Ольга Перькова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (презентация содержит карточки с занятия)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по обучению грамоте
подготовительная к школе группа №9
Цели.
Обучающие : закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, постановке ударения, графическое изображение конструкций предложений.
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (презентация содержит карточки с занятия)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Развивающие: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Предварительная работа.
Повторить понятие «слово», «предложение», деление слов на слоги, звуки речи, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.
Развивающая среда.
Конверт с письмом, цветик-семицветик, карточки –схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, карточки со схемами предложений, картинки сказочных героев.
Ход занятия.
1. Проверка готовности к занятию.
2. Приветствие гостей.
3. Организационный момент.
-У нас сегодня с вами необычная встреча. Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Вы очень скоро уже будете не дошколятами, а станете настоящими учениками. Вы многому научились, многое умеете и знаете. И наши гости пришли посмотреть, все ли из вас уже готовы в сентябре идти в 1 класс. А при входе в детский сад мне сегодня передали странный конверт и сказали открыть его только в вашем присутствии.
-Как вы думаете, что в нем? (варианты ответа)
-Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)
Содержание письма :
«Здравствуйте, наши дошколята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода 1 сентября в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, с его помощью легче будет преодолевать препятствия. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя.»
-Ребята, нам желают: Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Закройте глаза и проговорим волшебные слова:
* ТРЕНИНГ
-Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
4. Первый лепесток. Разминка.
Ответить на вопросы.
-Из чего состоит наша речь (из слов)
-Из чего состоят слова (из слогов)
-Из чего состоят слоги (из звуков). На какие две группы они делятся (гласные и согласные)
-Какими бывают гласные (ударные и безударные, обозначаем фишкой красного цвета) (объясняют ответы)
Согласные (твердые и мягкие, обозначают синими и зелеными фишками)
5. Второй лепесток. Звуковой анализ слова «школа».
Двое работают у доски: один ребенок на открытой части, другой с закрытой стороны доски. Остальные на местах.
Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.
/ш/-начальный звук,согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что о них знаете (всегда мягкие согласные-/ч/, /щ/, /й/. Всегда твердые-/ж/, /ш/, /ц/
/к/-согл., тв.
/о/-глас., уд.
/л/-согл., тв.
/а/- глас. ,безуд.
-Назовите пары к согласным звукам в нашем слове. (/ш/-нет пары, /к/-/к/,/л/-/л/)
Проверка работы ребенка на задней части доски.
-Какие слова образовались от слова «школа»( называют однокоренные слова: школьник, школьница, пришкольный, школьный, школяр, школьные).
-Кто такой «школяр»(устар. слово,то же, что школьник, ученик)
*Гимнастика стоя у своего стола.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Звуки нужно четко знать!
Научились мы писать.
Отдыхать умеем тоже –
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим!
Раз, два, три, четыре, пять!
Занимаемся опять.
6. Третий лепесток.
Нам удалось пройти второе испытание и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите:
1)на какой звук начинается слово
2)фишкой какого цвета обозначается данный звук
3)посчитать количество слогов в слове (на парте указано цифрой количество слогов)
Предлагаемые слова (картинки) : Маль-ви-на (согл. ,тв. ,синяя,3слога, Пье-ро (согл. ,тв. ,зел. ,2 слога, Ар-ле-ки-но (глас. ,крас. ,4слога, Бу-ра-ти-но (согл. ,тв., синий,4слога, Ар-те-мон (глас. ,крас. ,3 слога, пи-яв-ка (согл. ,мягк,зел. ,3слога)
2 человека работают у доски, остальные на местах.
- Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая,добрая,большеглазая, заботливая,милая, прекрасная)
-В каких словах встретился /ь/? (Мальвина, Пьеро). Назовите слова, начинающиеся на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы?/ъ/. Для чего они служат, какова их роль в слове?
*Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел-
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
7. Четвертый лепесток. Игра «Скажи наоборот».
Слов вы знаете много. А сейчас наши герои проверят, умеете ли вы подбирать пару слову по противоположности, т. е говорить наоборот. Игра проводится в кругу с мячом.
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь-….(низко,
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь-(близко)
Слова: грустный-(веселый, верх-(низ, слабый-(сильный, высокий-(низкий, толстый-(тонкий, большой-(маленький, широкий-(узкий, слева-(справа, говорить-(молчать, работать-(отдыхать)
8. Пятый лепесток. Игра «Назови ласково»
Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли так быстро ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково». (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением).
(Дети вытаскивают из коробочки карточки с картинками, называют изображенный предмет и произносят его ласково)
Слова: ручка-….(рученька) карандаш-… (карандашик) линейка-….(линеечка) тетрадь-….(тетрадочка) кукла-….(куколка) портфель-….(портфельчик) пенал-….(пенальчик).
-Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла».)Почему? (объяснения детей). Придумать с ним предложение.
Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности).
* Физминутка «Теремок»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Стоит в поле теремок, (ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок, (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк -Дерг-дерг, дерг-дерг. (руки, сжатые в замок, движутся вперед - назад, влево - вправо)
Пришел Петя-петушок И ключом открыл замок, (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
9. Шестой лепесток. Задание «Составь предложение».
Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей).
-Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы). Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаете знаки, завершающие предложения (восклицательный, вопросительный знаки).
Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)
Составляют схему к предложениям (у доски работает 1 человек, остальные на местах) :
Скоро в школу. Мы очень счастливы! Вы хотите многому научиться?
Проводится проверка работ, выводы.
10. Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.
На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова:
Вы прошли немало испытаний
И упорно двигались вперед,
Трудностей вам встретилось немало,
Еще больше впереди их ждет.
За старания, за труды, смекалку
Вам вручают этот новый ключ,
Пусть откроет он все двери к знаниям,
Пусть лишь радость каждому несет.
Вручается большой Золотой ключ.
11. Подведение итога занятия.
-Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось (ответы детей).
Каждому ребенку вручается свой ключик в «Мир знания» .
Смотрим также презентацию,где опубликованы картинки по данному занятию