умников и умниц»
- звучит космическая музыка. Садимся в ракеты, летим на остров «Умники и умницы». Приземлились. Показываю детям опорные таблицы. Ребята, чем можно измерить продолжительность времени? (секундами, минутами, часами, днями, сутками, неделями, месяцами и годами).
Опорная таблица «Целое и часть».
- Ребята, сравните целое и часть. Что вы можете сказать? Как назовём одну часть из двух? Как назовём одну часть их четырёх?
- Упражнение на свойства предметов
Показываю картинки. Ребята, скажите, что общего у предметов?
• Ёж и ёлка – колючие
• Кукла и мишка – игрушки
• Мяч и летающий шар – круглые
• Яблоко и лягушка –зелёные и т. д.
- Показываю таблицы с геометрическими фигурами. Чем похожи и чем отличаются фигуры?
• Похожи цветом, размером, но отличаются формой
• Похожи формой, размером, но отличаются цветом
• Похожи размером, но отличаются формой и цветом
- Игра «Найди логическую пару»
Показываю карточку и предлагаю из ряда картинок выбрать ту, которую нужно поставить вместо вопроса. Объясните свой выбор.
Гнездо -? (птичка, конура -? (собака) и т. д.
На компьютере открываю загадки «Магические квадраты»
- Ребята, посмотрите, вы видите новые задания, которые называются «Магические квадраты». Они называются так, потому что в каждом из них есть загадка. Посмотрите фигуры в каждом ряду расположены в определённом порядке. Попробуйте разгадать секрет каждого «Магического квадрата» и заполните пустующие ячейки.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Звучит космическая музыка Садимся в ракету и отправляемся на остров «Рыболовов». Приземляемся у озера и садимся отдыхать. Ребята я хочу прочитать вам стихотворение про весёлую компанию ребят, но вы мне поможете его прочесть, если будете считать прямой счёт от 1 до 10, потом обратный счёт от 10 до 1. Считать будете тогда, когда я буду останавливаться и молчать. Внимание, читаю. (стихотворение из книги «Арифметика» «прямой обратный счет»)
- А сейчас мы будем настоящими рыбаками и будем ловить рыбу. Кто даёт верный ответ на мой вопрос, тот получает из озера рыбку. Не забывайте: «Без труда не выташишь и рыбку из пруда»
- задания:
• Посчитать двойками от 3;
• Посчитать тройками от 1;
• Порядковый счёт; (какая по счёту пирамида, если считать с лева на право и т. д.);
• Отгадайте, пожалуйста загадку Алёши (год месяц, недели, дни);
• Назови четвёртый лишний (вчера, сегодня. завтра и вечер, прямой острый, тупой и точка и т. д.);
- Звучит тихая мелодичная музыка с журчанием ручья и пением птиц.
Ребята, рыбок которых вы поймали, вы можете взять домой в память о нашем путешествии. А сейчас закройте глаза и мысленно молча передайте своей рыбке по космической связи то, что вам сегодня понравилось в нашей игре, что вы смогли сделать, что у вас получилось. А моя золотая рыбка посылает вам своё послание. Дети читают послание рыбки: «Умнички, вы очень трудолюбивы, любознательны, активные. А сейчас вы самостоятельно можете лететь на тот остров, куда вам хочется. Рыбка желает вам учиться в школе на «5».