Светлана Мелентьеа
Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе «Путешествие по материкам»
в подготовительной группе на тему «Путешествие по материкам»
провела Мелентьева С. М.
воспитатель подготовиельной группы
ДОУ № 201. Нижний Тагил. 2018г.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе „Путешествие по материкам“» размещена в разделах
1. Закрепить знания состава числа 10, понятие об образовании последующего числа с добавлением единицы к предыдущему, об образовании предыдущего числа удалением единицы последующего; понятия «равно», «больше», «меньше»;
2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года» умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
3. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
4. Продолжать знакомить детей с картой мира;
5. Закреплять названия материков : Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка;
6. Формировать представление детей климатических условиях на разных континентах Земли;
7. Продолжать знакомить детей с природой и климатом разных материков и некоторых стран, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;
8. Вызвать у детей интерес и любознательность к дальнейшему познанию мира;
9. Вызвать положительный настрой, обогатить новыми яркими впечатлениями;
Материалы и оборудование : слайды с изображением карты мира, материков, животного и растительного мира, достопримечательностями некоторых стран; мяч; листы с заданиями на каждого ребенка; простые карандаши; кубики; блоки Дьенеша; схемы; обруч; «кубики Воскобовича»; карнавальные маски; карта; рюкзачок, призы-медальки.
Конспект НОД.
Воспитатель с детьми заходят в зал. Здороваются с гостями. На слайде появляется изображение электронного письма.
- Дети, посмотрите, к нам на почту пришло письмо! Прочитаем от кого оно? (да).
(Воспитатель читает письмо)
- «Здравствуйте, Ребята! Я знаю, что вы умные, смелые и очень любите путешествовать. Поэтому я приглашаю вас в увлекательное путешествие по материкам! Но есть одно условие: чтобы отправиться на каждый материк, вам нужно будет выполнить задание. На последнем материке вас ждет мой рюкзачок с сюрпризами! А в путешествии вам поможет карта!»
СЛАЙД (карта)
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, а что такое материк? (огромный участок суши, окруженный водой)
- Совершенно верно.
- ну что, вы согласны отправиться в путешествие? (да)
- Тогда, как истинные путешественники, давайте зафиксируем дату нашего путешествия.
СЛАЙД (дата)
- Какое сегодня число, месяц и день недели? (17 мая, четверг). Все верно. Зафиксировали.
- А на чем же мы отправимся в путешествие, ведь вы сказали, что каждый материк окружен водой : океанами…
(Дети высказывают свои предположения).
- Догадались, на чем мы отправимся в путешествие? (на самолете)
- Совершенно верно. Итак, я рада приветствовать вас на борту нашего самолета!
- А какой же материк мы посетим первым? Как вы думаете?
- Что нам может помочь? (карта)
- Давайте вместе скажем «Карта!»
СЛАЙД (карта)
(Дети видят изображение Даши на материке Евразия)
- Мы отправляемся на самый большой материк-Евразия.
- Пристегните ремни!
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (материк Евразия)
- Вот мы и прилетели в Евразию.
СЛАЙД (фото природы, страны Россия, гор Гималаи, озера Байкал)
В. : этот материк делится на две части света: Европа и Азия; на севере много лесов и озер, на юге много гор и равнин; здесь находится самая большая страна в мире – Россия, в которой мы живем. В Азии находятся самые высокие горы – Гималаи, наивысшая точка – гора Эверест; в Сибири находится самое глубокое озеро - Байкал, в нем холодная вода похоже на жидкое стекло).
- Можем мы лететь на след. материк? (нет, надо выполнить задание)
- Ребята, назовите животных, которые живут в России? (ответы детей)
СЛАЙД (медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка)
Количественный и порядковый счет.
- Посчитайте животных.
- Какой по счету волк? лиса? заяц? медведь? еж? белка?
- Молодцы, справились с заданием. Можно продолжать путь? (да)
- А на какой материк мы полетим? Что нам поможет? (карта)
- Давайте вместе скажем «Карта!»
СЛАЙД (карта мира)
- Как вы думаете, какой следующий материк мы посетим?
(Африка)
- Правильно, ребята. Отправляемся на самый жаркий материк-Африка! Готовы? Полетели.
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (материк Африка)
- Вот мы и прилетели в Африку.
СЛАЙД (река Нил, пустыня Сахара, пирамида Хеопса, алмаз, озеро Малави)
В. : здесь находится самая длинная река в мире - Нил, самая большая пустыня - Сахара, там есть пирамида Хеопса (одно из чудес света, в Африке самые богатые месторождения алмазов.
- Можем мы посетить след. материк? (надо выполнить задание)
- В Африке находится озеро Малави, там живет огромное количество разных видов рыб.
- Давайте мы с вами сложим свои рыбки.
- Что нам для этого понадобится? (кубики)
И/У «Сложи рыбку»
СЛАЙД (изображение рыбки из кубиков).
Дети берут наборы кубиков и выполняют задание.
- Какие вы молодцы, все справились с этим заданием.
- А теперь давайте немного отдохнем! Выходите.
СЛАЙД (видео «Веселая Африка»)
Физ. минутка.
-Теперь мы можем отправиться на след. материк? (да)
- На какой?
- Давайте скажем «Карта!»
СЛАЙД (карта мира)
- Правильно! Отправляемся на самый маленький материк –Австралия! Готовы? Полетели!
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (материк Австралия)
- Вот мы и в Австралии.
СЛАЙД (природа, кенгуру, крокодилы)
В. : это самый маленький и засушливый материк на Земле, там очень красивая природа; только там живут кенгуру, а еще там живет самое опасное животное - крокодил!
- Чтобы отправиться на след. материк, что нужно сделать? (выполнить задание)
-Жители Австралии очень любят все сравнивать. Они сравнивают абсолютно все, в том числе и числа. Давайте и мы сравним числа.
СЛАЙД (игра «Расставь знаки»)
- Вам нужно расставить знаки «больше», «меньше» или «равно» (дети берут листочки с цифрами и расставляют знаки)
- Все выполнили?
-Давайте проверим, все ли справились?
СЛАЙД (примеры)
- Итак, с этим заданием вы тоже справились. Молодцы!
- Можем отправляться на след. материк? (да)
- Давайте скажем «Карта!»
СЛАЙД (карта мира)
-Ну что, на какой материк мы сейчас отправимся? (Антарктида)
- Совершенно верно, ребята! Отправляемся на самый холодный материк на земле!
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (материк Антарктида)
- Вот мы и в Антарктиде.
СЛАЙД № 1,2 (айсберги, льдины, пингвины, научные исследователи)
В. : это самый холодный материк на земле, люди здесь не живут, можно встретить только туристов и научных исследователей; в Антарктиде обитают пингвины.
- Еще Антарктиду называют самым высоким материком, за счет того, что там находятся самые высокие айсберги.
- Кто там еще обитает? (моржи и тюлени)
- Все верно.
- Так холодно здесь? Что мы можем сделать, чтобы согреться?
(поиграем)
Выходите, вставайте полукругом. Я буду задавать вопрос, а вы - отвечать мне. Договорились!
Игра с мячом.
- Назови первый день недели
- Назови, какой день недели идет после среды
- Назови, какой день недели идет после пятницы
- Назови, какой день недели идет после воскресенья
- Назови первый месяц зимы
- Назови последний месяц весны
- Назови первый месяц осени
- Назови первый месяц лета
- Вот мы и согрелись.
- Как вы считаете, можем ли мы отправиться на след. материк?
(нет, нам надо выполнить задание)
- Пингвины, очень любят играть с разноцветными льдинками. И они приготовили для нас задание. Нужно по схеме найти нужную фигуру-льдинку.
- Готовы? (да)
(На полу, в обруче лежат «Блоки Дьенеша», дети берут схемы и находят нужную фигуру).
- Теперь можем отправиться на след. материк? (да)
- Скажем «Карта!»
СЛАЙД (карта мира)
- Как вы думаете, на какой материк мы сейчас полетим? (Северная Америка)
- Правильно. Готовы? Тогда в путь!
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (материк Северная Америка)
- Вот мы и в Северной Америке.
СЛАЙД (фото Х. Колумба, Ниагарского водопада, Статуи Свободы, дерева Секвойя, животное скунс)
В. : Северную Америку открыл Х. Колумб. Там находится самый широкий в мире водопад - Ниагарский. В городе Нью-Йорк стоит статуя Свободы. Растет самое огромное дерево - Секвойя.
Живет такое животное, как скунс.
СЛАЙД (фото хоккеистов и баскетболистов)
- В Северной Америке впервые изобрели хоккей и баскетбол.
- Можем мы отправиться на след. материк? (нам необходимо выполнить задание)
- Жители Северной Америки, умные люди и очень любят составлять и решать задачи. Но вот с этими никак не могут справиться. Давайте им поможем.
Составление и решение задач.
- Ребята, скажите, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
СЛАЙД (деревья, на которых сидят птицы)
- Посмотрите на экран:
- Составьте условие задачи (на одном дереве сидит 5 птиц, а на другом 3 птицы)
- Задайте вопрос (Сколько всего птиц сидят на деревьях)
- Скажите решение задачи. Запишите на листочке. (5+3=8)
- Какой ответ? (на деревьях сидит 8 птиц)
СЛАЙД (ветка с шишками и белка)
- Давайте решим вторую задачу.
- Составьте условие задачи (на ветке висело 10 шишек, белка сорвала 3 шишки)
- Задайте вопрос (сколько шишек осталось)
- Скажите решение задачи. Запишите (10- 3=7)
- Какой ответ? (на ветке осталось 7 шишек)
- Как вы читаете, мы справились? (да)
- Отправляемся дальше.
- На какой материк? Как узнаем? (поможет карта)
- Тогда давайте скажем «Карта!»
СЛАЙД (карта мира)
- Ребята, скажите, сколько материков нам осталось посетить? (один)
- Как он называется? (Южная Америка)
- Правильно. Ну, тогда в путь! Летим на самый влажный материк.
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (Южная Америка)
- Вот мы приземлились в Южной Америке.
В. : в Южной Америке находится самая длинная река – Амазонка. Также там есть древний город среди облаков - Мачу-Пикчу. В Ю. Америке самые красивые водопады. В Бразилии есть город Рио-де-Жанейро, в котором стоит статуя Иисуса Христа (одно из чудес света) – это символ Бразилии.
СЛАЙД (карнавалы)
- А еще в Бразилии один раз в год, проходит самое яркое и зрелищное событие в мире! Это карнавалы! В них участвует более тысячи человек и длятся они целую неделю. На этих карнавалах обязательно присутствуют самые красивые девушки. Их называют «Бразильские королевы!»
-Давайте представим, что мы очутились на таком карнавале!
-А девочки наши - Бразильские королевы!
(девочки надевают карнавальные маски с перьями; все дети берут в руки маракасы)
ВИДЕО (фрагмент из мультфильма «РИО»)
- Давайте потанцуем!
- Славно повеселились!
- Мы побывали на всех материках? (да)
- Можем отправляться обратно в детский сад? (нет)
СЛАЙД (рюкзак)
- Что мы забыли? (Даша-Путешественница сказала, что на последнем материке нас ждет рюкзачок с сюрпризами)
- А где же он? Как нам его найти? (ответы детей)
- Может здесь есть какая-то подсказка?
(дети ищут и находят карту-схему, на которой видно, где лежит рюкзачок)
- Вот мы и нашли Дашин рюкзачок с сюрпризами.
- Я предлагаю вернуться в детский сад и посмотреть, что же там лежит?
СЛАЙД (летящий самолет)
СЛАЙД (детский сад)
Итог.
- Вот мы и вернулись в детский сад.
(открываем рюкзачок, достаем медали «Юным путешественникам»)
- Это медали – ваша награда! За то, что вы, справились со всеми заданиями, столько интересного нам рассказали о материках, за вашу смелость - не побоялись отправиться в такое дальнее путешествие, за активное участие, смекалку и находчивость (Воспитатель вручает медали детям).
- Вам понравилось наше путешествие? Чем?
- На каком материке было интереснее всего?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Какие вызвали затруднения?
- Кто, на ваш взгляд, лучше всех справлялся с заданиями?
- Куда вы бы хотели отправиться в следующий раз?