Конспект семинара «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»

Екатерина Евгеньевна Рыжкова
Конспект семинара «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»

Конспект семинара на тему:

«Формирование лексико-грамматических представлений

у дошкольников средствами наглядного моделирования»

Подготовила: учитель-логопед

Рыжкова Е. Е.

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель наглядного моделирования: обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.

Задачи, решаемые средствами наглядного моделирования:

1. Учить соотносить предметы, действия,признаки с их словесным обозначением:

- понимать обобщающие слова;

- понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

- понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

- понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

- понимать количественные числительные.

2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

- развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам.

- развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

- развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке.

4. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования.

5. Учить строить предложения разной структуры:

- развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

- развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Основные виды моделей:

Пиктограммы

Силуэтные изображения

Схемы

Условные обозначения

Чертежи

Мнемотаблицы

Примененяя наглядное моделирование по формированию лексико-грамматических представлений у детей,способствуем:

- систематизированному усвоению и запоминанию;

- повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

Мнемотаблица «Сказки»

Цель: «Обучение пересказу, составлению связного текста»

Материал: плакат – таблица с изображение сказок.

Инструкция: «Расскажи сказку, используя изображения»

Ход выполнения задания: Педагог просит ребенка рассказать сказку, используя наглядную опору в виде мнемотаблицы.

Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки, журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция: "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п. ?".

Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра "Исправь ошибку"

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материал: предметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др., карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

Инструкция: "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".

Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

Игра "Вкусный сок"

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока, вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".

Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра «Что на дереве»

Цель: «Практическое усвоение детьми согласования числительного с существительным с верными падежными окончаниями.

Материал: картонное дерево по временам года, вязаные предметы (яблоки, листочки, цветочки, снежинки).

Инструкция: «Повесь на дерево по одному яблоку»

Ход выполнения задания: Педагог, указывая нужное время года, предлагает детям повесить на дерево предметы по сезону,при этом их пересчитывая: «На дереве растет одно яблоко, два яблока, три яблока….»

Игра «Найди маму»

Цель: «Практическое усвоение детьми названий животных и их детенышей»

Материалы: предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция: «Найди маму каждому животному»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям подобрать к каждому животному детенышей,при этом проговаривая: «у кошки – котята…»

Игра «Живое - неживое»

Цель: «Научить детей отличать предметы неживого происхождения от живых организмов»

Материалы: картинки в виде таблицы с изображением живых и неживых предметов, маленькие картинки с изображением этих же предметов.

Инструкция: «Разложи карточки по местам»

Ход выполнения задания: Педагог просит детей разложить карточки с изображением живых существ на таблице «живое», а неживых на таблице «неживое»,при этом задавая вопросы: Кто? Что?

Игра «Кто как кричит»

Цель: «Активизация и обогащение пассивного и активного словаря»

Материалы: картинки с изображением животных, картинки на прищепках с изображением еды для каждого животного.

Инструкция: «Изобрази, как кричит каждое животное»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям изобразить, как кричат животные и подобрать прищепку с едой для каждого.

Игра «Где что можно делать»

Цель: «Активизация и обогащение глагольного словаря»

Материалы: сюжетные картинки с изображением парка, речки, детского сада, леса и т. д.

Инструкция: «Расскажи, что можно делать в магазине, парке…»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям рассказать, что можно делать в определенном месте, а что нельзя.

Игра «Умный кубик»

Цель: «Активизация и обогащение словаря существительных»

Материалы: кубики, на каждой из граней которых изображены предметы в соответствии с лексической темой.

Инструкция: «Аккуратно брось кубик и расскажи, какая картинка выпала»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям по очереди бросать кубик, называя при этом картинку, которая выпала.

Игра «Образуй слово»

Цель: «Научить детей правильно образовывать слова»

Материалы: картинки для индивидуальной и подгрупповой работы.

Инструкция: «Назови, что изображено на картинке и подумай, из каких двух слов состоит название этой картинки»

Ход выполнения задания: Педагог показывает детям картинки с изображением самоката, ледокола, паровоза, самовара и др. и просит назвать, из каких слов они образованы – сам варит самовар, лед колит ледокол и т. д.

Игра «Кто что делает. Профессии»

Цель: «Активизация и обогащение словаря существительных, глаголов в творительном и предложном падежах»

Материалы: пазлы с изображением профессий и предметов, которые используются в этих профессиях.

Инструкция: «Составь правильно пазл»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям собрать пазлы в соответствии с тем, какими предметами пользуется представитель данной профессии: врачу для работы нужны таблетки, уколы, микстуры и т. д.

Игра «Что лишнее»

Цель: «Активизация глагольного словаря с использованием падежных окончаний»

Материалы: картинки с изображением представителей разных профессий и предметов, нужных либо ненужных в данной профессии, пуговицы.

Инструкция: «Закрой пуговицей то, что ненужно для этой профессии»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям разложить пуговицы на ненужные предметы,при этом проговаривая: «пожарный пользуется пожарной машиной, огнетушителем, пожарным щитом, а не пользуется штурвалом и подзорной трубой».

Игра «Найди гнома»

Цель: «Отработка правильного употребления предлогов»

Материалы: сюжетные картинки с изображением гнома в разных положениях.

Инструкция: «Расскажи, где находится гном»

Ход выполнения задания: Педагог, показывая картинки, просит детей рассказать,где находится гном: под листом, над листом, за грибом и т. д.

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними.

И в заключении представляем вашему вниманию фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей логопедической группы.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Формирование лексико-грамматических категорий в летний период Консультация для родителей В летний можно пополнять словарь детей по темам «Ягоды», «Цветы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Деревья»,.

Презентация «Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико-грамматического строя речи» Использование метода наглядного моделирования в формировании лексико – грамматического строя речи Моделирование продукт сложной познавательной.

НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи по занимательному сюжету «Сказочная почта» Задачи: упражнять детей в образовании относительных прилагательных; упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного.

Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии Педагогический совет «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной.

Тема: Предлог ПОД Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Предлог ПОД (второе занятие по теме) Программные задачи: 1. уточнить пространственное значение предлога «ПОД»; 2. учить воспринимать.

Презентация проекта «Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр» «Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического.

Проект «Формирование связной речи у дошкольников средствами моделирования» Проект «Формирование связной речи у сташих дошкольников средствами моделирования». «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему словам.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР по теме «Дикие животные» Развитие лексико-грамматических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные» Цель: показать.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект семинара «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»
Опубликовано: 16 января 2018 в 10:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...