Сожида Басирова
Конспект к открытому занятию «Формирование системных знаний о животных с использованием наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование системных знаний о животных с использованием наглядного моделирования.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей старшей группы о животных;
- формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- углубить и обобщить представления детей о взаимосвязях животного и растительного мира – экологических пирамидах;
Публикация «Конспект к открытому занятию „Формирование системных знаний о животных с использованием наглядного моделирования“» размещена в разделах
- воспитывать бережное отношение к животному миру и его представителям.
Ход занятия.
Часть 1.
Ребята, я рада видеть вас на нашем занятии! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие! Я буду в роли Незнайки и мои основные вопросы будут: что это, а почему, а зачем и т. д. А вы, как умные, любознательные дошкольники постараетесь ответить на все мои вопросы, хорошо?
Давайте, посмотрим клип и вы попробуете ответить: о чем будет наше занятие?
Клип №1 (слайд-шоу, с использованием изображений птиц, зверей, рыб, насекомых)
Дети делают предположения. (о животном мире)
Правильно ребята, сегодня мы будем говорить о разнообразном и удивительно интересном мире животных.
Скажите, какие классы животных вы знаете? (птицы, рыбы, насекомые, звери или млекопитающие)
На нашей планете огромное количество животных, они разные, абсолютно непохожие друг на друга, но люди определили признаки, по которым животные объединяются в группы, классы. И сейчас мы постараемся назвать эти характерные признаки. Мы с вами уже знакомы с изображениями, в которых засекречены какие-то живые существа, будьте внимательны!
Я предлагаю вам игру: «Что это?» (дидактическая игра)
Слайд №1
Дети отвечают: звери – млекопитающие.
Как вы догадались? Я попрошу одного из вас по данным моделям рассказать о зверях. Это животные, тело которых покрыто шерстью, все звери имеют четыре лапы и пасть. Звери бывают хищные и травоядные, в зависимости от употребляемой пищи. У хищников пасть и лапы (когти) приспособлены для охоты на других зверей, например: травоядных. Все звери рожают своих детенышей и вскармливают их молоком и поэтому называются – млекопитающими.
Слайд №2
Птицы.
По желанию ребенок рассказывает о птицах. Тело птиц покрыто перьями и пухом, это помогает им в полете, так как птицы - это животные, приспособленные жить как на земле, так и в воздухе. Все птицы имеют два крыла и пару лап с перепонками. Клюв необходим птицам для добывания пищи, он острый и крепкий – это способствует вылавливанию насекомых, ягод и т. д. Все птицы вьют гнезда и высиживают своих птенцов из яиц. Далее предполагаются рассказы детей о птицах.
Слайд № 3
Рыбы. Дети отвечают по предыдущему плану. Необходимо обратить внимание на то, что это животные, приспособленные к жизни в воде (чешуя, жабры, хвост, плавники, овальная форма тела). Способы размножения.
Слайды № 4
Насекомые. Это самая многочисленная группа животного мира. Насекомые типично наземные животные, прекрасно приспособленные к жизни в воздушной среде, а также к водной среде, представители насекомых стали обитателями почвы или паразитами. Тело насекомых разделяется на три отдела – голову, грудь, брюшко; ног, три пары; у большинства во взрослом состоянии имеются крылья. Развитие бывает полным и неполным: из личинки – куколка – насекомое; яйца – личинки – взрослое насекомое. Отметить вред и пользу насекомых.
Молодцы ребята! Вы уже многое знаете о животном мире, но также вы знаете, что я очень люблю вас путать. И я предлагаю поиграть со мной в игру «Путаница».
Дидактическая игра «Путаница».
Каждый ребенок получает карту, с изображением моделей, необходимо найти лишнее изображение, принадлежащее другому классу животных. Ребята зачеркивают лишнее изображение и аргументируют свой выбор.
Часть 2.
Все в природе взаимосвязано и в животном мире есть свои связи, основной по пищевой потребности. Так образуются экологические цепочки. Поговорим об экологических цепочках. Что же будет стоять в первом звене цепочки? А что стоит далее? И т. д. Кто же замыкает экологические цепочки (хищники). А если одно из звеньев исчезнет из природы, что же произойдет? Ответы детей.
На столе для каждого из вас, есть изображение животного, но оно в виде пазлов, сейчас вы будете работать в группах. Ребят своей группы вы найдете по такой же геометрической фигуре, как и у вас. Составьте, пожалуйста, экологическую цепочку с участием этого животного.
Дети работают в группах и выступают по заданию. Предполагается не больше 3 групп.
Часть 3.
А теперь мы проведем викторину.
Вопросы:
1. Почему птицы осенью улетают на юг?
2. Почему дельфин называют млекопитающим?
3. Почему у зайца задние лапы отличаются от передних?
4. Чем питается лось? Почему?
5. Как зимуют насекомые? Почему?
6. Почему птицы весной особенно красиво поют?
7. Почему медведь зимой спит?
8. Что помогает хищникам охотиться?
Молодцы ребята, сегодня вы меня очень порадовали. Хорошо, что вы не только знаете характерные особенности животных разных классов, но и понимаете взаимосвязи в природе. Каждый человек должен знать: если исчезнет хоть одно звено цепочки, вся природа погибнет.
Часть 4.
Ребята, давайте поиграем с нашими волшебными ключиками.
Разложите на полу изображения, которые вы собрали и начнем нашу игру.
Желтый ключик – это форма и он отвечает нам на вопрос: что это и как выглядит?
Красный ключик – это функция и вопрос как это действует?
А зеленый ключик – это ответственность!
Сначала я вам буду показывать определенным ключиком на картинку, а вы будете отвечать, а потом вы можете позадавать друг другу вопросы с веселыми ключами.
Ребята моей группы очень хорошо работают по данной методике, что позволяет ребятам дошкольного возраста понимать предметы и явления глубоко и осознанно. (всего ключей 8 и в своей методике я привязываю их к цвету, так как не все дети читают).
Ребята отвечают на вопросы. Например:
Показываю красным ключом на мальчика Льва, который в данный момент лежит на животе – Катя отвечает : функция Левы сейчас лежать на животе!
Показываю на тигра желтым ключом – Николь: это тигр, он хищное животное, у него когти и зубы острые, а сам красивый в полоску!
Показываю зеленым ключом на белку – Даша: ответственность человека не рубить лес, чтобы белкам было где жить. Еще в кормушки им еду покладывать надо, чтобы не голодно было.
Спасибо ребята, мне было очень приятно с вами! Я надеюсь, что вы всегда будете оберегать нашу природу и в том числе и всю планету Земля.
И в конце нашего занятия я хочу показать вам, как прекрасна, богата, разнообразна и в то же время очень ранима и хрупка наша общая планета Земля.
Клип № 2 (веселые изображения из жизни животных)